new_logo.png
 
 
 

 
 

Видео материалы



Все видео










Партнеры

srub8831.jpg amin8831.jpg fondab8831.jpg

Новости

Возврат к списку

Издательство Московской Патриархии выпустило «Великопостный служебник» в 3-х частях 23 марта 2021

Издательство Московской Патриархии выпустило «Великопостный служебник» в 3-х частях

Помногочисленным просьбам священников ИздательствоМосковской Патриархии выпустило «Великопостныйслужебник» в среднем аналойном формате,сообщает Патриархия.ru. Книга будет особеннополезна начинающим священнослужителям, а также тем, чьедополнительное церковное послушание не дает возможностичасто совершать богослужения Великим постом и тем самымлегко ориентироваться в их уставных особенностях.

Средний аналойный «Великопостный служебник»,как и карманный вариант, вышедший ранее, разделен на томав соответствии с уставной особенностью Великого поста— Лазарева суббота и Страстная седмица по уставустоят особняком от Святой Четыредесятницы(«свершивше святую Четыредесятницу...» —поется на вечерне пятницы 6-й седмицы). Такое делениепреследует и практическую цель: в течение большей частиВеликого поста священнослужителю нет необходимости иметь впервой части объемные чинопоследования Страстной седмицы.А когда настают святые и великие дни Страстной седмицы,священник может отложить до следующего года первый том ипользоваться следующим, каждый день в котором подробно ипредметно расписан без отсылок к другим страницам книги ибез запутанной навигации, всегда неизбежных приограниченном объеме. При этом, в отличие от карманноговарианта, средний аналойный «Великопостныйслужебник» выпущен в 3-х частях (том споследованиями служб Страстной седмицы также разделен надве части для удобства расположения книги на аналое).

В среднем аналойном «Великопостном служебнике»чинопоследования также даются по принципу «все наряду», за исключением светильничных и утреннихмолитв, которые многократно повторяются и поэтому сильноувеличивают объем книги. Чтобы добиться оптимальнойтолщины книги, позволяющей удобно расположить ее нааналое, эти молитвы помещены единожды в каждом томе, и приповторении их в других местах книги дается только отсылкана них. Исключением также является чинопоследованиеЛитургии свт. Василия Великого в Великую Субботу в 3-йчасти книги, полное дублирование которого привело бы кнеприемлемому увеличению объема книги.

То, что почти все тексты служебника даются полностью,может быть несколько утомительным для опытныхсвященнослужителей, знающих многое наизусть, но будет,несомненно, полезным для тех, кто только начинает служить,или тех, кто все тексты принципиально произносит по книге,чтобы ничего не напутать и не исказить.

Указания на молитвословия, исполняемые хором или чтецом,даются мелким кеглем в виде начальных фраз песнопения иличитаемого текста, что позволяет священнослужителю, с однойстороны, следить за ходом службы, с другой —помогает быстро находить глазами текст ектении, молитвыили возгласа, которые даются гораздо крупнее и сразу видныиз-за контраста кеглей.

Первая часть «Великопостного служебника»охватывает период Святой Четыредесятницы: повторяющиесяслужбы седмичных дней, а также последование утрени в«заупокойные» субботы, устав НеделиКрестопоклонной с особенностями выноса Честного Креста,последование утрени в четверг пятой седмицы(«Мариино стояние») и утрени в субботу пятойседмицы (Похвала Пресвятой Богородицы). Заключает книгупоследование Пассии и Месяцеслов с февраля по апрель.

Для удобства пользования изобразительны и вечерня даются вдвух вариантах: первый вариант — когда нет ЛитургииПреждеосвященных Даров, второй вариант — когда онасовершается. Поскольку дней без Литургии ПреждеосвященныхДаров больше, в книге сначала завершается цикл для этихдней: изобразительны, вечерня, лития об усопших, великоеповечерие. А затем уже дается вариант для среды и пятницы(или другого дня, если на него попадает праздник храма илисвятого): изобразительны с соответствующим окончанием,вечерня и Литургия Преждеосвященных Даров.

В начале изобразительных для удобства помещены входныемолитвы.

В последовании великого повечерия вариант для первыхчетырех дней первой седмицы с чтением великого покаянногоканона прп. Андрея Критского выделен из общегопоследования декоративными разделителями.

Литургия Преждеосвященных Даров изложена последовательно,с богослужебными особенностями, принятыми в настоящеевремя: перенос Даров на антифонах 18-й кафисмы, раскрытиеантиминса на сугубой ектении и т.п.

Сразу после Литургии помещены молитвы по Святом Причащениив последовательном изложении (молитвы, «Нынеотпущаеши...», Трисвятое по «Отченаш...», тропарь и кондак свт. Григория Двоеслова,Богородичен и обычное окончание).

Отдельно дается молебен вмч. Феодору Тирону в пятницуПервой седмицы с каноном наряду, чтобы священник мог, прижелании или необходимости, читать его по Cлужебнику бездополнительной книги. После канона помещена молитва надколивом и отпуст этого дня.

В последовании утрени в заупокойные субботы 2-й, 3-й и 4-йседмицы Великого поста полностью помещена и 17-я кафисма.

В разделе «Неделя третия святых постов»помещено описание переноса блюда с Крестом на престолперед началом службы и порядок выноса Креста послевеликого славословия. Следом помещен порядок поклоненияКресту в понедельник и среду Крестопоклонной седмицы и впятницу — порядок поклонения и отнесения Креста валтарь.

В последовании утрени субботы 5-й седмицы (ПохвалаПресвятой Богородицы) в каждом месте чтения акафистауказывается диапазон икосов и кондаков с их первымисловами для более удобной ориентации в чтении.

В конце книги помещен фрагмент Месяцеслова — сфевраля по апрель включительно — в соответствии свозможными границами Святой Четыредесятницы. Месяцесловприведен в соответствие с составом современного церковногокалендаря.

Вторая и третья части «Великопостногослужебника» — последование служб по дням,начиная с утрени субботы святого праведного Лазаря изаканчивая Литургией в Великую Субботу и молитвойблагословения хлебов и вина после нее. Вторая частьзаканчивается Великой Средой. Третья часть — сВеликого Четверга по Великую Субботу.

Все службы, имеющие свои существенные особенности, дляудобства даны для каждого дня отдельно, начиная с ВеликогоЧетверга. На изобразительных в Великий Четверг так же, каки в первой части, помещены входные молитвы. Послеизобразительных даны молитвы облачения и последованиепроскомидии. Литургия свт. Василия Великого, начинающаясяс вечерни, помещена полностью в Великий Четверг.

В Великую Субботу Литургия свт. Василия, такженачинающаяся с вечерни, изложена до «Рцемвси...» после Евангелия. Далее нужно перелистнутьСлужебник на соответствующее место Литургии ВеликогоЧетверга, где в чине в известных местах службы приводятсяварианты текстов для Великой Субботы. А в последованииВеликой Субботы, после отсылки на Великий Четверг,приводится сразу отпуст Литургии и молитва благословенияхлебов и вина.

В уставные рубрики и заголовки Литургии свт. Василиядобавлены напоминания о выходе для священнодействий ксвятой Плащанице в Великую Субботу.

На утрени Великой Пятницы чтение каждого страстногоЕвангелия из 12-ти снабжено начальными и конечнымисловами, а на полях дублируется порядковый номеревангельского чтения в службе.

Уставные рубрики, в общем и частном, соответствуют«Богослужебным указаниям», много летвыпускаемым Издательством.

В соответствии с делением на три части выбрано иоформление для каждой из трех книг. Хотя они и составляюткомплект, но оформлены по-разному. Первая часть — втемно-сером переплете, что более соответствует временипокаяния. Вторая и третья части — в темно-зеленом ив темно-красном соответственно, потому что содержат службыпериода от Лазаревой до Великой Субботы, который раньшевходил в состав Триоди Цветной. Каждая книга — сзолотым тиснением, причем рамки томов, при одинаковомконструктиве, отличаются друг от друга степеньюукрашенности в соответствии с периодом, находящимся вкниге.

Книги напечатаны традиционным церковнославянским шрифтомTriodion в две краски на офсетной бумаге и снабжены каждаядвумя ляссе разных цветов.

Формат книги соответствует формату полюбившегосясвященнослужителям «Служебника»(«Вечерня и Утреня. Божественная Литургия ИоаннаЗлатоустаго»), выпущенного Издательством МосковскойПатриархии в 2019 году.


Источник

Возврат к списку



 


a_b.jpg

За веру православную

Перейти к разделу

 

Образование и воспитание

Перейти к разделу

 

Святая русь

Перейти к разделу

Современные проблемы

Перейти к разделу

 

Православный образ жизни

Перейти к разделу

 

Новости за рубежом

Перейти к разделу

Проповеди

Перейти к разделу

 

История церкви

Перейти к разделу

 

Русская история

Перейти к разделу

 
  Карта сайта / Обратная связь
Официальный сайт Международного общественного движения "ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ"
Разработка и поддержка сайта ИТ-компания "Зебрус"
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru