Митрополит Волоколамский Иларион: «Попытка Константинополя ввести папскую власть в Православной Церкви привела к расколу мирового Православия»
Все более настойчиво звучащие со стороны представителейКонстантинопольского Патриархата заявления о резком«сближении» Православной Церкви и КатолическойЦеркви, о возможности их скорого воссоединения заставляетобратить особое внимание на содержаниеправославно-католического диалога в последние десятилетияи на вопросы, которые разделяют православных и католиков.
Коснувшись этой темы в эфире программы «Церковь имир», председатель Отдела внешних церковных связейМосковского Патриархата митрополит Волоколамский Иларионсреди вопросов догматического характера упомянул, вчастности, вопрос об исхождении Святого Духа, о почитанииПресвятой Богородицы, «Которая почитается в обеихтрадициях, но по-разному», передает Патриархия.ru.
Как отметил владыка, главным разделяющим вопросом остаетсявопрос о власти Папы в Церкви: «Мы не можем принятьтакую модель церковного устройства, где будет одинчеловек, считающийся непогрешимым, у которого будет властьнад всеми церковными Соборами. Мы говорим о том, чтоЦерковь является Соборной и Апостольской. Под соборностьюмы понимаем то, что на мирском языке можно было бы назватьколлективным разумом Церкви: у нас в каждой ПоместнойЦеркви Патриарх подотчетен Архиерейскому Собору, а неАрхиерейский Собор подотчетен Патриарху».
Есть много и других разделяющих моментов, которыенакопились за почти уже тысячелетнюю историю раздельногосуществования православных и католиков, подчеркнулпредседатель ОВЦС.
«Нужно очень трезво оценивать разногласия, и мыготовы их обсуждать в рамках православно-католическогодиалога, но не такого диалога, который превращается, посути, в манипулирование», — сказал митрополитИларион, констатировав: «То, чем занималсяКонстантинополь в православно-католическом диалоге впоследние годы, было попыткой манипулировать ПоместнымиПравославными Церквами с целью признания такой модели, прикоторой Константинопольский Патриарх получал бы какие-тоисключительные папские привилегии».
«С моей точки зрения, политика, которую проводилКонстантинополь в этом диалоге, была направлена не на то,чтобы достичь воссоединения православных и католиков, а нато, чтобы, позаимствовав католическую модель, создатьтакую же модель в Православной Церкви, — подчеркнулпредседатель ОВЦС. — Иными словами, чтобы у наспоявился некий непогрешимый "Папа", которыйпринимал бы единоличные решения, а мы все обязаны были быим подчиняться. В нашей Православной Церкви никогдатакого, слава Богу, не было. И я думаю, что никогда такогоне будет».
Как отметил митрополит Волоколамский Иларион, «этауродливая попытка Константинополя ввести папскую власть вПравославной Церкви уже привела к расколу мировогоПравославия».