new_logo.png
 
 
 

 
 

Видео материалы



Все видео










Партнеры

srub8831.jpg amin8831.jpg fondab8831.jpg

Новости

Возврат к списку

Первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.В. Щипков принял участие в XVIII Международных Панаринских чтениях 28 декабря 2020

Первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.В. Щипков принял участие в XVIII Международных Панаринских чтениях

26 декабря 2020 года заместитель главы Всемирного русскогонародного собора, советник председателя ГосударственнойДумы РФ, первый заместитель председателя Синодальногоотдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, декансоциально-гуманитарного факультета Российскогоправославного университета св. Иоанна Богослова докторполитических наук А.В. Щипков принял участие в XVIIIМеждународных Панаринских чтениях «Глобальные угрозыи солидарность цивилизаций», которые были приуроченык 80-летию со дня рождения выдающегося православногомыслителя А.С. Панарина (1940-2003), сообщает Патриархия.ru.

Организаторами чтений выступили МГУ им. М.В. Ломоносова иРоссийский институт культурного и природного наследия им.Д.С. Лихачева.

В чтениях приняли участие ученые МГИМО МИД России,Института философии РАН, Крымской Академии наук, Донецкогонационального университета, Русской экспертной школы,Московского государственного института культуры,Российского института истории искусств РАН.

Участники чтений напомнили слова Святейшего ПатриархаМосковского и всея Руси Кирилла, произнесенные им вактовом зале МГУ им. М.В. Ломоносова 28 сентября 2012 годав речи на вручении звания «почетного доктораМосковского Университета»: «Как писал нашсовременник, замечательный философ, политолог и публицистАлександр Сергеевич Панарин, идентичность русских людейскреплял православный идеал священного царства, основанныйна высшей правде и жертвенном служении вере».

А.В. Щипков выступил с докладом «СинтезПанарина». Начав с того, что объединители идей висторическом процессе играют не меньшую роль, чемобъединители земель, Щипков охарактеризовал А.С. Панаринакак создателя двойного научного синтеза: синтезаконсервативной и социальной идей, и синтезацивилизационного (культурно-исторического) имир-системного подходов. Таким образом, философ подготовилпочву для смены идеологической парадигмы, преодоленияустойчивого стереотипа о ценностном противоречиикультурно-исторического и экономико-политическогоподходов.

Сама суть методологии Панарина основывалась на признаниидвух объективно существующих направлений в развитииобществ и народов: это их аутентичноекультурно-историческое развитие и их развитие в рамкахмировой системы зависимости и разделения труда. Важнейшейзадачей ученого был поиск точки гармонизации этихпроцессов.

По мнению Щипкова, А.С. Панарин утверждал необходимостьдостижения национального суверенитета, для чеготребовалось освободить традицию от влияниянадгосударственных, транснациональных, глобальных центровсилы. В этом и заключалось сочетание правого (в видесохранения самобытности) и левого (в виде освобождения отглобалистского диктата) идейно-политических начал. СинтезПанарина, как отметил докладчик, особенно актуален дляисторического момента, когда право общества насамостоятельное традиционное развитие нарушаетсяструктурой глобальной зависимости и неоколониальнымпорядком.

Важнейшим достижением философа А.В. Щипков назвалопределение России как православной, русско-византийскойцивилизации. Докладчик назвал Панарина «русскимВебером», так как для него важна социокультурнаясоставляющая религии, то есть обусловленность всехсоциальных институтов этической системой православия.Однако русско-византийский социально-нравственныйкомплекс, в отличие от знаменитой формулировки М. Вебера«протестантская этика и дух капитализма»,можно обозначить как «православная этика и духсолидарности, взаимопомощи».

А.В. Щипков указал, что А.С. Панарин высоко ценил наследиеИоанна Златоуста, самого «социального» изсвятых отцов, и разделял идеал «священного царствавысшей правды», соединяя социальную линию —«царство правды» и сакральную —«священное» в одно целое.

А.В. Щипков отметил важность обозначенной А.С. Панаринымдихотомии православная неовизантийская цивилизация —западный социал-дарвинизм. После окончания «холоднойвойны», с точки зрения Панарина, Запад перешел кдиктату демократического расизма. Понимая, что либеральныйЗапад сегодня жертвует не только христианским, но игуманистическим наследием, Панарин делал вывод о провалезападной «рационалистической утопииПросвещения». Несмотря на кажущуюся универсальностьценностей, провозглашенных просветительской мыслью, всебольшую роль в картине мира современного Запада играетоппозиция «свой-чужой», обращающаяобщечеловеческие ценности в свою полную противоположность.

Процесс переосмысления ряда исторических и геополитическихфакторов, несомненно, будет сопровождаться борьбой теорийи методологий. И в этой ситуации панаринскому философскомунаследию, убежден А.В. Щипков, и по высоте своегонравственного содержания, и по научной глубине ещепредстоит сказать свое слово, и способствовать возрождениюРоссии и русского народа как главной цели научныхизысканий Александра Сергеевича Панарина.


Источник

Возврат к списку



 


a_b.jpg

За веру православную

Перейти к разделу

 

Образование и воспитание

Перейти к разделу

 

Святая русь

Перейти к разделу

Современные проблемы

Перейти к разделу

 

Православный образ жизни

Перейти к разделу

 

Новости за рубежом

Перейти к разделу

Проповеди

Перейти к разделу

 

История церкви

Перейти к разделу

 

Русская история

Перейти к разделу

 
  Карта сайта / Обратная связь
Официальный сайт Международного общественного движения "ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ"
Разработка и поддержка сайта ИТ-компания "Зебрус"
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru