new_logo.png
 
 
 

 
 

Видео материалы



Все видео










Партнеры

srub8831.jpg amin8831.jpg fondab8831.jpg

Новости

Возврат к списку

В Санкт-Петербурге прошла конференция «Святой Александр Невский. Вопросы канонизации и церковного почитания» 14 июня 2021

В Санкт-Петербурге прошла конференция «Святой Александр Невский. Вопросы канонизации и церковного почитания»

12 июня 2021 года в Святодуховском центреАлександро-Невской лавры в Санкт-Петербурге прошлаконференция «Святой Александр Невский. Вопросыканонизации и церковного почитания». С докладамивыступили историки и священнослужители из Санкт-Петербургаи Москвы, сообщает Патриархия.ru.

Профессор Санкт-Петербургской духовной академии АлексейПетров посвятил выступление новгородским событиям1255-1259 годов. Он остановился на эпизодах из историиВеликого Новгорода. В 1255 году из города был изгнаннаместник великого князя — его старший сын ВасилийАлександрович. Тем самым новгородцы показали неприятиевеликокняжеского суверенитета над, как они считали,вольным городом. Во второй раз они воспротивились властиАлександра Невского, не пустив в Новгород татарскихчиновников для переписи населения. Тогда Василий горожанподдержал, за что был смещен и сослан отцом. Ученыйрассмотрел эти два эпизода в контексте борьбы двухсословий: «меньших», то есть черни, и«вятших», то есть знати, бояр. Он опровергмнение, что это была территориальная борьба, определив еекак сословную. Великий князь в этом противостоянии мудрокомбинировал проявление силы с уговорами и компромиссами.

Доклад ректора Свято-Филаретовского института АлексеяМазурова был посвящен первому посмертному чуду АлександраНевского. В житии святого описан эпизод, когда во времяего похорон митрополит Кирилл хотел вложить в рукуусопшему разрешительную молитву. Умерший поднял руку ивзял ее сам. Свидетелями чуда были сам митрополит, егоэконом и автор жития. Докладчик предложил разобраться, чтоименно вкладывал владыка Кирилл в руку великого князя. Всписках жития этот свиток назывался по-разному. До XIVвека в похоронном обряде не было традиции вкладыватьразрешительную молитву в руку покойного, ее читали надгробом вслух. Но в гроб действительно вкладывались тексты,наиболее древний из них — душевная грамота, котораяявлялась письменно оформленным завещанием. Поскольку житиесвятого подвергалось редакциям, то и тексты, актуальныедля каждого временного отрезка, смешивались. Очевидно, вруку князю было вложено его завещание — душевнаяграмота — где был зафиксирован раздел земель средиего сыновей.

На многочисленных редакциях, которым подвергалось житиесвятого, остановился проректор СПбДА протоиерей КонстантинКостромин. Сразу после смерти Александра Невского былонаписано его житие. Существовали немногочисленные примеры,среди которых — святые князья Борис и Глеб, князьАндрей Боголюбский и еще несколько. Однако их жития непретерпевали существенных изменений. Житие великого князяне раз редактировалось, что свидетельствует о том, что онволновал умы многих поколений. Повесть о нем пыталисьсделать понятной для конкретной эпохи. В ранней редакцииего нигде не называют святым, а на первое место выходитего храбрость, которую постоянно испытывают — некийримский король и татарский хан Батый. В первом случаехрабрость испытывается в бою, во втором — вдипломатии. Великий князь выступает как праведный,боголюбивый и человеколюбивый. Он одним из первых получилсвятость не благодаря мученической кончине — каккнязья до него — а благодаря праведности. В редакцииXIV века появляется термин «святое тело», чтосвидетельствует о почитании его мощей. Через столетие онуже называется благоверным. Макарьевский Собор 1547 годаподтвердил его святость, а не установил ее. Она былаочевидной для царской семьи, для народа, для тех, ктомолился у мощей в Рождество-Богородичном монастыреВладимира.

Директор Института истории и социальных наук Российскогогосударственного педагогического университета им. А.И.Герцена Роман Соколов посвятил доклад образу АлександраНевского в культурном дискурсе предвоенной эпохи XX века.После 1917 года великий князь оказался в забвении из-засвоей святости. Наступала атеистическая эпоха, и святым вней не было места. Но уже в 1937 году выходит перваястатья историка и библиографа Антона Козаченко о победахполководца над шведами и немецкими рыцарями, автор провeлпараллели между агрессивными планами Гитлера в отношенииСССР и действиями немецких рыцарей в XIII веке. В1937-1939 годах в СССР стали выходить публикации,прославлявшие победы Александра Невского над немецкимирыцарями, в которых последние изображались как опасный,жестокий и коварный враг. Личность Александра Невскогостановится частью советской культуры. Выходит знаменитыйфильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский».В нем впервые в положительном ключе изображенодуховенство.

Главный архивист Центрального государственного архиваСанкт-Петербурга, профессор СПБДА Михаил Шкаровскийостановился на истории формирования образа АлександраНевского как покровителя Северной столицы с середины XVIIIвека и на судьбе его мощей в XX веке. В городе многоесвязано с именем великого князя. К 1917 году существовало58 алтарей, освященных в его честь, и 30 отдельно стоящиххрамов. Это были полковые церкви, храмы пригосударственных и учебных учреждениях, дворцовые,больничные и даже кладбищенские. Все они были закрыты в1918-1933 годах. Первой открылась кладбищенская церковьсвятого Александра Невского в Шувалово в 1966 году.

Несколько десятков городских предприятий в начале XX веканосили имя святого. Оно также присутствует в городскойтопонимике: в честь Александра Невского названы площадь иулица возле Лавры, станция метро, мост. Деятели культуры иискусства посвящали ему свои произведения. Проектпамятника святому существовал еще в 1914 году, однако егоустановке помешали революционные события. Сейчас в городеи окрестностях семь памятников Александру Невскому.

Иерей Димитрий Пономарев остановился на жизни Лавры в XXIвеке, проанализировав основные события, повлиявшие нановейшую историю монастыря.

Императорскому типу иконографии святого посвятил докладруководитель иконописной мастерской монастыря ДмитрийМироненко. Как и житие, иконография князя чуткореагировала на изменения в государственной политике. ЭпохаПетра Великого приносит новые знаки власти —инсигнии, которые появляются на парадных портретах иобозначают Петра уже не как царя, а как императораРоссийского. Меняется система зрительных образов. Малотого, что Петр запретил изображать Александра Невского какмонаха, что было принято на древних иконах, теперь и образВеликого князя становится неактуальным, хотя неотвергается полностью. Короли и императоры Европы концаXVII — начала XVIII веков изображаются с имперскимизнаками власти — скипетром, державой, венцом —а также зачастую в рыцарских латах. Это формировалонепривычный облик правителя для рядового россиянина. Петрунеобходим был авторитетный пример для утверждения своегообраза как императора в российском обществе. На этуидеологическую роль прекрасно подошел Александр Невский.Императорский тип иконографии святого сформировался наоснове парадных коронационных портретов Петра. Она непретендует на историческую достоверность, посколькудревнерусский князь, сам боровшийся с рыцарями, не могносить рыцарские средневековые доспехи. Однако образвеликого князя как императора успешно используется дляпрославления нового типа власти в России.

В тот же день в Лавре молитвенно отметили день рождениясвятого благоверного великого князя Александра Невского.Божественную литургию в храме его имени совершил наместникмонастыря епископ Кронштадтский Назарий в сослужениибратии, а также протоиереев Андрея Дьяконова и ГеннадияНикитина. За богослужением пел архиерейский хор обители.

* * *

Князь Александр Ярославич Невский (1221-1263) родилсяв семье переяславского князя Ярослава Всеволодовича иприходился внуком знаменитому Всеволоду Большое Гнездо.Прославился как умелый и удачливый полководец, непотерпевший ни одного поражения, и как мудрый правитель иполитик, который заложил основы развития России каквеликого государства. С его именем связано успешноевоенное противостояние шведам (битва в устье реки Ижоры в1240 году, когда новгородский князь Александр Ярославичразбил шведов и получил свое прозвище«Невский»), немецкому Тевтонскому ордену(знаменитое Ледовое побоище 1242 года) и литовцам. Своимипобедами он остановил наступление западных соседей нарусские земли, а искусной дипломатией сдержал агрессиюЗолотой Орды. Скончался великий князь в схиме (высшаяступень православного монашества) с именем Алексий и былпогребен 6 декабря 1263 года в Рождественском собореВладимира. Местное его почитание было установлено в 1380году, в 1547-м он был прославлен Русской Церковью. 12сентября 1724 года мощи святого были перенесены вСанкт-Петербург.


Источник

Возврат к списку



 


a_b.jpg

За веру православную

Перейти к разделу

 

Образование и воспитание

Перейти к разделу

 

Святая русь

Перейти к разделу

Современные проблемы

Перейти к разделу

 

Православный образ жизни

Перейти к разделу

 

Новости за рубежом

Перейти к разделу

Проповеди

Перейти к разделу

 

История церкви

Перейти к разделу

 

Русская история

Перейти к разделу

 
  Карта сайта / Обратная связь
Официальный сайт Международного общественного движения "ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ"
Разработка и поддержка сайта ИТ-компания "Зебрус"
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru