new_logo.png
 
 
 

 
 

Видео материалы



Все видео










Партнеры

srub8831.jpg amin8831.jpg fondab8831.jpg

Новости

Возврат к списку

Участники Собрания игуменов и игумений обсудили актуальные вопросы монашеской жизни 25 сентября 2022

Участники Собрания игуменов и игумений обсудили актуальные вопросы монашеской жизни

23 сентября 2022 года в Зале церковных соборов ХрамаХриста Спасителя в Москве состоялось Собрание игуменов иигумений монастырей Русской Православной Церкви, котороевозглавил Святейший Патриарх Московский и всея РусиКирилл.

В собрании приняли участие 500 игуменов и игумениймонастырей из 135 епархий Русской Православной Церкви.Участники заслушали 5 докладов. После выступленийдокладчики ответили на вопросы, поступившие из зала,сообщает Патриархия.ru.

Главным событием Собрания стало участие СвятейшегоПатриарха Кирилла. В своем Первосвятительском словеПредстоятель Русской Православной Церкви осветилприоритетные для современных монастырей задачи.

Важные аспекты современной монашеской жизни также отразилив своих выступлениях и другие докладчики.

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий,председатель Комиссии Межсоборного присутствия по вопросаморганизации жизни монастырей и монашества, в докладе«Опыт деятельности Комиссии Межсоборного присутствияпо вопросам организации жизни монастырей и монашества запоследний период (2016-2022 гг.). Актуальныевопросы» представил отчет о работе Комиссии втечение семи лет и кратко познакомил с подготовленными заэто время документами. Его Высокопреосвященство отметил,что все эти документы посвящены насущной монашеской жизнии являются обобщением духовного опыта вселенского ирусского монашества применительно к вызовам современногомира. Они активно обсуждались на заседаниях Комиссии,круглых столах и экспертных совещаниях с участием широкогокруга монашествующих. Семь из девяти разработанныхдокументов уже получили одобрение Святейшего ПатриархаКирилла и Священного Синода, два находятся нарассмотрении.

Речь идет, в первую очередь, о Положении о монастырях имонашествующих, потребность в котором имела глубокиеисторические корни, начиная с подготовки ОсвященногоСобора 1918 года. Документ прошел стадии обсуждения вмонашеских общинах, в епархиях и на официальных церковныхплощадках в интернет-пространстве. Принятый на ОсвященномАрхиерейском Соборе 2017 года, он, как сказал владыкаГеоргий, по-прежнему остается живым и развивающимся всоответствии с новыми задачами и проблемами, возникающимив жизни монашества.

С Положением напрямую соотносятся все другие принятые ипринимаемые в настоящее время документы: Концепцияразработки и принятия внутренних уставов в монастыряхРусской Православной Церкви, «Священнослужениемонахов в женских монастырях» и«Священнослужение монахов на приходах»,Положение о постригах, совершаемых в духовных учебныхзаведениях, и о монашеских общинах при духовных учебныхзаведениях, «Духовное руководство монашествующими вмонастырях», «Келейное правиломонашествующего», «Практические аспектыпринятия в монастырь и духовного окормленияпослушников», «Взаимоотношение насельниковмонастырей с внешним миром в свете монашеских обетов. Обучастии монашествующих в социальных сетях».

Митрополит Георгий подчеркнул, что опыт деятельностиКомиссии, как и опыт работы Межсоборного присутствия вцелом, показывает, что соборным разумом можно взвешеннорешать насущные проблемы нашей духовной жизни.Высокопреосвященный владыка призвал правящих архиереев,игуменов и игумений постоянно соотносить с содержаниемданных текстов труды по устроению вверенных им обителей,так как эти документы ставят своей целью подлинноевозрождение монашества в Русской Православной Церкви.

В докладе на тему «Организация внутренней жизнимонастыря как фундамент духовного возрастаниямонашествующих» епископ Озерский Порфирий, наместникСпасо-Преображенского Соловецкого ставропигиальногомужского монастыря, напомнил о том, что совокупностьустановленных многовековой традицией монастырских порядкови действий, одни из которых побуждают и поощряют, а другиеограничивают и пресекают, имеет одну цель —собирание монастырского братства по образу Святой Троицы.Преподобный Сергий посвящал свой монастырь имени СвятойТроицы «дабы воззрением на Святую Троицу побеждалсястрах ненавистной розни мира сего». Именно в этихсловах, по мнению епископа Порфирия, заключена формулавзаимосвязи между духовным возрастанием монахов имонастырским уставом.

Драгоценное сокровище монашеской общины — еедуховное единство. Единством жизненных целей и ценностейсобравшихся братий, казалось бы, должно быть обеспеченоглавное условие для преодоления «ненавистного духамира сего», ведь все пришли сюда с целью обрестиспасение во Христе через совместное служение Ему. Однакобогопротивная брань просачивается, несмотря на это, и вмонастыри.

Для ответа на вопрос, как противостоять ей, владыкапосоветовал подумать, как чуждый дух проникает в братство.Единство монашеской общины терпит урон, когданевнимательный к движениям своего сердца брат оказываетсяувлечен неприемлемыми для общины мнениями или заботами.Лишенные благословения монастырского Священноначалия,подобные увлечения проникают в сердца наиболее слабыхиноков через решение их собственной воли.

В благоустроенном монастыре, по мнению наместникаСоловецкой обители, для уврачевания духовного недуга ивозвращения брата к состоянию единства существует целаясистема внутренних установлений, которую можно представитьв виде трех ступеней: собственный духовный и покаянныйтруд инока; обращение к духовнику — покаяннаяисповедь, и помощь игумена и духовного собора, в томслучае, если духовник видит, что не может помочь брату.Однако все это не заменяет и не отменяет главного —верности и терпения как основ духовного характера монаха.

Епископ Порфирий назвал грехами особого рода грехи,вносящие в общину раскол и разобщение. Осуждение, ропот,гнев, ложь, неприязнь, вражда, оставленные без должноговнимания, могут увлечь в свою пагубную сеть и другихнасельников монастыря. Особая ответственность впреодолении этого недуга лежит на духовном пастыре. Взавершение владыка напомнил святоотеческие изречения оглавной цели христианина — привести человеческоеестество в единение с самим собой и Спасителем радиобновления в нем образа и подобия Божия и во славуПресвятой Троицы. Наиболее удобные условия для достиженияэтой цели созданы в монашеской общине.

Выступление епископа Солнечногорского Алексия, наместникаДанилова ставропигиального мужского монастыря Москвы, былоозаглавлено «Традиции духовного руководства всовременной практике монастырей: основные направления иприоритеты».

Без духовного руководства не может быть монастыря какдуховной семьи. Это особое служение, доверяемое искусномунаставнику, который призван раскрыть духовному чадуистинную красоту жизни во Христе. Все святые учители,воспитывая учеников, опирались не на умозрительныезаключения, но на свой живой опыт, и задача нынешнихвоспитателей — передать неповрежденным лучшее вмонашеской традиции следующим поколениям, — таковыбыли основные положения, которые епископ Алексий предложилдля размышления участникам собрания.

Владыка в продолжение доклада постоянно обращался кличному драгоценному опыту общения с выдающимисядуховниками, в первую очередь с архимандритом Кириллом(Павловым). Именно от отца Кирилла он воспринял мысль, чток духовничеству нужно относиться как к послушанию. На этойнепреложной основе и вырастает талант духовногоруководства.

Лучший пример такого руководства, сказал ЕгоПреосвященство, — когда сам игумен являетсядуховником и хорошо знает свою братию. Важно, чтобы унасельников и насельниц всегда была возможность без боязниоткрыться духовному отцу, духовной матери-игумении. Формыобщения при этом могут быть различны — беседы,письменные наставления, по примеру Оптинских старцев.Главное — достичь мирного устроения воспитуемойдуши, а значит, не столько обличать, сколько ободрятьчеловека в трудных обстоятельствах и помогать ему обрестиверу в себя.

При этом каждый приходит в монастырь с багажом своейпрежней жизни, воспитания, характера. Нередко это ведет кнеразумным «подвигам», приносящим вред ивнутренний, и внешний. Пример же смирения, любви икротости монашествующий должен в первую очередь увидеть всвоем наставнике. Видя добрый пример, братство становитсяединодушным в терпении и прощении друг друга. Но нельзязабывать о том, что желающий преуспеть в монашестве самдолжен всерьез хотеть работать над собой, и тогда Господьдаст ему духовника, способного вести по пути спасения.

Епископ Можайский Иосиф, наместник Введенскогоставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, вдокладе «Отречение от мира и служение миру: миссиямонастырей сегодня» предложил участникам собраниярассмотреть вопрос — возможно ли отречение от мира вклассическом его понимании для насельников современныхмонастырей. Ведь если в древности, удаляясь даже вобщежительные монастыри, иноки были уверены, что мирскойдух не проникает за стены обителей, то сегодня ситуациясущественно изменилась. Насельники монастырей постоянновзаимодействуют с внешним миром, проникающим как в стеныобителей, так и в души монахов.

По мысли епископа Иосифа, сегодня отречение от мира, какнеобходимое основание монашеского подвига, является скореепроцессом, чем единократным актом. Успешный итог этогопроцесса во многом зависит от игумена монастыря, от того,насколько ему удастся создать условия, при которыхновоначальный инок на деле смог бы совершить отречение отмира. Если же игумен не ставит перед собой задачи оградитьобитель от того, что подрывает саму основу преуспеяния вмонашестве, то есть риск превратиться во внешних монаховбез всякой надежды когда-нибудь стать внутренними.

Переходя к части доклада, посвященной служению монастыреймиру, наместник Оптиной пустыни обратился к церковномупреданию, где есть множество примеров помощи иноков миру.Однако в сознании иноков нацеленность на служение мируотсутствовала. Никто никогда не говорил: стану монахом,чтобы служить миру, — они делали это либо попослушанию, либо следуя особому Промыслу Божию о себе.

Обращаясь к Оптинскому наследию, епископ Иосиф обратилвнимание игуменов и игумений, что следует не простоуказывать на пользу монашеского служения миру, но иразъяснять, чем такое служение полезно самим монахам инаходить безопасные формы, в которых оно можетосуществляться. Ведь тот, кто сам принимает от мирянмилостыню, обязан послужить миру не по убеждению, а подолгу. Кроме того, с аскетической точки зрения монах имеетвозможность познавать свои немощи в общении с людьми.Главным же служением миру были и остаются молитва за мир иокормление мирян, которые в наши дни нуждаются больше вутешении и снисходительном отношении, чем в строгомобличении. А более всего в просвещении светом ХристовойИстины.

В завершение участники выразили глубокую сыновнюю идочернюю благодарность Его Святейшеству, СвятейшемуПатриарху Московскому и всея Руси Кириллу за возможностьвстречи и общения с Предстоятелем, а также выразилинадежду на продолжение этой традиции и в будущем.


Источник

Возврат к списку



 


a_b.jpg

За веру православную

Перейти к разделу

 

Образование и воспитание

Перейти к разделу

 

Святая русь

Перейти к разделу

Современные проблемы

Перейти к разделу

 

Православный образ жизни

Перейти к разделу

 

Новости за рубежом

Перейти к разделу

Проповеди

Перейти к разделу

 

История церкви

Перейти к разделу

 

Русская история

Перейти к разделу

 
  Карта сайта / Обратная связь
Официальный сайт Международного общественного движения "ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ"
Разработка и поддержка сайта ИТ-компания "Зебрус"
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru