new_logo.png
 
 
 

 
 

Видео материалы



Все видео










Партнеры

srub8831.jpg amin8831.jpg fondab8831.jpg

Новости

Возврат к списку

Зарубежные участники конференции Синодальной библейско-богословской комиссии осветили различные аспекты темы первенства и соборности в Православии 18 сентября 2021

Зарубежные участники конференции Синодальной библейско-богословской комиссии осветили различные аспекты темы первенства и соборности в Православии

16 сентября 2021 года на конференции «МировоеПравославие: первенство и соборность в свете православноговероучения» в онлайн-режиме выступили иерархиПоместных Православных Церквей: епископ Бачский Ириней(Сербская Православная Церковь), архиепископ СевастийскийФеодосий (Иерусалимская Православная Церковь), митрополитГорийский и Атенский Андрей (Грузинская ПравославнаяЦерковь), митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор(Кипрская Православная Церковь), протопресвитер ГеоргийЗвиададзе (Грузинская Православная Церковь), сообщаетПатриархия.ru. С приветственнымсловом к участникам форума обратился иерарх КипрскойПравославной Церкви митрополит Тамасосский и ОринийскийИсаия.

Доклад епископа Бачского Иринея был посвящен теме«Церковная автокефалия вчера и сегодня».

Говоря о предоставлении Константинопольским Патриархомавтокефалии украинским раскольникам, епископ Иринейподчеркнул: «Автокефалия должна быть подтверждениеми укреплением соборности и единства Церкви, а на деле онастала стеной соблазна и камнем преткновения. Она не тольконе служит укреплению православной веры и росту телаВселенской Православной Церкви, но прежде всего не служитпастырскому сотериологическому старанию о спасении душвсех верующих, а наоборот, к сожалению, сегодняупотребляется как орудие и средство для разрушенияединства Церкви с тенденцией редефиниции православнойэкклезиологии».

«Канонический беспорядок, каноническая анархия,вмешательство и вторжение на каноническую территориюдругих Поместных Православных Церквей уже получает своежалкое квазибогословское объяснение и оправдание, —сказал, в частности, владыка Ириней. — Пастырскийаспект и сотериологическая перспектива деятельности Церквив мире становятся неважными или даже игнорируются. Все этопроисходит на наших глазах, показано в наши дни напечальном примере поведения КонстантинопольскогоПатриархата — нашей Матери-Церкви, к сожалению,забывшей, что означает настоящая материнская забота илюбовь».

«Ситуация очень трагическая, опасная, но я уверен,что как в день Пятидесятницы, так и через всю историюЦеркви Дух Святой руководит в Церкви. Спаситель насубеждает, что врата ада не одолеют ее, не смогут победить,и я уверен, что найдется какое-то решение. Потому что еслиэтот раскол продлится слишком надолго, то, к сожалению,будет неизбежен новый раскол наподобие того, что был вXVIII столетии, и вина будет на тех, кто вызвал такойраскол. Дай Бог, чтобы такого не было и как-то со временемситуация уврачевалась», — выразил надеждусербский архиерей.

Среди спикеров конференции был также архиепископСевастийский Феодосий, который выразил поддержку РусскойПравославной Церкви. По его словам, на Святой Земленеустанно молятся об уврачевании раскола и признаютединственную каноническую церковь на Украине —Украинскую Православную Церковь и ее главу Блаженнейшегомитрополита Киевского и всея Украины Онуфрия.

В своем выступлении архиепископ Феодосий вспоминал осовместном богослужении с Его Блаженством у Гроба Господняв Иерусалиме: по его свидетельству, Митрополит Онуфрий«воздел руки и молился со слезами на глазах, чтобыэтот кризис прекратился, и Господь принес мир в ЦерковьУкраины». «Нас объединяет любовь, молитва инадежда на общее будущее мирового Православия»,— сказал архиепископ Феодосий.

Митрополит Горийский и Атенский Андрей выступил с краткимобзором некоторых вопросов истории автокефалий ГрузинскойПравославной Церкви. В своем докладе митрополит Андрей, вчастности, рассказал, что первыми проповедникамихристианства на территории Грузии были святые апостолыАндрей Первозванный и Симон Кананит. Массовое крещениегрузин произошло в IV веке благодаря миссионерству святойравноапостольной Нины, которая по праву считаетсяпросветительницей Грузии.

Иерарх также заметил, что вплоть до своей независимостиГрузинская Церковь находилась в каноническом подчинении неКонстантинопольской, а Антиохийской Православной Церкви.«Период становления церковной структуры в историиГрузинской Церкви был связан и с Каппадокией, и сАнтиохийским Патриархатом <…> Если церковнаялиния автокефалии Грузинской Православной Церкви быласвязана с Антиохийским престолом, то политическая линия,конечно же, всегда была связана с Константинополем»,— сказал он.

Митрополит Андрей подчеркнул, что Грузия достигла своегорасцвета при иверском царе Вахтанге I Горгаслане. В 455году он перенес столицу государства из Мцхеты в Тифлис и вновой столице заложил основание знаменитого СионскогоСобора. При Вахтанге в Грузии открылось 12 епископскихкафедр.

«С начала церковного кризиса об украинском вопросебыло совсем непросто (как митрополиту Никифору, так и мне,и другим Киккским архиереям) писать, говорить и вообщевыступать на данную тему, — сказал в приветственномобращении к участникам конференции митрополит Тамасосскийи Оринийский Исаия. — Вы знаете, что геополитическиесобытия заставляют Кипр следовать в русле евроамериканскойполитики со всеми вытекающими оттуда последствиями.Несмотря на это, мы говорим и пишем, а также умоляем Богапросветить нас "право править слово истины" так,как нам подсказывает наша архиерейская совесть, несмотряна негативные для нас последствия».

«Надеюсь, что святые и мученики православного Кипраи России будут предстательствовать пред Господом нашимИисусом Христом и Пресвятой Богородицей о единенииПравославной Церкви и скорейшем разрешении этой серьезнойцерковной проблемы, которая не должна былавозникнуть», — завершил свое видеообращениемитрополит Исаия.

Доклад митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора повидеосвязи зачитал архимандрит Серафим (Гавриков).

«Амбиции Вселенского Патриарха простираются теперьуже на всю Церковь: по сути, он выдвигает претензии направо вмешательства во внутреннюю жизнь всех ПоместныхПравославных Патриархатов и автокефальных Церквей»,— отмечает в своем докладе иерарх Кипрской Церкви.При этом с точки зрения истории и священных канонов навопрос о главенстве в Соборной Церкви может быть толькоодин не подлежащий сомнению ответ: «На протяжениидвух тысячелетий своей истории Православная Церковь никогоиз своих епископов не наделяла титулом и компетенциямиГлавы Церкви».

«Следовательно, яснее ясного — и это можнообосновать исторически, канонически, догматически, исходяиз иконописной традиции и писаний отцов — что ниодин из Предстоятелей, Патриархов или глав АвтокефальныхЦерквей не может заменить единственного неизменного ГлавуЦеркви, Господа нашего Иисуса Христа. Церковь в своейсоборности и кафоличности не имеет иного Главы, кромеГоспода нашего Иисуса Христа. Высшей канонической властьюв Церкви являются Вселенские Соборы, а не кто-либо изПредстоятелей Православных Поместных Церквей. Издревле вЦеркви верили во Вселенский Собор как непогрешимый ивысший институт Церкви и экклезиологически трактовали еготаким образом», — сказал митрополит Никифор.

Протопресвитер Георгий Звиададзе, ректор Тбилисскойдуховной академии и семинарии, посвятил свой докладвопросу первенства в эпоху Вселенских Соборов.

«Единство Церкви на универсальном уровне возможнолишь единством Поместных Церквей в евхаристическом,экклезиологическом контексте, — подчеркнул о.Георгий. — Из святой Евхаристии исходит не толькоединение всех Поместных Церквей, но и уважение к церковнойцелостности и кафоличности каждой Поместной Церкви.Единство на универсальном уровне, которое принижаетцелостность и кафоличность какой-либо Поместнойавтокефальной церкви противоречит евхаристическойэкклезиологии. Все воззрения о первенстве святого апостолаПетра, которые воспринимаются как примат полномочияпапского правления, разрушают принципы евхаристическойэкклезиологии, что чуждо и неприемлемо для православнойтрадиции».

В докладе отмечалось, что Апостольские правила и правилаВселенских Соборов не допускают ни самовластияпервенствующего епископа, ни, тем более, абсолютизма вцеркви: «Высшая инстанция для решениярелигиозно-канонических вопросов принадлежит Соборуепископов — Поместному или, если того требуетобстоятельства, Вселенскому. Синодальный принципподразумевает, что высшие органы правления ПравославнойЦеркви не носят единоличного характера, как это принято вКатолической Церкви». В Православной Церкви высшиеорганы правления определяются синодальным принципом,который заключен в правилах Первого и Второго ВселенскихСоборов.

«Поместная автокефальная Церковь осуществляетуправление абсолютно независимо. Нормами каноническогоправа строго определен принцип автокефалии — этотпринцип соблюдался еще во времена апостолов: в течениеI-III вв. все епископы в пределах своей епархии былинезависимы. Положение меняется в начале IV века, когда впределах провинций Римской империи появляются вначалемитрополии, а к VI веку формируются Патриархии, основаниекоторых не подразумевало ограничения количестваавтокефальных Церквей до пяти <...> В комментарияхвизантийского канониста, Антиохийского Патриарха ФеодораВальсамона ко 2 правилу Второго Вселенского собора ясноуказано, что за пределами Римской империи такжесуществовали автокефальные Церкви, среди них —Болгарская, Кипрская и Иверийская (т.е.Грузинская)», — отметил выступающий.

«Для церковно-канонической практики совершенно чуждосуществование какого-либо административного центра науниверсальном уровне, у которого были бы управленческиеполномочия», — резюмировал протопресвитерГеоргий Звиададзе.

Прозвучали также доклады представителей УкраинскойПравославной Церкви.

