new_logo.png
 
 
 

 
 

Видео материалы



Все видео










Партнеры

srub8831.jpg amin8831.jpg fondab8831.jpg

Новости

Возврат к списку

Святейший Патриарх Кирилл посетил в московском Манеже выставку народного художника России В.И. Нестеренко «Мы — русские, с нами Бог!» 31 мая 2023

Святейший Патриарх Кирилл посетил в московском Манеже выставку народного художника России В.И. Нестеренко «Мы — русские, с нами Бог!»

30 мая 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея РусиКирилл посетил выставку народного художника России,действительного члена Российской академии художеств В.И.Нестеренко «Мы — русские, с нами Бог!»,проходящую с 11 мая по 25 июня 2023 г. в Центральномвыставочном зале «Манеж», сообщает Патриархия.ru. Выставкаорганизована Департаментом культуры города Москвы иРоссийской академией художеств. Основой выставки сталимонументальные исторические полотна, посвященныепобедам русского оружия и русского духа.

Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождали В.И.Нестеренко, председатель Либерально-демократической партииРоссии, руководитель фракции ЛДПР в Государственной ДумеФС РФ, председатель Комитета Государственной Думы помеждународным делам Л.Э. Слуцкий, председательСинодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществоми СМИ В.Р. Легойда, генеральный директорМузейно-выставочного объединения «Манеж» И.И.Демидов.

Осмотр выставки начался с картин, созданных по итогамтворческой поездки художника в города Луганской НароднойРеспублики — Луганск, Новоахтырку и Северодонецк.Святейшему Патриарху Кириллу были представлены картина«Защитники Новороссии» и полотна, посвященныеСпециальной военной операции.

Далее Святейший Владыка ознакомился с работами художника,повествующими о недавних событиях в Сирии, где Вооруженныесилы Российской Федерации предотвратили распространениемеждународного терроризма, противодействуя многочисленнымтеррористическим формированиям. К картинам этого периодаотносятся триптих «Сирийская земля» имногофигурное полотно «Письмо недругамРоссии».

Затем Предстоятелю Русской Церкви была продемонстрированакартина «Распятие», созданная художником в1999 году. Полотно посвящено трагедии в Сербии,подвергнувшейся бомбардировкам странами НАТО в то время.

Центральная часть выставки иллюстрирует события русскойистории. Святейший Патриарх Кирилл останавливался у картин«Избавление от Смуты», «Клятва князяПожарского», «Молитва Сусанина»,«Москва встречает героев Полтавы»,«Триумф Российского флота». Некоторые из этихкартин воспроизведены в мозаике. Так, мозаика на основекартины «Триумф Российского флота» находитсяблиз Морского собора на Якорной площади в Кронштадте, амозаика «Клятва князя Пожарского» установленав Ярославском кремле и является достопримечательностьюгорода. Войне 1812 года посвящено монументальное полотно«Гибель нашествия».

В следующем зале Предстоятель Русской Церкви осмотрелкартину «Отстоим Севастополь!», ставшую однимиз символов движения жителей Крыма к воссоединению сРоссией. Святейший Патриарх заинтересовался пятиметровымхолстом «Открытие Антарктиды». Картинапосвящена подвигу русских военных моряков, в течение двухлет сражавшихся с бурями и ледовыми полями в Южных морях иоткрывших пятый континент.

Исторические полотна «Мы русские — с намиБог!» и «Заступница земли Русской»воскрешают образы и события Первой Мировой войны:знаменитую «атаку мертвецов», явлениеБогородицы русским солдатам в августе 1914 года.

Теме Великой Отечественной войны посвящен триптих«Эхо прошедшей войны», включающий ставшуюизвестной работу «Непокоренный», изображающуюветерана морской пехоты Ю.А. Фомичева.

Отдельный зал посвящен картинам из залов кафедральногособорного Храма Христа Спасителя в Москве, поблагословению Святейшего Патриарха Кирилла включенным вэкспозицию выставки на период ее проведения. Это«Тайная вечеря», «Брак в КанеГалилейской», «Чудесное умножениехлебов», «Чудесный улов», «Христоси самарянка», а также «ВозрождениеПатриаршества».

В конце выставочного зала расположена копия мозаики БожиейМатери из Патриаршего собора в честь Воскресения Христова— главного храма Вооруженных сил РоссийскойФедерации, воспроизведенная в натуральную величину. Уэтого произведения В.И. Нестеренко передал в дар ЕгоСвятейшеству картину «Рассвет на Горе Синай»,написанную в 2023 году. Здесь же состоялось краткоеобщение Святейшего Патриарха Кирилла с семьей художника.

В этой же части экспозиции представлены гигантские копииросписей из Храма Христа Спасителя «КрещениеГосподне» и «Вход Господень вИерусалим», а также копии в натуральную величинуросписей из храма великомученика Пантелеимона на Афоне,Успенского собора в Дмитрове и других храмов.

Затем Святейший Патриарх Кирилл осмотрел ряд портретныхизображений, в том числе портреты Сергея АлександровичаРоманова и преподобномученицы Елисаветы Феодоровны,созданные для Сергиевского подворья Императорскогоправославного палестинского общества в Иерусалиме.

Предстоятель Русской Церкви также остановился у портретакороля Бахрейна на белом арабском скакуне. Было отмечено,что в столице Бахрейна г. Манаме планируется возведениерусского православного храма.

В завершение Святейший Владыка осмотрел цикл картин,написанных на Святой Горе Афон, а также экспозиции«Рубежи России», созданные по итогампутешествий в Сибирь, на Дальний Восток и Крайний Север.

Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил художника заэкскурсию и рассказ о своем творчестве. В благословение надальнейшие труды Предстоятель вручил В.И. Нестеренко иконуравноапостольного князя Владимира и Евангелие.

* * *

Творческая биография В.И.Нестеренко*

1967 — родился в Павлограде, УССР.

1980 — поступил в Московскую среднюю художественнуюшколу при Московском государственном академическомхудожественном институте им. В И.Сурикова на отделениеживописи.

1985 — окончил Московскую среднюю художественнуюшколу с золотой медалью и поступил в Московскийгосударственный академический художественный институт им.В.И. Сурикова на факультет живописи.

1990 — персональная выставка в Токио.

1991-1992 — стажировка по линии Министерствакультуры РФ в художественном институте ПРАТТ в Нью-Йорке.

1991-1996 — персональные и групповые выставки вмузеях и галереях Нью-Йорка, Сан-Диего, Санта Фе,Сан-Франциско, Денвера и др. городах США.

1994 — окончил Московский государственныйакадемический художественный институт им. В.И. Сурикова скрасным дипломом. Дипломная картина «ТриумфРоссийского флота» (Центральный музей ВооруженныхСил России).

1996 — персональная выставка в залах Российскойакадемии художеств.

1999 — персональная выставка в МГВЗ «НовыйМанеж»; работа над росписями кафедрального соборногоХрама Христа Спасителя в Москве; указом Президента РФ Б.Н.Ельцина присвоено почетное звание Заслуженный художникРоссийской Федерации.

1999-2016 — персональные выставки в государственныхмузеях и галереях Москвы, Орла, Белгорода, Липецка,Брянска, Рязани, Дмитрова, Калуги, Ярославля, НижнегоНовгорода, Казани, Петрозаводска, Оренбурга, Тюмени,Севастополя и др., а также в музеях городов ближнегозарубежья — Киева, Минска, Витебска.

2000 — работа над художественным убранством Тронногозала Иерусалимской Патриархии.

2001 — избран членом-корреспондентом Российскойакадемии художеств; награжден орденом Сергия РадонежскогоII степени за росписи кафедрального соборного Храма ХристаСпасителя в Москве.

2001-2002 — работа над картинами Евангельского цикладля Трапезных палат кафедрального соборного Храма ХристаСпасителя в Москве.

2002 — персональная выставка в музее ФамагустаГейтс, Никосия.

2002-2004 — работа над росписями Успенскогокафедрального собора в Дмитрове; работа над росписямиУспенского храма в Домнино, родовом имении Романовых.

2004 — персональная выставка «О, Русскаяземля!», ЦВЗ «Манеж»; выставкапроизведений в музее Фестунсграбен, Берлин; указомПрезидента РФ В.В. Путина присвоено почетное званиеНародный художник Российской Федерации.

2005 — презентация картины «ОтстоимСевастополь!» в Государственном историческом музее;персональная выставка в залах Российской академиихудожеств; избран членом Наблюдательного Совета приГлавном Управлении воспитательной работы МО РФ, членкомиссии по присуждению премий в области литературы иискусства ФСБ РФ, членом комиссии по присуждению премий вобласти литературы и искусства в Центральном федеральномокруге.

2006 — персональная выставка в МГВЗ «НовыйМанеж»; избран действительным членом Российскойакадемии художеств.

2008 — избран членом Президиума Российской академиихудожеств; работа над серией картин для Таврического залаБольшого дворца в Царицыно; работа над картинами дляМарфо-Мариинской обители милосердия в Москве.

2008-2012 — член Комиссии при Президенте РФ погосударственным наградам.

2009 — начало работы над циклом«Рубежи».

2009-2010 — работа над портретами лидеров ЛатинскойАмерики: Уго Чавеса, Фиделя Кастро, Рауля Кастро, ДаниэляОртеги.

2010 — персональная выставка «Россия —связь времен», ЦВЗ «Манеж»; персональныевыставки в Посольстве РФ и в Российском культурном центрев Париже.

2011 — избран членом Патриаршего совета по культуре.

2012 — персональная выставка «Далекиерубежи» в залах Российской академии художеств;создание картины «Возрождение Патриаршества»для Зала Высшего Церковного Совета в кафедральном соборномХраме Христа Спасителя в Москве; презентация картины«Избавление от Смуты» в рамках Патриаршейвыставки в ЦВЗ «Манеж»; презентация картины«Гибель нашествия» в Музее Храма ХристаСпасителя.

2013 — экспонирование картины «Избавление отСмуты» в Андреевском зале Большого Кремлевскогодворца; персональная выставка в Пекинском национальномхудожественном музее. Презентация портрета Ден Сяопина вмузее г. Гоань, КНР.

2014 — избран членом Центрального Совета Российскоговоенно-исторического общества; презентация портретов М.Ю.Лермонтова и Ф. Купера в Библиотеке Конгресса США,Вашингтон.

2015 — художественный руководитель выставочногопроекта РВИО «Помни... Мир спас советскийсолдат!» (совместно с С.А. Щербаковым), МГВЗ«Новый Манеж»; персональная выставка«Свет Христов просвещает всех», МузеиВатикана.

2015-2016 — работа над росписями храмавеликомученика и целителя Пантелеимона в РусскомПантелеимоновом монастыре на Афоне.

2016 — выставка «Русский Афон» в залахРоссийской академии художеств.

2017 — юбилейная персональная выставка «Нашаслава — Русская Держава!», ЦВЗ«Манеж»; юбилейная персональная выставка вПетербургском «Манеже». Работа над сериейкартин по результатам творческой поездки в Сирию.

2018 — установка памятника-стелы «ТриумфРоссийского флота» в Кронштадте.

2018-2020 — работы над мозаичным убранством главногохрама Вооруженных сил России

2022 — персональная выставка «О России слюбовью!» в Российской академии художеств;персональная выставка в музее «Петропавловскаякрепость», Санкт-Петербург.

2023 — работа над серией картин по результатамтворческой поездки в зону СВО; персональная выставка«Мы — русские, с нами Бог!» в ЦВЗ«Манеж».

* * *

Народный художник России, действительный член Российскойакадемии художеств Василий Игоревич Нестеренко принадлежитк числу выдающихся деятелей современного российскогоискусства. Его творчество талантливо и многогранно. Емуодинаково доступны многофигурные исторические полотна итематические натюрморты, многометровые росписи и небольшиеакварели, психологические портреты и лирические пейзажи. Вкаком бы жанре ни работал В.И. Нестеренко,созданные им произведения становятся вкладом вотечественное искусство, имеют большое духовное содержаниеи совершенную художественную форму.

Прежде всего необходимо отметить, что Василий Нестеренкоявляется мастером больших сюжетно-тематических картин,посвященных узловым моментам истории России. Это такиекартины как «Клятва князя Пожарского»,«Молитва Сусанина» и «Избавление отСмуты», показывающие победу русского ополчения воглаве с Мининым и Пожарским над польскими захватчиками,«Триумф Российского флота» и «Москвавстречает героев Полтавы», посвященные деяниям ПетраI, «Триумф Екатерины», отражающая реформыЕкатерины II, «Отстоим Севастополь!»,посвященная защитникам города в Крымской войне 1853-1856годов, «Гибель нашествия», показывающаяразгром войск Наполеона в 1812 году, «Мы —русские, с нами Бог!», рассказывающая о героической«атаке мертвецов» во время обороны крепостиОсовец в 1915 году, а также цикл картин, посвященныхВеликой Отечественной войне 1941-1945 годов: «Эхопрошедшей войны», «Непокоренный»,«Сестра милосердия» и другие. К этимпроизведениям примыкают полотна, созданные во времятворческой поездки в Сирию, где художник своими глазамиувидел современную российскую армию в боевых условиях.

Исторические картины В.И. Нестеренко образуют сериюпод названием «Россия — связь времен», иони знаменательны во многих отношениях. В последнюючетверть века сюжетно-тематические произведения почтиисчезли с наших выставок. Преобладают портреты, пейзажи,натюрморты. Об исторических картинах словно забыли. Междутем они составляют основной корпус и главную традициюотечественной живописи XVIII-XX веков. Исчезновениесюжетных картин свидетельствует об измельчании тематики,отсутствии больших художественных идей. Творчество ВасилияНестеренко в этом отношении ломает упадочные тенденции,утверждает возрождение данного жанра, развитие традиций нановом уровне.Исторические картины В.И. Нестеренкопродолжают традицию реалистической русской живописи.Каждая из них изображает какое-либо живое действие,развивающееся событие. При этом все персонажи картиныпо-своему участвуют в этом действии, обладают своим особымхарактером, и все они по-разному реагируют напроисходящее. Благодаря этому картины приобретают сложную,но очень продуманную и ясно читаемую композицию. В них нетничего лишнего, а композиция организована так, что каждыйучастник события занимает должное место, один не заслоняетдругого, и потому получается целостное действие, гдекаждая деталь подчинена целому. Некоторые художники пишуткартины, отличающиеся статикой изображения. Создатькартину полную движения, где действующие лица изображены вразных ракурсах, гораздо труднее. В.И. Нестеренкоэто блестяще удается, что свидетельствует о егонезаурядном профессиональном мастерстве. Оно проявляется ив красочном колорите, внимательно продуманном и всегдатонко сгармонированном. Неся большое идейное,патриотическое содержание, исторические картиныВ.И. Нестеренко вместе с тем совершенны по своейхудожественной форме и потому всегда производят большоевпечатление на зрителей. Они впечатляют не толькозначительностью изображенных на них событий, но иблагодаря размышлениям, которые рождаются при ихсозерцании и связаны с углублением в историю, в осознаниеее сложности и противоречий, величия исторических героев,могущества властителей России и привлекательности простыхлюдей.

Название исторической серии «Россия — связьвремен» неслучайно. Картины вызывают ассоциации снастоящим временем, с непрерывностью истории, ведущей ксовременности, с актуальными волнениями сегодняшних дней.Исторические картины В.И. Нестеренко, будучи всегдасодержательны, также всегда красивы. Их красота создаетсяне только логичной и ясной композицией, вытекающей из сутисюжета, но и колоритом, обычно мягким и гармоничным.Работы мастера можно назвать поэтической живописью.

Другая область, где Василий Нестеренко сделал значительныйвклад в искусство, — произведения духовного,религиозного характера. Художник участвовал в воссозданиивнутреннего убранства Храма Христа Спасителя в Москве. Онявился автором монументальных росписей «КрещениеГосподне», «Вход Господень воИерусалим», «Воскресение Христово»,«Евангелист Матфей», а также ряда икон иросписей трапезных палат храма. Кроме того,В.И. Нестеренко осуществил росписи других соборов— в Москве, Дмитрове, Костроме и в Иерусалиме. Поблагословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла онсоздал полотно «Возрождение Патриаршества» длязала Высшего церковного совета Русской ПравославнойЦеркви. Его работы также помещены в русскомСвято-Пантелеимоновом монастыре на горе Афон. Кпразднованию тысячелетия русского монашества на Афоне в2016 году под руководством Василия Нестеренко былизавершены росписи храма св. великомученика и целителяПантелеимона. Художник лично выполнил более 20монументальных росписей, включая десятиметровый купол.Возможно, наиболее значимой церковной работойВ.И. Нестеренко стало создание внутреннегоубранства главного храма Вооруженных сил России вподмосковном парке «Патриот». По проектухудожника появились практически все мозаики храма. СпасНерукотворный в куполе, например, стал самым большимизображением лика Христа в мировом искусстве. Многиемозаики посвящены святым покровителям русского воинства ичудесному заступничеству небесных сил в разные периодынашей истории, начиная от крещения Руси при Владимире изаканчивая временем Великой Отечественной войны иконфликтами наших дней.

В росписях и картинах на религиозные темы ВасилийНестеренко избегает стилизации под древнюю русскуюживопись и следует традиции духовных изображений,сложившейся в русском реалистическом искусстве второйполовины XIX века: в творчестве Крамского и Ге, Васнецоваи Поленова, Верещагина и Нестерова. Его святые и духовныелица изображены как живые люди, участвующие в реальныхсобытиях. Этим они как бы приближены к современномузрителю. Евангельские сцены становятся живыми, а ихучастники обладают возвышенным духовным миром,благородством и красотой облика. Они несут добро, изрители глубоко проникаются духовным содержаниемпроизведений. Мягкий и светлый колорит этих работ созвученблагородству их внутреннего содержания.

Светские портреты, созданные художником, в чем-то близкиего духовным произведениям. «Портрет мамы»,«Алена», «Русская Мадонна»,«Предчувствие любви», «Девичьимечты», портреты актеров в ролях (Владимира Маторинав роли Бориса Годунова, Василия Ланового в роли БернардаШоу), триптих «Эхо прошедшей войны», портретывыдающихся современников — ученых, военачальников,деятелей культуры, образы духовных лиц — все онипроникнуты благородством, красивы внешне, и эта красота ихоблика становится символом богатства и красоты духовногомира.

Большое место в творчестве В.И. Нестеренко занимаетпейзаж. Он писал природу среднерусской полосы, создалсерию «Времена года», его эпические пейзажныепроизведения, посвященные природе Сибири, Дальнего Востокаи Арктики объединены в цикл под названием«Рубежи». Порою в его пейзажах присутствуютцерковные сооружения, гармонично вписывающиеся в природу.Но и там, где этого нет, пейзажи красивы, монументальны искладываются в обобщенный образ родной страны.

Многие пейзажные работы Василия Нестеренко являютсяноваторскими с точки зрения композиции. Пытаясь преодолетьограничения картинной плоскости, он стремится показатьглубину пространства. Используя смелые композиционныеприемы и необычные ракурсы, художник как бы переноситзрителя на изображаемое место, помогает ощутитьнеобъятность и величие природы. С наибольшей силой еготворческие поиски воплощены в сибирско-дальневосточнойсерии, в таких картинах как «Саяны»,«Стражи Сахалина», «На дальнихрубежах», «Дремлющий исполин»,«Алтай», «Сердце Якутии»,«Здравствуй, Камчатка!».

Не прошел художник в своем творчестве и мимо жанранатюрморта. Его работы этого плана как бы делятся на двекатегории: жанровые натюрморты и исторические натюрморты.Если цветы пишут почти все живописцы, то жанристорического натюрморта — достояние ВасилияНестеренко. Исторические натюрморты примыкают к егоисторическим картинам. Изображенные в них предметы —из тех же времен и событий, что запечатлены в историческихкартинах. Они напоминают об эпизодах истории и потомуорганически включаются в серию произведений «Россия— связь времен». Можно сказать, что художникоткрыл новую разновидность этого жанра —исторический натюрморт.

Следует отметить, что обширная творческая работа Народногохудожника России, действительного члена Российскойакадемии художеств В.И. Нестеренко дополняется егообщественной и просветительской деятельностью. Онпринимает участие в работе президиума академии художеств,читает лекции, организует свои выставки во многих городахРоссии и за рубежом. Среди выставочных проектов ВасилияНестеренко наиболее значимыми стали три персональныевыставки, проходившие в 2004, 2010 и 2017 годах вкрупнейшем выставочном зале Москвы — в БольшомМанеже, две персональные выставки в Санкт-Петербурге июбилейная персональная выставка «О России слюбовью!» в выставочных залах Российской академиихудожеств. Эти выставки дали возможность широкому кругузрителей наиболее полно познакомиться с произведениямихудожника.

Все творчество Василия Нестеренко в целом несет людямдобро и красоту, облагораживает их внутренний мир.Художник сделал значительный вклад в современнуюроссийскую художественную культуру. Его произведенияприобретают все большую популярность, становятсянеотъемлемой частью нашей художественной жизни.


Источник

Возврат к списку



 


a_b.jpg

За веру православную

Перейти к разделу

 

Образование и воспитание

Перейти к разделу

 

Святая русь

Перейти к разделу

Современные проблемы

Перейти к разделу

 

Православный образ жизни

Перейти к разделу

 

Новости за рубежом

Перейти к разделу

Проповеди

Перейти к разделу

 

История церкви

Перейти к разделу

 

Русская история

Перейти к разделу

 
  Карта сайта / Обратная связь
Официальный сайт Международного общественного движения "ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ"
Разработка и поддержка сайта ИТ-компания "Зебрус"
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru