Священный Синод утвердил поименные списки Соборов Московских и Крымских святых и принял ряд других решений о прославлении угодников Божиих
12 марта 2024 года члены Священного Синода имели суждениеоб утверждении ряда соборов святых и о внесении измененийв таковые (журнал № 20), сообщает Патриархия.ru.
В ходе заседания 16 мая 2023 года (журнал № 31) СвященныйСинод определил: «О дальнейшем дополнении поименныхсписков местных соборов святых, а также об утвержденииновых списков иметь суждение по мере подготовки таковыхСинодальной комиссией по канонизации святых вовзаимодействии с Управлением делами Московской Патриархиии соответствующими епархиями, с представлением результатовработы Священному Синоду».
12 марта по предложению Святейшего Патриарха Московского ивсея Руси Кирилла участники заседания Синода постановилиутвердить поименный список Собора всех святых, в землеМосковской просиявших.
На основании рапортов председателя Синодальной комиссии поканонизации святых епископа Троицкого Панкратия иобращений местных Преосвященных утверждены поименныесписки Собора святых Крымской митрополии (память 15/28декабря), Собора новомучеников и исповедников Крымскоймитрополии (память 19 ноября / 2 декабря). В поименныйсписок Собора святых Новосибирской митрополии включено имяблаженной Домны Томской.
* * *
В ходе заседания Синода епископ Троицкий Панкратий такжепредставил рапорт относительно ходатайства архиепископаОдинцовского и Красногорского Фомы о включении именимирянки Надежды Васильевны Семеновой в Собор новомученикови исповедников Церкви Русской (журнал № 21).
Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «Впослесоборное время поименное включение в состав ужепрославленного Собора новомучеников и исповедниковРоссийских совершать по благословению Святейшего Патриархаи Священного Синода, на основании предварительныхисследований, проведенных Синодальной комиссией поканонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборномпрославлении Новомучеников и исповедников Российских).
Архиепископ Фома ходатайствовал о включении в Соборновомучеников и исповедников Церкви Русской имени мирянкиНадежды Васильевны Семёновой.
Надежда Васильевна Семенова родилась 8 сентября 1865года в городе Воскресенске (ныне город Истра)Звенигородского уезда Московской губернии. Крещена вмладенчестве в Вознесенском храме города Воскресенска.Впоследствии Надежда была прихожанкой, с 1928 года —старостой этого храма. Обучение проходила в расположенномрядом с упомянутым храмом училище.
С приходом советской власти ее представители началиборьбу с верующими Воскресенска, добиваясь закрытияВознесенского храма. В 1922 году властями из храма былиизъяты богослужебные сосуды, серебряные части Евангелий,четыре креста и другая церковная утварь. 10 мая 1934 годав храм прибыла назначенная местными властями комиссия сцелью признать храм аварийным и непригодным длядальнейшего использования без произведения капитальногоремонта. После осмотра комиссия потребовала в течениемесяца снести купол храма и построить плоскую кровлю,снять колокола и разобрать верхний ярус колокольни. Членыприходского церковного совета пытались оспорить решениекомиссии, обращаясь в различные инстанции вплоть доПрезидиума ВЦИКа. Основную ответственность за обращениевзяли на себя Милица Кувшинова и Евдокия Кузьминова,Надежда Семёнова (спустя некоторые время Милица и Евдокиябыли арестованы и расстреляны; ныне прославлены в ликесвятых мучениц).
14 февраля 1937 года молодой комсомолец Павел Щаповнаписал донос в Истринский районный отдел НКВД, заявив,что в доме, где он живет как квартирант, хозяйка домаНадежда Васильевна Семёнова держит связь со священниками иагитирует за религию, а впоследствии на допросе добавил,что Надежда якобы критически отзывалась о деятельностисоветских властей. После тайного расследования и опросадругих людей 21 августа 1937 года Надежда Васильевна былаарестована и заключена в Таганскую тюрьму в Москве. 11ноября 1937 года тройка УНКВД по Московской областиприговорила ее к восьми годам заключения висправительно-трудовом лагере. 16 декабря она прибылаэтапом в Тайшетлаг Иркутской области. В возрастесемидесяти двух лет Надежда Васильевна скончалась 8 мая1938 года в 6-м лагпункте Тайшетлага и была погребена наАкулынетском кладбище в Тайшетском районе.
Члены Священного Синода постановили включить имя мирянкиНадежды Васильевны Семеновой в поименный список Соборановомучеников и исповедников Церкви Русской, память святойсовершать в день ее кончины — 25 апреля / 8 мая.Честные останки святой Надежды, исповедницы, в случае ихобретения, постановлено считать святыми мощами и воздаватьим достодолжное почитание, а также писатьновопрославленной святой икону для поклонения, согласноопределению VII Вселенского Собора.
Имя святой Надежды, исповедницы, решено внести в поименныйсписок Собора всех святых, в земле Московской просиявших.
* * *
Участники заседания Священного Синода также заслушалирапорт епископа Панкратия относительно ходатайствамитрополита Вологодского и Кирилловского Саввы оканонизации в лике местночтимых святых братии Синозерскогомонастыря иеромонахов Сергия и Авраамия, схимонаха Ефремаи послушника Василия (журнал № 22).
Согласно пункту ф статьи 25 главы V Устава РусскойПравославной Церкви, «в обязанности СвященногоСинода входит канонизация местночтимых святых».
В соответствии с определением Священного Синода от 15 июля2016 года (журнал № 66), «правом ходатайствовать опрославлении подвижника благочестия к местному почитаниюобладают: в митрополиях — архиерейские советымитрополий».
Архиерейский совет Вологодской митрополии обратился сходатайством к Святейшему Патриарху Московскому и всеяРуси Кириллу о канонизации в лике местночтимых святыхбратии Синозерского монастыря иеромонахов Сергия иАвраамия, схимонаха Ефрема и послушника Василия.
Иеромонахи Сергий и Авраамий, схимонах Ефрем ипослушник Василий были насельниками Синозерскогомонастыря, основанного преподобномучеником ЕвфросиномСинозерским в 1594 году на берегу Синичьего озера взападной части Устюженского уезда Новгородской губернии(ныне Троице-Благовещенская Евфросино-Синоезерская пустынь— мужской монастырь Череповецкой епархии). В 1612году множество людей спасалось от польского разбоя впустыни преподобномученика Евфросина. 19 марта преподобныйЕвфросин предсказал, что поляки идут в пустынь, исоветовал всем бежать, но сам старец не уходил, поскольку,как он говорил, «Христа ради пришел умереть в святоеместо это». Решившие последовать примеру своего аввыи до конца оставшиеся верными Богу и Его Святомупромышлению другие насельники обители, среди которых былииеромонахи Сергий и Авраамий, схимонах Ефрем, послушникВасилий, разделили с преподобномучеником Евфросином егоучасть и были мученически убиты 20 марта 1612 года.Преподобномученик Ефросин был прославлен во святых в 1912году. Его ученики, разделившие с ним мученический подвиг,почитаются наравне с ним в Вологодской епархии. Местапогребения иеромонахов Сергия и Аврамия, схимонаха Ефремаи послушника Василия неизвестны.
Священный Синод постановил причислить к лику святых дляместного почитания иеромонахов Сергия и Авраамия,схимонаха Ефрема и послушника Василия, памятьпреподобномучеников Сергия, Авраамия, Ефрема и Василиясовершать 20 марта / 2 апреля.
Честные останки преподобномучеников Сергия, Авраамия,Ефрема и Василия, в случае их обретения, постановленосчитать святыми мощами и воздавать им достодолжноепочитание, а также писать новопрославленным святым иконыдля поклонения, согласно определению VII ВселенскогоСобора.
Имена преподобномучеников Сергия, Авраамия, Ефрема иВасилия решено включить в поименный список CобораВологодских святых.