new_logo.png
 
 
 

 
 

Видео материалы



Все видео










Партнеры

srub8831.jpg amin8831.jpg fondab8831.jpg

Новости

Возврат к списку

Представитель Синодального отдела по благотворительности: в законопроекте о распределенной опеке не осталось распределенной опеки 22 декабря 2020

Представитель Синодального отдела по благотворительности: в законопроекте о распределенной опеке не осталось распределенной опеки

Фото: Нина Зотина. РИА Новости

18 декабря 2020 года в пресс-центре МИА «Россиясегодня» состоялась онлайн-конференция на тему«Закон о распределенной опеке: актуальнаяситуация». В ней приняли участие ведущие российскиеи зарубежные специалисты в области опеки и попечительства,руководители благотворительных фондов, которые оказываютпомощь людям с ментальными особенностями, а такжеобщественные, политические деятели и родители детей синвалидностью, сообщает Патриархия.ru.

Спикеры выступили в поддержку первоначального вариантазаконопроекта о распределенной опеке, который в настоящеевремя претерпел ряд существенных изменений. Свой доклад наконференции представила руководитель юридической службыСинодального отдела по церковной благотворительности исоциальному служению Наталья Старинова. Она заявила, что вСинодальном отделе поддерживают создание в Россииинститута распределенной опеки, однако выступают противзаконопроекта о распределенной опеке в текущей редакции.

Организаторы пресс-конференции в самом ее началенапомнили, что законопроект о распределенной опекеобсуждается в России с 2015 года. В 2016 году он прошелпервое чтение в Госдуме, однако с тех пор так и не былпринят. В январе 2020 года Президент России В.В. Путинрекомендовал Госдуме при участии Правительства подготовитьего ко второму чтению. Но с того момента как документпопал в Государственно-правовое управление администрацииПрезидента РФ, он претерпел ряд существенных изменений. Взаконопроекте не осталось самой распределенной опеки,отмечают эксперты.

В России живут более 1,5 миллионов взрослых и более 150тысяч детей с ментальными особенностями. Участникиконференции отметили, что институт распределенной опекипризван сократить риск попадания людей с особенностями встационарные учреждения, а также сделать достойнымиусловия проживания в психоневрологическом интернате, есличеловек туда все же попал.

В настоящее время психоневрологические интернаты в лице ихдиректоров становятся одновременно заказчиками,поставщиками и единственными контролерами качества услуг,которые оплачивает государство. По словам экспертов, этоприводит к прямому конфликту интересов.

Законопроект изначально предполагал, что опекуномнедееспособного гражданина может стать не только егородственник или директор ПНИ, но и общественнаянекоммерческая организация. Исходный документ такжепозволял распределять функции опеки между физическими июридическими лицами. При подобном подходе у воспитанникаинтерната появляется еще и внешний опекун: родственник илиНКО. Появляется возможность разделить ответственностьмежду теми, кто оказывает социальные услуги, и теми, ктопредставляет интересы и защищает права этого человека.

«Сейчас, собственно говоря, в законопроекте ораспределенной опеке нет никакой распределенной опеки. Внынешнем виде этот законопроект ничего не дает, ничего нерешает из всего того, о чем мы говорили. Не позволяетпозаботиться о человеке так, как планировалось, непозволяет развести услуги и заказчика услуг. Это не то,чего ждали родители, НКО и Церковь. В таком виде он неможет быть поддержан Церковью, потому что он вреден дляподопечных и не дает тех возможностей, которые мыискали», — отметила Наталья Старинова.

«Нас очень тревожит, что на зимней сессии закон ораспределенной опеке будет принят в том абортированномвиде, в котором он сейчас существует. Тогда это будетконец еще не начавшейся реформы, и про улучшение жизнилюдей с ментальными особенностями мы можем забыть»,— сказал один из организаторов конференции, актер идиректор Благотворительного фонда поддержки детей сособенностями развития «Я есть!» Егор Бероев.

О том, насколько важно принять законопроект в егопервоначальном варианте, рассказала Мария Антокольская,профессор университета Амстердама, президентмеждународного общества семейного права, автор учебникадля высшей школы «Семейное право».

«Основная проблема России, если сравнивать севропейскими странами, в том, что у нас нет четкогоразделения функций опеки и функций предоставления уходачеловеку с особенностями. В России этим занимается одна ита же организация — ПНИ. С точки зрения гражданскогоправа это абсурд. Должен быть внешний участник, кто сможетосуществлять контроль за качеством оказываемых услуг.Распределенная опека положит конец этой ситуации. Те люди,кто вынужден оставаться в этих интернатах, получатотдельного опекуна и попечителя. Это может быть член семьиили общественная организация, например, родительскийкомитет, или церковные НКО», — объяснила членрабочей группы по подготовке Семейного кодекса РФ МарияАнтокольская.

В психоневрологических интернатах в настоящее времяпроживают более 150 тысяч людей с ментальнымиособенностями. Менее десяти процентов из них имеютродственников, которые ими интересуются и навещают их. 60%жителей интернатов считаются вовсе недееспособными. Обэтом в своем выступлении напомнила Мария Островская,руководитель санкт-петербургской общественной организации«Перспективы», которая больше 25 летзанимается помощью людям с ментальными особенностями.

«Сейчас законопроект оставил только однувозможность, что кроме директора интерната и самогоучреждения, куда под надзор помещен человек, опекуномможет быть физическое лицо. Но у большинства жителейинтернатов нет никаких родственников, которые интересуютсяих судьбой. Физических лиц, которые готовы взять на себяединоличную опеку или совместную с интернатом, просто ненайти. Между тем, мы знаем, что множество церковныхорганизаций, НКО, волонтерских групп сейчас приходят впсихоневрологические интернаты и нередко видят нарушенияправ людей, там проживающих. Возможности помочь им вправовом поле практически нет, если только привлекать крешению проблем общественность, что обычно заканчиваетсяскандалом. А вот если бы НКО могли быть вторымираспределенными опекунами, они бы решали это на основедиалога с другим опекуном. И это был бы равноправныйдиалог. К тому же внешний опекун, юридическое лицо,которое само услуг не оказывает, и поэтому объективноможет рассматривать интересы своего подопечного, можетнастаивать на переводе в другое стационарное учреждение.Тогда учреждениям пришлось бы конкурировать за качествообслуживания», — сказала Мария Островская.

В обсуждении приняла участие Анна Битова, руководительобщественной организации «Центр лечебнойпедагогики». Это один из первых российских центров,который начал помогать семьям, где воспитываются дети сментальными особенностями развития, в том числе саутизмом. Эксперт рассказала, что в России болееполумиллиона людей с ограниченной дееспособностью илинедееспособные проживают в семьях. В своем выступленииАнна Битова озвучила одну из тем, которая в первую очередьтревожит родителей, — где будет находиться ихповзрослевший ребенок, когда их не станет.

«Для этих семей выходом было бы появлениераспределенной опеки, чтобы часть опекунских функций можнобыло отдать некоммерческой организации, а может быть, игосударственной в каком-то виде. Но главное, чтобывыросший ребенок мог остаться жить дома, в привычныхусловиях, с необходимым для человека уходом. Насегодняшний день у него два варианта — либо житьдома полностью самостоятельно, либо в интернате. Некоторыемолодые люди в общем-то могут жить самостоятельно, но снебольшой поддержкой. Важно, чтобы у него был не одинопекун, а несколько. Физическое лицо и юридическое в видеорганизации. Тогда контроль за исполнением опекунскихобязанностей будет более прозрачным», —сказала Анна Битова.

Также эксперт напомнила о возможности проживания людей сментальными особенностями в домах сопровождаемогопроживания, которые открываются при поддержке Церкви.

«Большинство семей сейчас хотят, чтобы их выросшиедети жили в домах сопровождаемого проживания. Их не такмного в нашей стране, но они есть. Это малые группы ребятпо пять-семь человек, проживающие вместе под присмотром,уходом, с достаточно организованной жизнью, работой,занятостью. Пока родители живы, они являются опекунами, ичеловек может жить беспрепятственно в сопровождаемомпроживании, в специально созданных для него условиях. Нокогда родителей не станет, все подобные центры окажутсяпод угрозой, своих подопечных им придется отдавать винтернат или искать человека, который возьмет их под своюопеку, что очень сложно», — добавила АннаБитова.

Представители общественности и Церкви уже не развыступали в поддержку первоначального варианта закона ораспределенной опеке. В конце ноября эксперт Синодальногоотдела по благотворительности Наталья Старинова выступалас докладом на круглом столе, посвященном закону ораспределении опекунских полномочий.

В 2019 году пресс-конференция по этой теме состояласьв ТАСС. В ней приняли участие председатель Синодальногоотдела по благотворительности епископ Орехово-ЗуевскийПантелеимон, руководители благотворительных фондов иорганизаций Наталья Водянова, Егор Бероев, КсенияАлферова, Анна Битова, Мария Островская.

Необходимость скорейшего принятия законопроекта ораспределенной опеке в изначальном виде также совместно спредставителями Церкви обсуждалась в Общественной палатеРФ в феврале 2019 года.

В 2018 году епископ Пантелеимон выступил с докладом вСовете Федерации Федерального Собрания РоссийскойФедерации по вопросу создания в России институтараспределенной опеки.


Источник

Возврат к списку



 


a_b.jpg

За веру православную

Перейти к разделу

 

Образование и воспитание

Перейти к разделу

 

Святая русь

Перейти к разделу

Современные проблемы

Перейти к разделу

 

Православный образ жизни

Перейти к разделу

 

Новости за рубежом

Перейти к разделу

Проповеди

Перейти к разделу

 

История церкви

Перейти к разделу

 

Русская история

Перейти к разделу

 
  Карта сайта / Обратная связь
Официальный сайт Международного общественного движения "ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ"
Разработка и поддержка сайта ИТ-компания "Зебрус"
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru