new_logo.png
 
 
 

 
 

Видео материалы



Все видео










Партнеры

srub8831.jpg amin8831.jpg fondab8831.jpg

Актуальные темы



    Возврат к списку

    СТРАТЕГИЯ ПОБЕДЫ: ЧЕРНОСОТЕНСТВО И СТАЛИНИЗМ?

    Синтез православной духовности, национальной самобытности

    и социальной справедливости – основа дееспособной идеологии

    возрождения Великой России.

    Современное православно-патриотическое движение является законным идейно-политическим наследником православно-монархических организаций начала ХХ века, известных под общим собирательным названием «черной сотни». Черная сотня, в свою очередь, продолжала традиции славянофильства и почвенничества, родившиеся как ответ русского общества на агрессию западных «ценностей» в XVIII-XIX веках.

    В 1832 году министр народного просвещения Российской Империи граф Сергей Семенович Уваров гениально сформулировал триединую основу бытия России: «Православие, Самодержавие, Народность». Из века в век духовные светочи Русской Церкви, лучшие русские мыслители и государственные деятели пытались утвердить наше Отечество на трех этих столпах.

    Советская эпоха, казалось, навсегда разорвала историческую преемственность русской жизни. Русофобия и богоборчество были возведены большевиками в ранг государственной политики. И все же, несмотря на это, Церковь выжила. Более того, жизнь заставила христоненавистников отступить. Опираясь на русские национальные лозунги, Советский Союз сумел победить в Мировой войне, одолеть послевоенную разруху и построить – под именем «соцлагеря» – величайшую империю мира.

    С развалом СССР, казалось, повержена в прах и Россия. Но последние политические события в нашей стране дают православным патриотам надежду: рано похоронили наши враги Святую Русь…

     

    Как же нам возродить былое величие и благочестие Руси? Как восстановить историческую преемственность «русской идеи»? Как вернуть к жизни знаменитую уваровскую триаду? Как воцерковить нашу личную, общественную и государственную жизнь, не отрекаясь при этом ни от Сталинграда, ни от великой Победы 45-го, ни от лучших социальных достижений советской эпохи?

    От решения этих вопросов зависит не только судьба России. От этого зависит личное спасение души каждого из нас.

     

    ПРАВОСЛАВНЫЕ ПАТРИОТЫ

    В БОРЬБЕ С РЕВОЛЮЦИЕЙ

     

    В начале ХХ столетия Черная сотня предприняла героическую попытку спасения Русской Самодержавной Государственности: Союз Русского Народа, Русское Собрание, Русский Монархический Союз, Русский Народный Союз имени Михаила Архангела и другие организации объединили в своих рядах лучших сыновей и дочерей Православной России. Архиереи и рабочие, священники, монахи и миряне, аристократы, чиновники и крестьяне, ученые, публицисты и писатели объединились во имя сохранения богодухновенных заветов Святой Руси.

    Первый натиск революции в 1905 году черносотенцам удалось отбить. Но процессы разложения в обществе зашли слишком далеко. Остановить гибель Российской Империи не могла уже ни одна политическая сила. Да и сами черносотенцы были плоть от плоти русского общества того времени. Вскоре амбиции вождей привели к интригам, расколам, скандалам и, в конечном итоге – к упадку мощного монархического движения. Сказалась и целенаправленная подрывная деятельность масонов, и отсутствие политического опыта, и предательство высшей бюрократии. В результате к началу февральской революции в организационном отношении черная сотня представляла собой жалкое зрелище.

    Катастрофа 1917 года привела к жесточайшим гонениям на Православную Церковь. Рухнула монархия, свершилось злодейское убийство Св. Царственных Мучеников. Началась страшная, братоубийственная гражданская война.

    Россия погибла, – так это виделось многим современникам тех ужасных бедствий.

    Но враг рода человеческого напрасно предвкушал сладость победы. Гонения только укрепили Русскую Православную Церковь, которая просияла сонмом новомучеников и исповедников. По меткому выражению знаменитого русского писателя Валентина Распутина, ценой ужасных жертв и лишений Россия «переварила» коммунизм. В обществе уже начали намечаться пути возврата к исконным, многовековым, традиционным российским ценностям, когда трагедия «катастройки» сбросила страну в бездну экономического хаоса, духовной и политической смуты...

     

    СВЯЗЬ ВРЕМЕН

     

    Сегодня много говорится о необходимости возвратиться к истокам. И действительно, если мы хотим выжить и спастись, нам жизненно необходимо вновь утвердить Россию на трех спасительных столпах: Православии, Самодержавии и Русской Народности. Православная Церковь – душа России. Самодержавие – идеал государственного устройства. Русский народ – державный хребет нашего государства, собиратель земель и защитник огромных евразийских пространств.

    Но даже если осознание этих фактов станет, наконец, достоянием общественного мнения, останется нерешенным главный вопрос: как практически осуществить такую «реставрацию» в современных условиях? Как установить в России такую власть, которая, опираясь на русский народ, станет решительно и неуклонно проводить «национально-патриотическую» политику, опираясь на его святыни и действуя в его интересах? Как вынудить органы государственной власти действовать в тесном контакте с Русской Православной Церковью? Как положить начало процессу трансформации современной российской государственности в ее традиционную Самодержавную форму?

    Все эти вопросы тесно связаны с необходимостью определить отношение православных патриотов к советскому периоду нашей истории. Многие настойчиво предлагают выкинуть его на свалку истории, называя «вавилонским пленом». Да, он полон гонений на Церковь, изобилует невиданными страданиями и унижениями нашего народа. Но именно эта страшная, кровавая цена, которую заплатил наш народ за свой трагический опыт в нынешнем столетии, и не позволяет «выкинуть» советскую эпоху из русской истории. Более того, сама мысль о том, что эти безмерные страдания России исторически совершенно бессмысленны – кощунственна и нелепа.

    Была же, в конце концов, в это время тяжелейшая, но бесспорно героическая Великая Отечественная война. Была наша славная Победа. Стоит вспомнить, наконец, и сталинское «золотое десятилетие» церковно-государственных отношений, когда прекратились богоборческие гонения, открылись тысячи храмов, было восстановлено каноническое управление Церкви.

    Коротко говоря, восстановить утраченную связь времен не включая в эту временную цепь советский период – невозможно. Для православного сознания очевидно: во всем происшедшем с нами в ХХ столетии должен быть какой-то промыслительный, высший смысл.

    Конечно, определить пути недоведомого Промысла Божия во всей его полноте нельзя. Зато можно, более того – необходимо и полезно для спасения души всерьез задуматься над вопросом: для какой же цели Господь послал нашему народу такие страшные испытания?

     

    СПАСИТЕЛЬНЫЙ СИНТЕЗ?

     

    Квинтэссенцией советского опыта, без сомнения, является сталинская эпоха. Именно Сталин построил сверхдержаву СССР. Принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой. Создал мощную мобилизационную модель народного хозяйства. И с этой точки зрения он безусловно попадает в один ряд с такими великими реформаторами и государственными деятелями, как Иван Грозный и Петр Великий. Главная черта сталинизма – преобладание ярко выраженного волевого начала политической власти – и сегодня является необходимым условием преодоления нарастающего глобального кризиса.

    Но самое удивительное состоит в том, что Сталин осуществил многие из тех идей, с которыми выступали черносотенцы. Достаточно вспомнить, что именно Черная сотня первой выдвинула идею национальной диктатуры как средства обеспечения социальной справедливости. И никто иной как Сталин создал все условия для ее реализации. Но на практике – не осуществил. Почему? Боялся заговора коммунистических ортодоксов? Не был готов народ? А может быть, под старость просто не хватило сил? Как бы то ни было, достойного наследника и продолжателя у него не оказалось.

    В общем, как ни парадоксально это звучит, в ХХ столетии именно Сталин ближе всего подошел к практической реализации идей русской государственности. К соединению идеалов социализма и национализма. К выработке новой самобытной формы многовековой «русской идеи».

    Россия поныне не нашла такой гармоничной политической и духовной формы. Хотя сейчас уже понятно, что ее можно практически реализовать только соединив воедино духовные идеалы Святой Руси, русские национальные традиции и вековую тягу нашего народа к социальной справедливости.

     

    ВПЕРЕД, А НЕ НАЗАД!

     

    И черносотенство, и сталинизм сами по себе, конечно, уже не могут быть реанимированы в том облике, в котором они существовали ранее. Оба эти явления в «чистом» виде отжили свое. Оба были не свободны от серьезных ошибок и заблуждений. Ни «мечтательный» национализм черносотенцев, ни жестокая репрессивная практика сталинской эпохи, конечно, не пригодны в новых исторических условиях. Но это значит лишь, что мы должны, тщательно проанализировав историю, взять от них все лучшее и не повторять старых промахов.

    Не возврат назад, а только движение вперед, к новым общественно-политическим формам русской государственности, спасет Россию. Но это движение вперед возможно лишь при опоре на наши исторические и национальные традиции, на огромный драматический опыт всей русской истории.

    Опыт черносотенного православно-патриотического движения может обогатить нас ясным пониманием духовной и политической роли Самодержавия в судьбах Руси. Церковным взглядом на важность справедливого решения «русского вопроса» для возрождения Великой России. Примером совместной борьбы церковного священноначалия и народных «низов» против общих врагов Отечества и Православия.

    В свою очередь, опыт сталинизма дает нам пример торжества целенаправленной политической воли государственной власти, которая твердо знает, чего она хочет добиться. Пример того, сколь мощные энергии таятся в соединении лозунгов социальной справедливости и национальной самобытности. Как несовместимы исконные русские святыни и «ценности» капиталистического хищничества, «идеалы» западного буржуазного «общества потребления»...

    Наша задача – главная задача современного православно-патриотического движения – соединить на рубеже тысячелетий исконную «русскую идею» и сильную, волевую власть. Образно говоря – синтезировать черносотенство и сталинизм. Только такое соединение духовного и волевого начал способно вывести Россию из кризиса и создать предпосылки для достойного «русского ответа» на вызовы ХХI века.

    Я вполне отдаю себе отчёт, что Сталин уже давно перестал быть в сознании современных россиян реальной исторической фигурой. Сталин-человек и даже Сталин-политик сегодня никому не известны и, более того, не интересны. Сегодня Сталин – это миф, легенда, символ. Для одних – страшный символ кровавой диктатуры и богоборческой тирании. Для других – славный символ державных свершений и героических военных побед.

    Как бы то ни было, говоря о возможности великой Русской революции, которая необходима всем нам сегодня, как воздух, без обсуждения сталинизма не обойтись. Сам не будучи сталинистом, я считаю проблему творческого освоения сталинского опыта в новых условиях важнейшей и первостепенной.

    Ибо грядущая Русская революция должна быть «революцией сверху», такой, какую возглавил в шестнадцатом веке Иван Грозный, порубивший предателей-бояр, в восемнадцатом – Пётр I, превративший Московское царство в Российскую империю, а в двадцатом – Иосиф Сталин, круто разделавшийся в 1937-38 гг. с крючконосым наследием «ленинской гвардии» ради постройки советской сверхдержавы.

    Ибо революция «снизу» – всегда смута, хаос и кровь. Революция «снизу» – всегда революция еврейская, антигосударственная и антинародная. Русская национальная революция во всём противоположна еврейской. Она осуществляется сверху, а не снизу. Её цель – вернуть России прежнюю мощь и благочестие, а не разрушить её. Она ведёт не к хаосу и смуте, а к русской национальной диктатуре, которая тоже не самоцель, а лишь средство державного строительства, инструмент воссоздания исторической Российской империи в её новой державной форме.

    Поэтому в качестве дискуссионного материала предлагаю вниманию читателей «РП» статью «православного сталиниста» игумена Алексия.

     

    Константин Душенов


    Возврат к списку



     


    a_b.jpg

    За веру православную

    Перейти к разделу

     

    Образование и воспитание

    Перейти к разделу

     

    Святая русь

    Перейти к разделу

    Современные проблемы

    Перейти к разделу

     

    Православный образ жизни

    Перейти к разделу

     

    Новости за рубежом

    Перейти к разделу

    Проповеди

    Перейти к разделу

     

    История церкви

    Перейти к разделу

     

    Русская история

    Перейти к разделу

     
      Карта сайта / Обратная связь
    Официальный сайт Международного общественного движения "ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ"
    Разработка и поддержка сайта ИТ-компания "Зебрус"
    Яндекс.Метрика
    Рейтинг@Mail.ru