Так, епископ Белогородский Сильвестр, ректор Киевскойдуховной академии и семинарии, представил доклад на тему«Отражение учения о первенстве КонстантинопольскогоПатриарха в нормативных документах ПЦУ». В немепископ Сильвестр отметил, что церковные события,происходящие на Украине в последние несколько лет, сталииспытанием для всего мирового Православия: изданиеКонстантинополем томоса об автокефалии раскольничьей ПЦУне только «привело к глубокому кризису вовзаимоотношениях между Поместными ПравославнымиЦерквями», но и актуализировало проблему первенстваво Вселенской Церкви.

Выступающий отметил, что Патриарх Варфоломей«последовательно использовал украинскую церковнуюситуацию для того, чтобы декларировать свой особый статуссреди Поместных Православных Церквей».«Согласно уставу ПЦУ, власть КонстантинопольскогоПатриарха выходит за рамки Константинопольской Церкви иимеет универсальный характер. Это ставитКонстантинопольский Патриарший престол над всеми другимиПоместными Церквями. <…> Патриарх Варфоломейв выступлении, посвященном церковной ситуации в Украине,последовательно подчеркивает свой особый статус в мировомПравославии. Вполне очевидно, что КонстантинопольскийПатриарх пытается использовать украинскую ситуацию дляукрепления своих позиций в мировом Православии, поэтомунеудивительно, что в документах ПЦУ эта доктринасформулирована вполне однозначно», — сказалепископ Сильвестр.

«Константинопольский Патриарх присваивает себеисключительное право издавать томосы об автокефалииПоместных Православных Церквей, принимать апелляции отклириков всех Поместных Церквей на решения церковных судови осуществлять духовное руководство православнойдиаспорой. <...> Такое понимание первенства воВселенской Церкви прямо отвергнуто Русской ПравославнойЦерковью», — подчеркнул иерарх.

«Церковный конфликт в Украине в значительной степеникоренится в тех глубоких противоречиях, которые накопилисьво взаимоотношениях меду Поместными Церквями. Вполнеочевидно, что Константинопольский Патриарх пытаетсяиспользовать украинскую ситуацию для укрепления своейпозиции в мировом Православии и для продвижения доктрины освоем первенстве во Вселенской Церкви», —сказал епископ Сильвестр.

«Каноническая коллизия во вмешательствеКонстантинопольского Патриархата в вопросы УкраинскойПравославной Церкви» — так назывался докладмитрополита Белоцерковского и Богуславского Августина,председателя Богословско-канонической комиссии при СинодеУкраинской Православной Церкви.

«Фактическое признание КонстантинопольскимПатриархом раскольнической "иерархии", состоящейиз лиц, рукоположенных раскольническими епископами иотлученными от Церкви, которые подлежат прещениям ианафематствованию Архиерейских Соборов Украинской иРусской Православных Церквей, является открытым вызовомвсем Поместным Православным Церквам», — заявилвладыка Августин.

По его словам, эта проблема требует оценки также с точкизрения пастырского богословия и морально-этическойпозиции, так как затрагивает и церковно-практическуюсоставляющую пастырского служения. «Высокая общаярелигиозность украинского народа при низкой грамотностиили даже отсутствии компетентности в вероучении, искусновплетенные в политический контекст, на бытовом уровнеспровоцировали окончательное стирание различий и полноеотсутствие адекватного осознания ситуации большинствомлюдей», — подчеркнул иерарх УкраинскойПравославной Церкви. — <...> На ежедневнойцерковной повестке дня так и остались открытыми инеразрешенными вопросы признания Таинств крещения,миропомазания, брака и священства, совершенные отлученнымиот Церкви раскольниками, а также использования ими святогомира, получаемого у представителей КонстантинопольскогоПатриархата в Америке еще задолго до сегодняшнихсобытий».

«По прошествии некоторого времени, когда канут влету проходящие социальные и политически-ориентированныеприоритеты легитимности и рукопожатности, актуальными дляВселенского Православия останутся лишь вопросы и ценности,находящиеся выше и вне этих категорий. И перед лицом Богаи истории Церкви понесут ответственность все те, кто былпричастен к данным историческим событиям и ихпоследствиям: от инициаторов до создающих информационныйшум на их фоне», — резюмировал митрополитАвгустин.

Организаторами и партнерами форума, работа которогопродолжится 17 сентября, выступили Синодальнаябиблейско-богословская комиссия, Отдел внешних церковныхсвязей Московского Патриархата, Общецерковная аспирантураи докторантура имени святых Кирилла и Мефодия. Мероприятиепроходит при участии Фонда поддержки христианской культурыи наследия.


Источник

Возврат к списку



 


a_b.jpg

За веру православную

Перейти к разделу

 

Образование и воспитание

Перейти к разделу

 

Святая русь

Перейти к разделу

Современные проблемы

Перейти к разделу

 

Православный образ жизни

Перейти к разделу

 

Новости за рубежом

Перейти к разделу

Проповеди

Перейти к разделу

 

История церкви

Перейти к разделу

 

Русская история

Перейти к разделу

 
  Карта сайта / Обратная связь
Официальный сайт Международного общественного движения "ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ"
Разработка и поддержка сайта ИТ-компания "Зебрус"
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru