Шедевр иконописи - образ Богоматери Серафимо-Понетаевской представлен в музее им. Андрея Рублева
История экспонируемой на выставке иконы связана с семьейпоследнего русского императора. До революции онапринадлежала полковнику Дмитрию Николаевичу Ломану(1868–1918), занимавшему несколько ответственныхгосударственных должностей. С Николаем II и его супругойАлександрой Фёдоровной Д.М. Ломана связывали глубокаяличная дружба и преданность – императрица былакрестной матерью его сына Юрия. Икона, написанная одним излучших иконописцев того времени Николаем Емельяновым,по-видимому, была подарена ему государыней за труды построительству Феодоровского собора в Царском Селе –основной резиденцией императора Николая II.
Икона по своему облику имитирует трехчастный древнерусскийскладень, в центре которого размещен образ БогоматериСерафимо-Понетаевской, особо почитавшийся императрицей.Список с нее был при Александре Феодоровне в ссылке, онане расставалась с ним вплоть до своей трагической кончины.По сторонам Богоматери изображены святитель Николай,небесный патрон государя, и преподобный Серафим Саровский,канонизированный в 1903 году и чрезвычайно почитавшийсяцарской семьей как святой, благодаря заступничествукоторого на свет появился долгожданный наследник престола.Сложная программа заложена в сюжетах многочисленныхнебольших клейм, дополняющих основные изображения.
После революции икона, как и другое дворцовое имущество,была продана за рубеж, где сменила нескольких владельцев,а затем вернулась в Россию и ныне находится в частномсобрании Игоря Сысолятина.