new_logo.png
 
 
 

 
 

Видео материалы



Все видео










Партнеры

srub8831.jpg amin8831.jpg fondab8831.jpg

Новости

Возврат к списку

Слушателям научного лектория «Крапивенский 4» был представлен доклад «Церковно-политические идеи русского религиозного радикализма XVII-XX веков» 27 февраля 2021

Слушателям научного лектория «Крапивенский 4» был представлен доклад «Церковно-политические идеи русского религиозного радикализма XVII-XX веков»

24 февраля 2021 года в Российском православномуниверситете святого Иоанна Богослова состоялось очередноезаседание научного лектория «Крапивенский 4».С докладом на тему «Церковно-политические идеирусского религиозного радикализма XVII-XX веков»выступил ученый секретарь Свято-АлексеевскойИваново-Вознесенской духовной семинарии, руководительмиссионерского отдела Иваново-Вознесенской епархии игуменВиталий (Уткин), сообщает Патриархия.ru.

Как отметил докладчик, со времен обсуждения вопроса обИНН, то есть с начала 2000-х годов, в церковной средесуществуют идейные течения, обычно характеризуемые какрадикальные. В настоящее время для таких теченийхарактерны так называемые«ковид-диссидентство» и антипрививочныенастроения. Одной из наиболее ярких фигур этогонаправления считается отлученный от Церкви НиколайРоманов.

Однако, по мнению игумена Виталия (Уткина), ни НиколаяРоманова, ни других подобных алармистских активистовневозможно считать «религиозными радикалами»:«Современные священники-алармисты, зачастуюпревозносимые их окружением в качестве"старцев", не создали ни своей собственнойполноценной экзегезы Священного Писания, ни литературнойтрадиции. Взгляды их, как правило, сумбурны. Резкокритикуя Священноначалие, они стремятся, тем не менее,непременно оставаться внутри Русской Православной Церкви.При этом для их биографий характерна тесная связь спредставителями власти и бизнеса».

Как считает игумен Виталий, для изучения внутрицерковногоалармизма необходимо сопоставить его с русским религиознымрадикализмом XVII-XX веков. Дискурс русского религиозногорадикализма начал формироваться еще до раскола в первыедесятилетия XVII столетия, в движении иеромонаха Капитона.Генезис этих идей автор видит в некоторых крайнихпрактиках северного монашества, когда не допускалосьразговение даже на Рождество Христово и Пасху.

Для русского религиозного радикализма были характерныследующие идеи:

1. Представление об антихристе не как о личности, а как осовокупности апостасии (всеобщего отступничества). Пословам игумена Виталия, «радикалы верили вколлективного, духовного антихриста, уже пришедшего ивоцарившегося».

2. Государственная власть и все социальные институтырассматривались религиозными радикалами в качествепроявлений власти антихриста. С этим связано отвержениелюбых действий власти: переписей населения, взиманияподатей, рекрутских наборов, паспортов и т.д. Некоторыегруппы отвергали даже наличные деньги.

По вопросу молитвы за власть среди радикалов произошлоразделение как в старообрядческом поповстве, так и вбеспоповстве. Так, в поповстве так называемые«неокружники» и «необщинники»выступили против «Окружного послания» 1862года и закона о регистрации старообрядческих общин 1906года.

К русскому религиозному радикализму докладчик относит инекоторые внутрицерковные движения, такие как хлыстовствои скопчество. За малым исключением, хлысты и скопцы внешнес Церковью не порывали. Между тем, отрицая мир, церковнуюи государственную власть, они образовывали свои общины,объединенные образом «спасителя», непрерывновоплощающегося в лидерах группы.

Заметным проявлением русского религиозного радикализмаигумен Виталий (Уткин) считает так называемые«картофельные бунты» 30-40-х годов XIX века.Их участники принадлежали к Православной Церкви, но виделив новой для России сельскохозяйственной культуре(картофеле) «антихлеб», то есть антипричастие.

Интересно, что в 1974 году в связи с переходом сбуро-зеленых на новые советские красные паспорта средиряда православных верующих ходил слух, будто бы«созрела» печать антихриста. Докладчик личнознал монахинь, которые на излете советского периодаотказывались от паспортов или пенсий из-за «властиантихриста». Последние бегунские скиты существовалив лесах Томской области еще в 80-е годы XX века. Такимобразом, дискурс русского религиозного радикализмасохранялся как во внецерковной, так и во внутрицерковнойсреде почти все XX столетие.

По мнению игумена Виталия (Уткина), ведя полемику противсовременного алармизма, необходимо опираться на анализвсей совокупности церковно-политических идей русскогорелигиозного радикализма прошлого.

Следующее заседание научного лектория «Крапивенский4» состоится 3 марта с.г. С докладом на тему«Секты и политика» выступит профессорФинансового университета при Правительстве РоссийскойФедерации О.А. Матвейчев.

Научный лекторий «Крапивенский 4»социально-гуманитарного факультета Российскогоправославного университета святого Иоанна Богослова открытв январе 2021 года. Студенты, преподаватели и друзья РПУприглашаются на встречи с известными российскими изарубежными экспертами в области богословия, общественныхнаук, политики, культуры, социальных процессов. Лекторийносит научно-просветительский характер. Задача лекторияпривлечь внимание к проблемам защиты каноничности икафоличности Православия и традиционных российскихценностей в контексте современных культурных, социальных иполитических процессов.

Лекторий «Крапивенский 4» организованРоссийским православным университетом, Всемирным русскимнародным собором и Русской экспертной школой. Руководительлектория «Крапивенский 4» — первыйзаместитель председателя Синодального отдела повзаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, декансоциально-гуманитарного факультета РПУ, докторполитических наук А.В. Щипков. Лекторий проходитеженедельно по средам с 18.00 до 19.00 (мск).


Источник

Возврат к списку



 


a_b.jpg

За веру православную

Перейти к разделу

 

Образование и воспитание

Перейти к разделу

 

Святая русь

Перейти к разделу

Современные проблемы

Перейти к разделу

 

Православный образ жизни

Перейти к разделу

 

Новости за рубежом

Перейти к разделу

Проповеди

Перейти к разделу

 

История церкви

Перейти к разделу

 

Русская история

Перейти к разделу

 
  Карта сайта / Обратная связь
Официальный сайт Международного общественного движения "ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ"
Разработка и поддержка сайта ИТ-компания "Зебрус"
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru