24 января 2015 года в рамках празднования 1000-летия преставления Святого Равноапостольного князя Владимира на базе Свято-Владимирской школы Воскресенского Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга состоялась VI Открытая городская олимпиада по истории и вспомогательным историческим дисциплинам «ПрофессионалЪ». Ее организаторами явились Православный центр Воскресенского Новодевичьего монастыря при участии Отдела религиозного образования и катехизации СПб епархии РПЦ и фонда поддержки детского творчества «Добрыня».
Побывав на олимпиаде в качестве кураторов выступающей команды, захотелось поразмышлять над содержанием и формой организации олимпиады исключительно из соображений «Пользы, чести и славы», ведь именно так звучит девиз ордена св. Владимира.
Организаторы заявили формой проведения олимпиады игру «Что, где, когда?» На самом деле ни выбора вопросов, ни игровой обстановки, ни театрализации и т.д. не было. Не было ничего привлекательного для детской аудитории. Статичность ведущего и организатора, однообразие подачи вопросов утомляли. Создалось впечатление, что использование научных терминов: нумизматика, бонистика, палеография, униформистика, метрология и т.д. служат прикрытием пустоты содержания вопросов.
В год 1000-летия представления св. князя Владимира горько было не услышать ни одного вопроса о славной русской истории. Не был упомянут год Крещения Руси, год образования Древнерусского государства, даты жизни и княжения в Новгороде и Киеве Владимира Крестителя - это по хронологии.
Странно, что не отрывок из Начальной летописи «Повесть временных лет» Нестора предложили детям перевести с полуустава, а отрывок из Библии - это из палеографии.
О месте ордена св. Владимира в наградной системе России дети будут иметь превратное представление из-за фривольной шутки, навеянной рассказом А.П. Чехова «Анна на шее». Вместо того, чтобы показать величие ордена, его значение и место произошла подмена акцентов.
Работая с детьми много лет, мы убеждены, что главное - это воспитывать любовь к Отечеству, отеческим гробам и святыням.
Самым ошеломляющим были комментарии по униформологии и истории оружия. Представляя шлем, щит, меч, исторический костюм (исторические реконструкции) ведущий продемонстрировал приверженность нормандской теории: меч был нормандским, шлем - западноевропейским, щит - польско-литовского княжества; а ведь в древнерусском государстве кольчуги, например, стали изготовлять раньше чем в Европе и т.д.
Удивило, что даже вопрос по истории искусства был представлен командам черной ксерокопией.
Странно, что в олимпиаде под названием «ПрофессионалЪ» прозвучали непрофессиональные вопросы (историческая география, музыкальное задание и т.д.). Мы убеждены, вопросы должны обучать. Например, по исторической географии вместо задания было сказано: «Обозначьте города Новгород, Киев, Константинополь». Очевидно, надо было предложить отметить на карте два главных центра древнерусского государства и город, в котором приняла крещение княгиня Ольга.
Непонятно, с какой целью было предложено музыкальное задание. Среди предложенных трех музыкальных фрагментов русская музыка не прозвучала.
Кстати, о целях. Или мероприятие проводилось формально (для галочки), или, о чем не хочется думать, с целью умалить величие отечественной истории. Так как, если бы целью олимпиады было сформировать у учащихся четкую гражданскую позицию, патриотизм, вопросы имели бы совершенно другую направленность. В условиях современной реальности патриотизм - это самое главное.
Сейчас, когда вопрос о силе и правде Отечества стоит так остро, когда мир на пороге третьей мировой войны, когда американские спецслужбы, западные политики и русские либералы пытаются переписать героическую историю нашего Отечества, в работе с молодежью надо использовать любую возможность для поднятия престижа Родины. Этого, к сожалению, не сделала данная олимпиада.
Елена Александровна Груздева, учитель истории, воспитатель группы продленного дня
Ирина Николаевна Крылова, педагог-организатор