new_logo.png
 
 
 

 
 

Видео материалы



Все видео










Партнеры

srub8831.jpg amin8831.jpg fondab8831.jpg

Новости

Возврат к списку

Международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных» прошла в Отделе внешних церковных связей 6 декабря 2023

Международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных» прошла в Отделе внешних церковных связей

24-25 ноября 2023 года по благословению СвятейшегоПатриарха Московского и всея Руси Кирилла в Отделе внешнихцерковных связей Московского Патриархата состоялась Vмеждународная конференция «Попечение Церкви одушевнобольных: современный взгляд на религиозныепереживания в норме и патологии. Церковь и психиатрия:грани сотрудничества», сообщает Патриархия.ru.

Конференция была организована по инициативе Комиссии поцерковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствияРусской Православной Церкви. Ее соорганизаторами выступилиОтдел внешних церковных связей, Воронежская митрополия,Секция по клинической психиатрии, религиозности идуховности Российского общества психиатров, ПравославныйСвято-Тихоновский гуманитарный университет и Научный центрпсихического здоровья (НЦПЗ). Поддержку в проведениивстречи оказал международный фонд «Помощь Церкви внужде». В подготовке и проведении конференции такжеучаствовала совместная рабочая группа Римской Католическойи Русской Православной Церквей по сотрудничеству вцерковно-общественной сфере.

В мероприятии приняли участие более 60 человек —представители Русской Православной Церкви,Римско-Католической Церкви и протестантских церквей изРоссии, Испании, Аргентины, Египта, Армении, Индии, Иранаи Италии. Впервые в конференции приняли участиепредставители Древних Восточных Церквей: Коптской,Армянской Апостольской и Маланкарской, а также АссирийскойЦеркви Востока. Было заслушано 30 докладов, представленныхпсихиатрами и психологами, священнослужителями ибогословами, преподавателями и студентами богословскихфакультетов и духовных школ.

Модератором выступил митрополит Воронежский и ЛискинскийСергий, руководитель экспертной группы по разработкепроблематики «Пастырское попечение одушевнобольных» профильной комиссии Межсоборногоприсутствия. Сомодератором был В.Г. Каледа, заместительдиректора НЦПЗ, руководитель Секции по клиническойпсихиатрии, религиозности и духовности Российскогообщества психиатров, профессор кафедры практическогобогословия ПСТГУ.

Открывая встречу, митрополит Сергий в своем докладеотметил, что традиция проведения ежегодной международнойконференции «Попечение Церкви одушевнобольных» отражает высокий интерес к изучениювлияния религиозной веры на психическое здоровье, которыйнаблюдается во всем мире, хотя во многих странах религияпродолжает вытесняться из научного и общественногопространства в приватную жизнь, и далеко не везде имеетсявозможность проводить такие встречи.

Приводя высказывания известных психиатров Виктора Франклаи Д.Е. Мелехова о том, что религиозная вера являетсяважнейшим личностным ресурсом для оказания эффективнойпомощи психически больным людям, он подчеркнул, чтоврачу-психиатру необходимо иметь представление орелигиозных взглядах и особенностях духовной жизнипациентов. «Церковь Христова предлагает своймноговековой опыт для оказания помощи людям, страдающимпсихическими расстройствами. У духовенства и медицинскихработников есть возможность научить пациентов пользоватьсяверой в помощь истинного Врача душ и телес — Господанашего Иисуса Христа — для преодоления проявленийпсихического заболевания», — отметил архиерей.Говоря о возможности влияния бесов на психическоездоровье, т.е. бесоодержимости, которая продолжаетоставаться камнем преткновения для верующих врачей, онотметил, что психические заболевания создают благоприятныеусловия для разрушительного демонического влияния начеловеческую душу, ослабленную болезнью. «Однакобесоодержимость встречается гораздо реже, чем расстройстваздоровья, вызванные греховной жизнью. Поэтому врачу исвященнику необходимо крайне осторожно относиться ксообщениям тех, кто считает, что терзающее их зло являетсяпрямым воздействием бесов, а не плодом их жизни, требующейискреннего покаяния и обращения к Богу. Даже в случаяходержимости избавление от бесов — это плод серьезныхдуховных усилий: и для того, кто обратился за помощью, идля священника». Напутствуя участников конференции,митрополит Сергий подчеркнул, что ее главная задача— способствовать совершенствованию помощидушевнобольным людям.

Профессор В.Г. Каледа обратился к присутствовавшим сприветственным словом от имени правления Российскогообщества психиатров и его президента Н.Г. Незнанова. Онотметил, что 30 лет назад, когда в церковных кругахвпервые был поднят вопрос о пастырской психиатрии, многиене понимали ее важности. Сегодня эта дисциплина ужепреподается во многих духовных школах, на курсах повышенияквалификации священнослужителей и молодых епископов. Вомногих регионах проводятся конференции, посвященныевопросам пастырской психиатрии. Результатом этой работыстало создание несколько лет назад секции по клиническойпсихиатрии, религиозности и духовности Российскогообщества психиатров. Важный вклад в развитие этой темывносят и международные конференции «Попечение Церквио душевнобольных людях». «И врачам-психиатрам,и священнослужителем еще предстоит совместно пройтибольшой путь осмысления природы психических болезней иоказания духовной помощи больным. Мы твердо идем по путивыработки общего понимания этих вопросов на благо людей,страдающих психическими расстройствами», —заключил В.Г. Каледа.

Сотрудник благотворительного фонда «Помощь Церкви внужде» П.В. Гуменюк, приветствуя собравшихся,подчеркнул, что конференция является важной площадкой длядиалога между наукой и верой, который имеет своей цельюукрепление взаимопонимания и соработничества тех, ктопризван помогать страждущим от душевных недугов людямвыдержать испытания.

В конференции принял участие профессор Виктор СамиМихаэль, заведующий отделом психологическогоконсультирования Института пастырского попечения иобразования Коптской Церкви (Бенха, Египет). В докладе ороли Церкви в содействии психическому здоровью он отметил,что еще 5000 лет назад египетская цивилизация эпохифараонов придерживалась концепции трехсоставностичеловека: тело, психика и душа; уже в те времена былиописаны симптомы различных психических заболеваний иприменялись разные виды лечения. В Египте Святое семействонашло приют, спасаясь от царя Ирода, а позже Египет принялхристианство. Сегодня Коптская Церковь осуществляет разныевиды социального служения, в том числе оказывает помощьстрадающим от психических заболеваний, борется состигматизацией психических болезней, повышая уровеньосведомленности населения об их причинах и лечении спомощью образования и СМИ. Церковь содержитреабилитационные центры и лечебницы для разных категорийпсихически больных, дома престарелых для людей с болезньюАльцгеймера и другими заболеваниями, предоставляет услугипсихиатра заключенным. Научные работники — членыКоптской Церкви — защищают академические работы повопросам зависимости, расстройств поведения и психическихрасстройств у детей и подростков.

Протоархимандрит Шаге Ананян, ректор Духовной академииПервопрестольного Святого Эчмиадзина (Вагаршапат,Армения), выступил с докладом «Основные принципыдушепопечительства в свете богословской традиции АрмянскойАпостольской Церкви». Он рассказал о том, как втрадиции его Церкви воспринимается соотношение духовных ителесных болезней; какова роль церковнослужителя какдуховного врача; и, наконец, какова церковная модельдуховного исцеления. Всякая болезнь имеет не толькофизические, но и духовноумственные корни; физическая идуховная целостность тела трихотомийна, т.е. включаетдушу, дух и тело; а психологические и психическиепроблемы, с точки зрения христианской духовности,воспринимаются прежде всего как нарушение духовнойцелостности человека. Священник при рукоположении получаетвласть, или дар исцеления «всяких болезней и злыхнедугов», который передается почти исключительночерез таинства Церкви. Это богословское положение занимаетважное место в традиции Армянской Церкви, оно подкрепленоуказаниями Церковных Соборов и канонами. К священникуЦерковь предъявляет высокие требования, поскольку онявляется посредником между Богом и людьми: с помощьюБожией он должен уметь различать волю Божию, то есть доброи зло, правильные и неправильные моральные реалии; ондолжен иметь определенный душепопечительский опыт, чтобыправильно диагностировать различные грехи и духовныеболезни и накладывать на них соответствующую целительную«повязку». Говоря о церковной модели духовногоисцеления, отец Шаге подчеркнул, что душепопечительство всмысле восстановления духовного здоровья — это частьтаинства Покаяния, при котором к священнику предъявляютсяопределенные богословско-канонические требования, а такжетребования к выстраиванию отношений с исповедующимся. Взавершение своего выступления отец Шаге сказал:«Болезнь, будь то физическая, душевная или духовная,согласно христианскому пониманию, имеет подчеркнутуюдуховно-нравственную причину и механизм исцеления. ВБиблии, в трудах отцов и учителей Церкви оно почти всегдасвязано с духовным состоянием человека. При нарушениидуховного состояния человек заболевает, при восстановлениигармонии — выздоравливает. Однако христианскоемышление также четко разделяет психофизические, душевные ичисто духовные болезни, которые, соответственно, имеютсвои особые формы исцеления. При этом, разделяя, она неразъединяет их, поскольку рассматривает единствочеловеческого тела, разума и души как выражение однойцелостной и единой личности. Именно в этом смысле всовременный период может стать возможным применениедостижений современной психологии, в частности,психотерапии, в рамках христианской психологическойтрадиции. Яркие примеры тому есть в православной икатолической церковной традиции».

Профессор В.Г. Каледа в своем докладе «Церковь ипсихиатрия: история соработничества (русский опыт)»подчеркнул, что история оказания психиатрической помощи вРоссии неразрывно связана с Церковью. Неслучайно раннийэтап развития психиатрии называется монастырским, так какв Древней Руси именно в монастырях психически больные людиполучали помощь и поддержку, и там впервые были описанынекоторые психические расстройства. К настоящему временинакоплен огромнейший опыт сотрудничествасвященнослужителей и психиатров. В современных документахРусской Православной Церкви сформулирован принципразделения сфер компетенции врача-психиатра и священника,при этом сфера психического здоровья является зоной ихсовместной ответственности. Курс пастырской психиатриипреподается во многих высших духовных учебных заведениях;раздел, посвященный данному предмету, есть в учебнике длябакалавриата «Пастырское богословие», вкотором говорится, что «…священник долженбыть не только духовником, но и немного психиатром: вовсяком случае, священнику необходимо освоить хотя бы азыпсихиатрии». В Издательстве Московской Патриархиивышло в свет специальное руководство длясвященнослужителей «Основы пастырскойпсихиатрии».

Протоиерей Павел Великанов, доцент кафедры богословияМосковской духовной академии, в своем докладе«Религия, религиозность, псевдорелигиозность,токсичная вера: очередная попытка договориться опонятиях» указал на то, что «в средепрактикующих психиатров, постоянно сталкивающихся с явнойпсихической патологией, обусловленной или маскирующейсярелигиозностью, возникла идея описать религиозностьпсихически больного человека как ложную, или"псевдорелигиозность"… Здоровье и болезньсоответственно маркируются по отношению к религиозностикак "истинная" и "ложная". Тем самымпостулируется, что психически больной человек поопределению имеет "псевдорелигиозность", аздоровый — "истиннуюрелигиозность"». Отец Павел считает такуюпозицию ошибочной; показывает, как религиозность, религия,вера и внутренний мир человека взаимообусловлены инаходятся в постоянном сообщении друг с другом.«Едва ли можно утверждать, что именно являетсяпервичным в болезненной религиозности: органическоерасстройство психики, неизбежно накладывающее свою"призму" на все восприятие религии,психологическая травматизация, сбрасывающая сознание надавно проторенную колею, или же навязанный образ Бога,оправдывающий болезненную ситуацию и придающий ей статусистинности». Он дает определения понятиям здоровой иболезненной религиозности, подробно разбирая эти понятия,и в заключение отмечает большое значение органичноговзаимодействия «между тремя основными деятелями наполе терапии души — священником, психологом ипсихиатром: каждый из них, работая в своей области,способен внести свой вклад в гармонизацию религиозностикак таковой».

Доклад аспиранта Сретенской духовной академии Д.А. Иванинабыл посвящен богословскому осмыслению депрессии вразличных христианских конфессиях. На примере официальныхдокументов он проанализировал понимание и отношение кдепрессии в Римско-Католической Церкви, Российских союзаххристиан-баптистов и христиан веры евангельской(пятидесятников), а также в Русской Православной Церкви,сделав вывод, что на официальном уровне все рассмотренныеконфессии декларируют принятие медицинского пониманиядепрессии и сотрудничество со специалистами служб охраныпсихического здоровья. На основе анализа литературы, в томчисле книг по самопомощи, а также статей, посвященныхисследованиям восприятия депрессии и ее леченияпредставителями различных христианских конфессий,докладчик выделил три наиболее распространенных моделибогословского осмысления депрессии: депрессия как духовнаяболезнь, как средство духовного очищения и возрастания, атакже как обладающая трансформирующим потенциалом. Каждаяиз этих моделей понимания депрессии более соответствуютакцентам в вероучении той или иной христианской конфессии,но в то же время все три модели бытуют среди членов каждойконфессии.

Заместитель директора по научной работе НЦПЗ, ведущийнаучный сотрудник группы по изучению особых формпсихической патологии к.м.н. Г.И. Копейко в докладе«Религиозные маски психических расстройств»описал особые формы психической патологии, при которых зафасадом религиозных проявлений скрывается психическоезаболевание, мимикрирующее под традиционные формырелигиозного поведения. Основываясь на клиническихслучаях, он описал критерии паранояльных состояний срелигиозным содержанием. К их числу относятся отсутствиедуховного руководителя у такого больного; противоречиесложившейся культурной или религиозной традиции;отсутствие контактов с религиозной общиной;псевдорелигиозные концепции, способствующие отчуждению отлюдей, придерживающихся традиционных религиозныхценностей, а также от собственной семьи, и пр. Правильнаяоценка этих состояний как с духовной, так и спсихиатрической точки зрения чрезвычайно сложна; нораспознавание этих расстройств исключительно важно длясвоевременного и правильного лечения и для духовногоруководства.

Врач-психиатр, психотерапевт Гектор де Эскура (Аргентина)в докладе «Дифференциация духовных переживаний отпсихических расстройств» рассказал о необходимостиразличения демонического воздействия на человека, котороеподразделяется на чрезвычайное и обычное, от проявленийпсихических заболеваний. Иногда оба эти явления могутприсутствовать одновременно в человеке, поэтому так важнотесное сотрудничество врача-психиатра исвященника-экзорциста. Он представил сравнительную таблицус признаками ряда психических расстройств и внешне схожихс ними проявлений бесоодержимости. С помощью этой таблицыврач-психиатр, помогающий экзорцисту, может определить,является ли недуг проявлением психопатологии. А экзорцистна основании этой информации делает вывод о наличии илиотсутствии демонического действия и необходимостипроведения экзорцизма.

Научные сотрудники НЦПЗ О.А. Борисова и А.Г. Алексеева всоавторстве с клириком храма мучеников Флора и Лавра вселе Ям Московской области протоиереем НиколаемМартинкевичем и магистрантом Московского государственногопсихолого-педагогического университета А.А. Ткаченкопредставили доклад «О нормальной и патологическойрелигиозности в пастырской и психиатрическойпрактике». В докладе обсуждаются особенностипатологической религиозности, встречающейся у некоторыхбольных, имеющих религиозное мировоззрение и страдающихдепрессивными расстройствами, что является актуальным какдля клинической психиатрии, так и для пастырскогопопечения о душевнобольных людях. Авторы описываютклинически выявляемую взаимосвязь содержания религиозныхпереживаний со структурой депрессий и приводят мнениесвященнослужителей, окормляющих депрессивных больных, отом, что общим внешним проявлением является отсутствиекритичности по отношению к своему духовному состоянию,неспособность личности к внутреннему развитию,зацикленность на негативных мыслях и страхах религиозногохарактера, ложная убежденность в непростительностисовершаемых ими грехов, неумение принимать конструктивныесоветы (и даже понимать их), отсутствие умиротворения ирадости от покаяния, уныние, суицидальные мысли. Пастырю втаких случаях следует руководствоваться принципом«простирать руки грешнику и нести тяготы братасвоего», поддерживать слабую искру веры, помочь,насколько возможно, этому человеку обрести утешение в егоскорби; помочь в разрешении сомнений о допустимости илинедопустимости обращаться в таких случаях ко врачам.

Доцент департамента психологии НИУ ВШЭ, к.псх.н. А.М.Двойнин в докладе «Содержание и психологическоезначение ментальных репрезентаций рая и ада у православныхверующих» представил результаты психологическогоисследования, проведенного совместно с независимымисследователем А.С. Ивановой. Используя шкалуцентральности религиозности Ш. Хубера и О. Хубера, методнаправленных ассоциаций и метод мини-сочинений, авторыизучили ассоциативное и образно-понятийное содержаниерепрезентаций рая и ада у испытуемых. Было выявлено, чтоментальные репрезентации ада на ассоциативном уровне вбольшей степени детализированы и упорядочены по сравнениюс репрезентациями рая. Поскольку степень детализацииобраза некоего объекта связана с субъективным переживаниемпсихологической дистанции до него, данный факт можетрассматриваться как свидетельство переживания (нанеосознаваемом или слабо осознаваемом уровне) болеекороткой психологической дистанции до ада, чем до рая.А.М. Двойнин и А.С. Иванова также обнаружили, что вментальных репрезентациях рая и ада у православныхверующих отражены не только канонические характеристикиданных концептов, но и их культурные шаблоны.Психологическое значение ментальных репрезентаций рая иада у православных верующих, по мнению исследователей,предположительно заключается в стимуляции правильного,морально оправданного с христианской точки зренияповедения.

Врач-психотерапевт клиники психиатрии Военно-медицинскаяакадемия им. С.М. Кирова (ВМА) МО РФ (Санкт-Петербург)к.м.н. Н.С. Рутковская посвятила свое выступление теме«Религиозный радикализм и психопатология». Вдокладе, подготовленном совместно с протоиереем ГеоргиемИоффе, настоятелем храма в честь иконы Божией Матери«Утоли моя печали» в клинике психиатрии ВМА,преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии,заведующим кафедрой психиатрии ВМА д.м.н. профессором В.К.Шамреем, заведующим клиникой психиатрии д.м.н. профессоромЕ.С. Курасовым, она отметила, что одним из определяющихпсихосоциальных факторов распространения и живучестирелигиозного радикализма на территории России и ближнегозарубежья является патерналистский способ восприятияинформации, в том числе религиозной. С этим напрямуюсвязан фактор информационной перегрузки, когда изогромного потока внешней информации современным человекомнепреднамеренно вычленяются наиболее простые ресурсы. Онапривела клинические случаи, показывающие, что дляпациентов, страдающих психической патологией, религиозныйрадикализм является фактором, провоцирующим отказ отприема лекарственных препаратов, а также способствующим, вряде случаев, возникновению суицидального поведения. Помнению авторов доклада, для уменьшения влияния идейрелигиозного радикализма на верующих пациентов необходиморазвивать сотрудничество психиатров и священнослужителей,способствовать духовному просвещению больных и медицинскихработников, разработке и применению различных методикдуховно-ориентированной психотерапии.

Г.В. Любегина, медицинский психолог, практик высшейкатегории, штатный психолог социального отдела Гатчинскойепархии, старший психолог службы психологической поддержкипроекта «Святоград» (Санкт-Петербург), вдокладе «Особенности духовной жизни психическибольных людей» отметила, что верующим людям,страдающим психическими заболеваниями, необходима нетолько врачебная, но и духовная помощь, в том числеучастие в церковных таинствах. «Свидетельствую, чтоу больных, которые начинали посещать храм и участвовать втаинствах, течение болезни приобретало более благоприятныйхарактер: они гораздо реже попадали в больницу, имдостаточно было амбулаторной помощи в рамкахпсихдиспансера», — отметила выступающая. Дляоказания полноценной помощи душевнобольным очень важно,чтобы священники имели не только духовное образование, нознания в области психиатрии. По ее наблюдениям, внастоящее время уже наметилась тенденция к взаимопониманиюи стремление к сотрудничеству между духовенством иврачами-психиатрами в оказании помощи душевнобольнымверующим людям.

Врач-психиатр, сотрудник Национального медицинскогоисследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П.Сербского Минздрава России к.м.н. Н.В. Лазько рассказала ороли психиатра в помощи больным с хроническимипсихическими расстройствами реализовать возможностиучастия в церковно-приходской жизни. Ее сообщение былопосвящено одному из аспектов проблемы адаптации в социумебольных с хроническими психическими расстройствами. Онаотметила важную роль полноценного включения таких людей вевхаристическую и церковно-приходскую жизнь. В докладеопределены задачи, решаемые психиатром в отношенииприхожан с психическими расстройствами и обычногоконтингента пациентов, имеющие как общие черты, так иопределенные отличия, важность воцерковления в случаяхневозможности проводить фармакотерапию в связи ссоматической отягощенностью. Выступавшая предложилаконкретные варианты адаптационных мероприятий в условияхцерковно-приходской жизни для лиц, страдающих эндогеннымипсихическими расстройствами, невротической патологией,когнитивным дефицитом. На представленном материале былподтвержден тезис о необходимости содружественных усилийврача-психиатра, психолога и священника для решенияобозначенной проблемы.

Б.А. Воскресенский, к.м.н., доцент кафедры психиатрии имедицинской психологии РНИМУ им. Н. И. Пирогова, выступилна тему «Религиозность и психические расстройства— норма и патология. Взгляд клинициста». Онотметил, что некоторое, пусть и чисто внешнее, сходстворелигиозных и психопатологических переживаний делаетвопрос об их разграничении значимым и теоретически, ипрактически. Основой для этого анализа являетсятрихотомийный подход: дух — душа — тело,которые взаимосвязаны в своей активности. Вопросы верыотносятся к компетенции священнослужителя. В компетенцииврача-психиатра — психические расстройства, которыепроявляются совершенно особыми переживаниями, в норме невстречающимися, а их финалом оказываетсяослабление/исчезновение нормальных психических процессов.В более мягких случаях («пограничнаяпсихиатрия») по особым закономерностям преобразуютсяестественные душевные процессы. Духовная жизнь в нормединамична, определяется многими факторами. Ее«непонятные», «удивительные»изменения правомерно расценивать как психопатологическиетолько в тех случаях, когда они могут (должны) быть понятыкак проявления нарушений именно душевных процессов. Еслиэто преобразование оказывается невозможным, то говорить опсихическом расстройстве нет никаких оснований.Психиатрическая норма психического здоровья апофатична:это отсутствие болезни. Вариабельность духовной жизни кактаковой бесконечно богаче, чем закономерности болезни.

Сотрудники кафедры психиатрии и наркологии Московскогогосударственного медико-стоматологического университетаим. А.И. Евдокимова к.м.н., доцент И.Ю. Машкова и д.м.н.,доцент Н.Н. Осипова представили доклад «Феномены,ассоциированные с религиозным опытом, в структуреаффективных расстройств». Свою работу авторыпосвятили проблеме эмоциональных заболеваний всоматической практике и участию феноменов, ассоциированныхс религиозным опытом, в формировании клинической картиныэтих расстройств. В докладе обсуждались результатыклинического исследования, которое показывает, что оценкафеноменов религиозного опыта способствует разграничениюклинико-психопатологических симптомов и проявленийдуховных недугов. Такой междисциплинарный подход на основебио-психо-социо-духовной модели позволяет повыситьэффективность лечения аффективных расстройствневротического уровня у пациентов соматического профиля. Адиалог с врачом помогает пациенту в формировании целостныхпредставлений о механизмах психической патологии,способствует рефлексии опыта и более внимательномуотношению к собственной духовной жизни.

М.М. Базлев, старший преподаватель кафедры историиИнститута фундаментальных проблем социо-гуманитарных наукНИЯУ МИФИ, преподаватель кафедры истории религииУчебно-научного центра изучения религии РГГУ, посвятилсвое выступление теме «Исследования непатологическойэтиологии галлюцинаторного опыта в свете интенциональностирелигиозного сознания». На основании исследованийслуховых вербальных галлюцинаций он предложил модельобъяснения переживаемого мистиками опыта духовных голосови видений как внутренней речи человека, переживаемой вситуации когнитивного сбоя в процессе самоопределения какданной Другим. Он отметил, что в совокупности с инымиклиническими диагностическими данными подобные переживаниямогут маркироваться как проявления психопатологии, но вситуации их отсутствия могут являться феноменомнормального опыта в определенном культурном и религиозномконтексте. На основании исследований внутренней речи онвысказал предположение о полиморфности мышления,реализуемого в различных кодовых системах, обеспечивающихвозможность применения этой модели при полимодальностипереживаемого опыта. Содержание же переживаемогоинтерпретируется человеком на основании техинтенциональных установок, которые характерны дляконкретной личности, что обеспечивает целостностьпсихической и духовной жизни человека в культурной среде.

Католический священник Сергей Тимашов, лиценциатбогословия, ректор Католической высшей духовной семинарии«Мария — Царица Апостолов»(Санкт-Петербург), выступил с докладом «Современнаяпрактика экзорцизма в Католической Церкви: различениедухов, сверхъестественные проявления, паранормальныеявления и психопатология». Он напомнил о библейскихи доктринальных основаниях веры во вмешательствоБожественных и демонических сил в психосоматическиепроявления человека. Из этого проистекает необходимостьучитывать в медицинской заботе о больных возможностьдуховного воздействия. В то же время для проведенияэкзорцизма необходима помощь психиатра с целью выявлениявероятных психиатрических причин наблюдаемых феноменов иоказания помощи при возможном возникновениипсихиатрических кризисов. Отец Сергей напомнил также онеобходимости и способах испытания духов при возможныхдуховных проявлениях на фоне болезни.

В докладе д.м.н., руководителя отделения геронтопсихиатрииНМИЦ психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Л.Е.Пищиковой «Эпидемии психических расстройств ссиндромом одержимости: исторические и клиническиеаспекты», были представлены данные об эпидемияхрасстройств, проявляющихся демонопатическими формами,которые носят в простонародье такие названия, какбесноватость, бесоодержимость, одержимость «духомнечистым», кликушество, икота. Выступавшаяпроанализировала причины их возникновения, клиническиеформы, модели и этапы развития, терапевтические ипрофилактические стратегии. Она подчеркнула схожестьпсихопатологических расстройств, наблюдающихся в структуреэтих состояний, которые были описаны еще в Евангелии, атакже психиатрами прошлого в виде эпидемий кликушества(В.М. Бехтерев, 1897 г., Н.В. Краинский, 1900 г.), нашимисовременниками (М.Д. Урюпина, 1972 г., В.В. Медведева,1980 г.) в виде эпидемий психических расстройств, ссиндромом одержимости «икотой», встречающимсяна севере России. Л.Е. Пищикова отметила сложность инеоднозначность клинической трактовки этих состояний,необходимость духовно-ориентированного подхода к терапии,реабилитации, медико-профилактическим мероприятиям сучастием не только врача-психиатра, но исвященнослужителя.

Е.В. Гедевани, к.м.н., старший научный сотрудник группы поизучению особых форм психической патологии НЦПЗ, выступилас докладом «Феномен одержимости при психическихрасстройствах: клинико-психопатологическиеособенности». Она отметила, что проблема изученияфеномена одержимости с религиозным содержанием донастоящего времени является актуальной, так как, с однойстороны, признается практически всеми религиями, с другой— представляет определенный интерес и для научнойсреды. Отмечается неоднородность взглядов исследователейна данный феномен, что связано как со структурой самогосиндрома, так и с психопатологическими и клиническимипроявлениями: феномен одержимости рассматривается как врамках диссоциативных расстройств, так и в рамках бредаодержимости религиозного содержания. В докладе былипредставлены данные исследования религиозного бредаодержимости, которое проводилось с 2015 по 2023 гг.группой по изучению особых форм психической патологии подруководством академика РАН A.С. Тиганова (до 2019 года) набазе отдела юношеской психиатрии НЦПЗ. Результатыисследования показали, что особенностью религиозного бредаодержимости при шизофрении является устойчивая бредоваяубежденность пациента в одержимости некой враждебной илисветлой духовной сущностью, внедрившейся внутрь организмаили захватившей его снаружи. Полученные данныепредставляют значимость для социального прогноза, выборалечебной тактики этих пациентов и пастырскогодушепопечения.

Стажер-исследователь департамента психологии Ю.С. Витко истарший научный сотрудник Международной лабораториипозитивной психологии личности и мотивации, доцентдепартамента психологии, к.псх.н. А.А. Лебедева (Высшаяшкола экономики) представили доклад на тему«Духовный смысл как движущая сила преодолениядуховного кризиса». В докладе прозвучал адресованныйсообществу помогающих специалистов призыв к дискуссии натему духовности и религиозности по причине глубокойсоциально-политической нестабильности в мире. Быливысказаны опасения относительно ряда инициатив взарубежном академическом сообществе, которые могут иметьпоследствия в виде десакрализации веры и религии.Поставлен вопрос о важности содержательного анализапроблемы негативных переживанийклиента/пациента/прихожанина, ассоциированных с религией идуховностью, актуальность чего признается авторамимногочисленных работ. В исследовании, проведенномдокладчиками, духовный кризис предлагается понимать какособую сверхбытийную ситуацию разрушения прежних основсуществования, содержащую в себе «смысловойвызов». Согласно исследованию, в котором принялиучастие преимущественно верующие люди, разрешениюдуховного кризиса у респондентов способствует обретениеими духовного смысла ситуации дезинтеграции личности.Последний отличается тем, что не привязан к бытию иконкретным областям текущей жизни, его появлениеперестраивает ценностно-смысловую систему личности поройрадикальным образом — вокруг высших ценностей,трансцендентного опыта и опыта богообщения.

Священник Эдвард Джорж Путтанил, директор больницы СантулаТраст (Маланкарская Ортодоксальная Сирийская Церковь,Индия), в докладе «Чувство вины — нормальное ипатологическое в пастырской практике» подробноописал разные виды чувства вины: естественное, винавыжившего, компульсивная, социальная и пр., а такжеотличия патологического чувства вины от нормального и виныот стыда. В различных формах чувство вины проявляется ипри психических расстройствах. В пастырской практикеработа с чувством вины является сложной задачей, посколькумежду естественной и патологической виной очень тонкаягрань. Он описал этапы пастырской работы с естественнойвиной и отметил, что в случае патологической винытребуется также психотерапевтическое вмешательство.

Священник Даявош Азизян Али Коми (Иран), АссирийскаяЦерковь Востока, епархия Ирана, Армении и Грузии,рассказал о роли молитвы в поддержке людей с психическимирасстройствами. Одним из ключевых понятий в сферепсихического здоровья является «психологическаябезопасность», которая подразумевает состояние, вкотором человек чувствует себя защищенным, в безопасностина уровне своих эмоций и мыслей, не боится наказания иунижения, спокоен и бодр. Отсутствие«психологической безопасности» наноситсерьезный ущерб психологическому здоровью в целом.Верующие люди знают из Священного Писания, что достичьэтого можно через искреннюю связь с Богом, предавая Емусвои мысли, чувства и поступки. Слышать наставленияГоспода и понимать Его водительство помогает молитва.Жизнь без молитвы ослабляет способность слышать Христа.«Психологическая безопасность» означаетспокойствие духа и мысли.

Священник Венсеслао Доминго Виал Мена, профессорУниверситета Святого Креста (Италия, Рим) выступил сдокладом «Духовная зрелость и психическоездоровье». Многие расстройства личностихарактеризуются ощущением экзистенциальной пустоты итрудностями общения с другими людьми: «Никому нетдела до того, что со мной происходит». Если человекчувствует, что он не одинок, то это ощущение становитсяосновой психологической безопасности, позволяющейпротивостоять жизненным трудностям, утверждаться всобственной ценности. Даже психотравмы, полученные вдетстве, обретают новую перспективу, если есть кто-то,кому они не безразличны. Давая человеку понять, что он неодин, мы помогаем ему справляться со страхами. Дляпсихического здоровья важен самоанализ, направленный насамопонимание и установки на профилактику саморазрушающегоповедения, из чего вытекает ответственность за собственноеповедение и образ жизни. Вера в реально существующего Богапомогает осмыслить собственные страдания и болезнь,перестать искать «виноватых» в своихпроблемах, смотреть на жизнь со смирением. «ДовериеБогу приводит человека к более четкому контролю над своимиэмоциями, к более терпимому восприятию разочарований ипринятию страданий… Другими словами, возродите верув Бога и будете жить здоровее и счастливее с другимилюдьми, в мире, в нашем общем доме».

Священник Хосе Антонио Фортеа Кукурулл, доктор богословия,специалист по вопросам демонологии, одержимости иэкзорцизма, больничный капеллан (Алкала де Энарес,Испания) выступил с докладом «Психиатрия ипастырское душепопечение: анализ сложного случая».Он рассказал о случае из своей пастырской практики, когдадевушка, поступив в монастырь и не ощутив радости отмонастырской жизни, впала в глубокую депрессию, слабеладень ото дня. Несмотря на совет духовника покинуть общинуиз-за опасений за ее жизнь и здоровье, она, в послушаниенастоятельнице, все же осталась в монастыре. В пасхальноевоскресенье ее состояние кардинально изменилось: онапочувствовала прилив радости и счастья, которые наполнялиее и в последствии. Падре Фортеа заключил, что Господуподвластны законы естества, Он властен исцелить любойнедуг вопреки естественным законам.

Р.И. Надюк, к.псх.н., декан факультета дополнительногообразования служителей, начальник отделениядушепопечительства Семинарии Евангельских Христиан,выступил на тему «Психологические ресурсы вдушепастырской помощи в работе с патологическим и систинным чувством вины». Душепастырь соприкасается счувством вины при проживании человеком греховного стыдавследствие осознания индивидуальной греховности. Стыд— это эмоциональная реакция души на осознание своейгреховности как личной духовно-нравственной«плохости». Виновность — этоэмоционально-конструктивная трансформация чувства стыда вличную ответственность за содеянное и принятиесправедливости воздаяния, необходимости искупления иисправления. Виновность — это реакция на содеянныйгрех как проступок, которая конвертируется в принятиетраектории исправления. Чувство вины всегда направлено наличность человека. В этом важная разница виновности ичувства вины. Душепастырю следует дифференцировать чувствовины и истинную виновность в свете Божиих заповедей и,считывая чувство вины, работать прежде всего свиновностью. Психолог или психотерапевт работает счувством вины и, в случае определения духовно-нравственныхпричин этого чувства, делегирует подопечного душепастырю.Душепастырю важно понимать, что опекаемый может переживатьчувство вины без греховной виновности, как формуневротической или религиозно-рационализированнойсамооценки. Истинное чувство вины — это всегдареакция на стыд в результате осознания личной греховности,которое актуализируется в свете ясных духовно-нравственныхценностей и Божиих заповедей, экспертом в которых, поопределению, является душепастырь. Истинное чувство винынейтрализуется в результате соприкосновения сдушепастырскими ресурсами Слова Божия, исповедания,покаяния и священнодействий церкви и преобразуется вблагодатный опыт искупления, прощения и внутреннеговосстановления опекаемого. Патологическое чувство виныузнается по сопротивлению духовному воздействиюдушепастырских ресурсов и может быть не связано сгреховной виновностью, а являться формойрелигиозно-рационализированного, иррационального чувствастыда или комплекса неполноценности. Поэтомупатологическое чувство вины не конвертируется вблагодатные состояния прощения и искупления подвоздействием душепастырских ресурсов, так как связано не сосознанием личной греховности, а с психоэмоциональнымпереносом аффекта или травмирующего переживания из опытадетско-родительских отношений, в котором ребенок прожилопыт неполноценности как личной «плохости». Вэтом случае душепастырь может попытаться поработать сдетско-родительским переносом с позиции поддерживающего,проясняющего критерии виновности духовного отца идушепастыря, но, в случае сопротивления душепастырскомувоздействию, делегировать психологическую работу сиррациональным чувством вины психологу или психотерапевту.

Т.В. Владимирова, к.м.н., старший научный сотрудник группыпо изучению особых форм психической патологии НЦПЗ, и Е.В.Смирнова, аспирант группы по изучению особых формпсихической патологии НЦПЗ, посвятили свое выступлениетеме «Бред виновности и суицидальное поведение придепрессивно-бредовых психозах». В докладеобсуждается дифференциация между нормальным чувством виныи греха и болезненными переживаниями, встречающимися припсихических заболеваниях, в частности, при депрессиях сбредом религиозного содержания. Описанапсихопатологическая картина бредовых состояний с идеямисамообвинения и греховности, особенности суицидального иаутоагрессивного поведения пациентов с подобнымисостояниями и представлена оценка рисков суицидов. Крометого, в докладе поднимается важный вопрос отношения ксуицидам в церковных общинах и обсуждается значимостьпонимания священнослужителями отличий симптомов исиндромов проявлений психических заболеваний от нормальныхпереживаний верующего человека и особенностей переживанийпациентов с религиозным мировоззрением.

В докладе врача психиатра, м.н.с. А.И. Магая (НЦПЗ)«Программа помощи психически больным, основанная нарелигиозном мировоззрении» был представлен опытработы церковных терапевтических сообществ в рамкахкомплексной программы помощи психически больным. Программабыла разработана и реализуется группой особых формпсихической патологии НЦПЗ и основана на подходах иметодах духовно-ориентированной терапии и религиозныхкопинг-стратегий. Терапевтические группы действуют нацерковных приходах Москвы и в структуре общественныхорганизаций, работающих в области охраны психическогоздоровья. Проанализированный опыт показывает высокуюэффективность проводимых мероприятий благодаря опоре наценностно-ориентированные методы психотерапии иформированию среди участников программы совладающих формрелигиозного поведения.

А.Ю. Климочкина, к.псх.н., преподаватель факультетасоциальных наук, департамента психологии Высшей школыэкономики в докладе «Религиозность как факторсубъективного благополучия: обзор объяснительныхмоделей» рассказала об эмпирических исследованияхсвязи религиозности с субъективным благополучием. Онаотметила, что результаты этих исследований противоречивы.Существуют три основные группы эмпирических работ, одна изкоторых доказывает положительную линейную связьрелигиозности с благополучием, вторая — нелинейнуюзначимую связь и третья — отсутствиесамостоятельного значимого вклада религиозности вблагополучие. В каждой из групп работ авторы предлагаюттеоретическое обоснование гипотезы о вкладе религиозностив субъективную оценку качества жизни человека.

Завершая конференцию, митрополит Воронежский Сергий судовлетворением отметил возрастающий интерес со сторонымедицинского научного мира к диалогу с Церковью в областипсихического здоровья, расширение географии участниковмеждународных конференций «Попечение Церкви одушевнобольных». «За время проведения нашихконференций выросло наше взаимное доверие, болееуглубленным стало рассмотрение вопросов, выступления носятсерьезный научный характер, что, безусловно, полезно какдля нашей Церкви, так и для психиатрии», —заключил архиерей.


Источник

Возврат к списку



 


a_b.jpg

За веру православную

Перейти к разделу

 

Образование и воспитание

Перейти к разделу

 

Святая русь

Перейти к разделу

Современные проблемы

Перейти к разделу

 

Православный образ жизни

Перейти к разделу

 

Новости за рубежом

Перейти к разделу

Проповеди

Перейти к разделу

 

История церкви

Перейти к разделу

 

Русская история

Перейти к разделу

 
  Карта сайта / Обратная связь
Официальный сайт Международного общественного движения "ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ"
Разработка и поддержка сайта ИТ-компания "Зебрус"
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru