На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили проблемы трансгуманизма в свете христианской антропологии
21 апреля 2021 года в Российском православном университетесв. Иоанна Богослова в Москве состоялось очередноезаседание научного лектория «Крапивенский 4».С докладом на тему «Трансгуманизм в светехристианской антропологии» выступил докторфилософских наук, доктор богословия В.Н. Катасонов,сообщает Патриархия.ru.
Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитическогоцентра Всемирного русского народного собора и Русскойэкспертной школы.
Докладчик отметил, что термин «трансгуманизм»возник в 1960-х гг. и впервые был использован общественнымдеятелем Джулианом Хаксли. В указанную эпоху получилираспространение идеи светского гуманизма, атеизма,внерелигиозной этики, а также т.н. крионики (заморозкичеловека).
На развитие трансгуманистических идей большое влияниеоказала значительная математизация науки, а также развитиекомпьютерной техники. В 1990 году была организована«Всемирная ассоциация трансгуманистов».
Трансгуманизм декларирует возможность развития жизни иразума вне рамок «человеческих форм» с помощьюнауки и технологий. Соответственно, в трасгуманизмеполучают развитие такие идеи, как «моделированиемозга», «перезагрузка сознания»,«свободное от материи сознание».Предполагается достижение «точкисингулярности», когда машины и искусственныйинтеллект научатся воспроизводить себя.
В.Н. Катасонов отметил, что, несмотря на весь«пафос», идеи трансгуманизма несостоятельны иутопичны. Так, относительно «пересадкисознания» неясно, что собственно«пересаживать», поскольку вопрос о том, чтотакое сознание, наукой не решен. Также многие особенностичеловека принципиально не получается смоделировать —например, наличие свободы выбора (недетерминированность).Со свободой связана ответственность человека, егокультура, творческая способность человека, религиознаяжизнь и пр. Все это смоделировать невозможно.
Говоря об отношении христианства к трансгуманизму, В.Н.Катасонов, прежде всего, отметил, что Церковью уже былотвергнут платонизм (неоплатонизм), с его идеями о вечнойматерии, предсуществовании душ и прочем. ТрансцендентныйБог в философии платонизма, как и трансгуманизма, непредполагается. В то же время, в христианскойантропологии, предполагающей существование Творца ичеловеческой свободы, положены четкие границы, которыетрансгуманистическая идеология преодолеть не в состоянии.
Докладчик отметил определенное трансгуманистическоеизмерение процесса цифровизации, в котором человексводится к своему «цифровому» образу,преодолеваются традиционные социальные связи, человек всеболее остается в одиночестве — наедине с миром исамим собой, что упрощает манипуляцию над людьми и имеет,тем самым, политические последствия.
Следующее заседание научного лектория «Крапивенский4» состоится 5 мая. С докладом на тему«Формирование представления о личности в российскойобщественной мысли XIX-XX веков» выступит доктористорических наук Ф.А. Гайда.
Лекторий «Крапивенский 4» организованРоссийским православным университетом, Всемирным русскимнародным собором и Русской экспертной школой. Руководительлектория «Крапивенский 4» — первыйзаместитель председателя Синодального отдела повзаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, декансоциально-гуманитарного факультета РПУ, докторполитических наук А.В. Щипков. Лекторий проходитеженедельно по средам с 18.00 до 19.00 (мск).