new_logo.png
 
 
 

 
 

Видео материалы



Все видео










Партнеры

srub8831.jpg amin8831.jpg fondab8831.jpg

Новости

Возврат к списку

«Власти надо заняться сбережением русского народа» 8 февраля 2012

«Власти надо заняться сбережением русского народа»

Православные священнослужители об обращении властей к «русскому вопросу» …

«Литературная газета» и штаб кандидата в Президенты Владимира Путина выпустили агитационную брошюру Станислава Говорухина «101 вопрос начальнику штаба». Брошюра еще не представлена читателю, но выдержки из нее попали в прессу, сообщает Regions.ru .

Много вопросов посвящено национальной тематике: положению русских в стране, возвращению Крыма, имиджу «батьки Лукашенко», «кормлению» Кавказа. «Это с приходом Ельцина появилось "я — россиянин". Поганое слово!» — например, отмечает Станислав Говорухин, поясняя, что предпочитает называть себя «русский».

Известный режиссер, возглавивший штаб Владимира Путина, в частности, считает неправильным создавать министерство по делам русского народа, так как воспринимает русский народ как «общефедеральный, скрепляющий все российские народы этнос», но приветствует русский отдел во вновь созданном Министерстве по делам национальностей. Он также удивляется и считает ненормальным, что среди уфимских врачей, увиденных им по ТВ, «нет ни одного русского лица» – по-видимому, намекая, что во многих субъектах федерации образовались этнократии, «выдавливающие» русских в маргиналы.

Как добавляет издание, в ходе встречи с политологами, где обсуждался, в частности, и «русский вопрос», Владимир Путин, по словам Глеба Павловского, назвал себя «русским националистом в хорошем смысле этого слова и, с его точки зрения, более глубоком, чем националисты политические» .

Прокомментировать эти высказывания издание попросило православных священнослужителей.

Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках считает, что «в народе нужно развивать национальное нравственное чувство, а не создавать "русское" министерство». «Каким образом оно будет регламентировать национальное самосознание? Это просто смешно», - говорит он? «Выдающийся русский философ Иван Ильин называл себя националистом, будучи глубоко православным и европейски образованным человеком. И самое главное, он был далеко не единственным представителем этой линии национального самосознания. Здесь и Пушкин, и Гоголь, и Данилевский, и Константин Леонтьев, и св. Филарет Московский, и Тихомиров, и Новгородцев, и Солженицын, отстаивавшие ценности традиционного национального сознания в противовес либеральному. В XIX-XX вв. это была очень характерная позиция, и она очень много значила для развития национального самосознания, государственной и общественной мысли. Патриарх в ряде статей и выступлений отмечал существенное различие этих двух типов сознания, отдавая явное предпочтение первому», - считает священник.

«Другое дело, что очень часто слово "национализм" употребляется в отношении тех, кто ничего общего ни с Ильиным, ни с Тихомировым не имеет. Вместо глубокого духовного предпочтения, к сожалению, очень часто предлагается карикатура, в которой глубокое национальное чувство подменяется чем-то почти зоологическим. А ведь еще Достоевский в знаменитой Пушкинской речи как на одну из важнейших особенностей русского национального сознания указывал на способность понимать и принимать дух других наций. По существу этот подход является гораздо более плодотворным и творчески впечатляющим, чем обратный», - подчеркнул отец Владислав. «Слово "россиянин" мне, кстати, тоже не очень нравится. Какое-то оно надуманное. Я считаю себя русским и при этом ни в коей мере не считаю другие народы "неполноценными"», - заключил он.

Протоиерей Сергий Шастин, настоятель Крутицкого Патриаршего подворья полагает, что «националист в хорошем смысле слова – это тот, кто любит свой народ, кто уважает его и желает, чтобы его уважали другие». «Если ты сам себя не уважаешь, как же тебя уважать? Я говорю не о гордыне, что Христианством не приветствуется, а именно об уважении – это, если угодно, вопрос культуры, вопрос вежливости даже. Ничего плохого в том, чтобы русские в этом смысле были националистами, я не вижу», - пояснил он.

«Почему-то только русские должны стесняться своей национальности – все остальные своей национальностью могут бравировать и гордиться. Стоит русскому подчеркнуть свою национальность, как его тут же объявят "националистом" в ругательном смысле. Конечно, это нездоровая ситуация. Это надо исправлять. И если руководитель государства не боится об этом говорить, то и замечательно», - заключил пастырь.

Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко, считает, что «постоянно повторять "я русский" – глупо». «А луговые марийцы – они кто, русские или нерусские?» - задается он вопросом. «И можно назвать еще несколько десятков национальностей, которые исторически населяют Россию, которые нигде, кроме России и не жили. Разве они не русские? С.Говорухин - очень умный и очень талантливый человек, и в первую очередь художник. Его мнение о слове "россиянин" я полностью разделяю. А вот слово "соотечественник", по-моему, священное слово. Господь дал нам место, на котором мы обрели бытие. Это наша Родина, которую мы любим независимо от того, какой здесь режим», - сказал он.

«Все время какие-то крайности. Вдруг отменяют графу "национальность". Человека лишили возможности самоидентифицироваться хотя бы по отношению к языку. Все сразу стали "россиянами". Но ведь это не так. Например, русский язык для человека родной или иностранный? Это же важно. Независимо от национальности мы соотечественники, которых объединяет русский язык, русская культура. Так надо воспитывать наших детей и тех наших современников, которые этого не понимают. Это было присуще империи. Но мы почти утратили имперское чувство. Подчеркивание "русскости" в смысле национальности оскорбительно по отношению к другим народам, населяющим Россию. Поэтому никогда не надо забывать про луговых марийцев», - заключил священник.

Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне в свою очередь считает, что антирусская риторика перешла к нам по наследству от советского времени, и до сих пор все русское либо нивелируется, либо маргинализируется. «В результате – либо крайний национализм, либо сплошной интернационал. Ложно и то, и другое. А здоровой середины как бы и нет. Национальное самосознание должно быть в любом человеке и в любом народе. Это положительный элемент культуры, определяющий ее самобытность и своеобразие. В общем с Говорухиным я согласен. Есть что-то пошлое и стыдливое в слове "россияне". Когда-то в России все были русскими, независимо от национальной принадлежности, но по принадлежности к русской культуре. И это совершенно нормально. Тогда, правда, и понятия Родины и Отечества не были так девальвированы, как в ельцинскую эпоху», - сказал священник.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, считает, что «сейчас важнее всего народосбережение»: «Власти надо заняться сбережением русского народа, основ русской государственности. И здесь нужны конкретные меры: не просто правовое регулирование регистрации гастарбайтеров, а меры, чтобы народ не спивался, не умирал, чтобы было, где людям жить и хозяйствовать. У нас же русского человека на земле не осталось, кому землю обрабатывать? А русский человек всегда был крестьянином. А игры со словами "россиянин-русский" не имеют большого значения. Сейчас мы зовемся Русской Православной Церковью, а до революции чаще назывались Российской. Просто это такие вещи, которые всегда надо оговаривать: что входит в понятия слов "русский" и "российский", и чем они отличаются. И вообще споры о словах не заставят власть задуматься, как народу не вымирать, а выживать».

Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной Духовной семинарии считает, что «национальный вопрос поднимают и те, кто заботится о возрождении России, и провокаторы, которые хотят принести стране беду». «В свое время Патриарх Московский и всея Руси Алексий II провел словесную разницу между национализмом и патриотизмом. Он предложил рассматривать национализм как ненависть к чужим, а патриотизм как любовь к своим. Не вижу ничего предосудительного в словах Путина, но определение Патриарха Алексия II мне ближе», - сказал он.

«Что касается слова "россияне", то я готов поправить Станислава Говорухина. Александр Пушкин в стихотворении "Рефутация господина Беранжера" писал: "Как помнятся у нас в простонародье над нехристем победы россиян?" Это все-таки классика, хотя и грубоватая», - напомнил он.

«Этнократии – это, безусловно, безобразие, основанное на криминальном кумовстве, которое действует в том числе и в ущерб русскому населению. С ними надо бороться в рамках обычного закона, - тут, собственно, национальный вопрос и ни при чем», - заключил священник

Возврат к списку



 


a_b.jpg

За веру православную

Перейти к разделу

 

Образование и воспитание

Перейти к разделу

 

Святая русь

Перейти к разделу

Современные проблемы

Перейти к разделу

 

Православный образ жизни

Перейти к разделу

 

Новости за рубежом

Перейти к разделу

Проповеди

Перейти к разделу

 

История церкви

Перейти к разделу

 

Русская история

Перейти к разделу

 
  Карта сайта / Обратная связь
Официальный сайт Международного общественного движения "ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ"
Разработка и поддержка сайта ИТ-компания "Зебрус"
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru