Чин внимания себе для живущего посреди міра
Ниже мы публикуем одно из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова) (1807-1867).
Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально
для Русской Народной Линии (по изд.: Сочинения епископа Игнатия
(Брянчанинова). Том первый. Аскетические опыты. Изд-е второе,
исправленное и дополненное. СПб.: Изд-е И.Л. Тузова, 1886.- С.296-298 (Репринт.)) подготовил профессор А. Д. Каплин.
Постраничные ссылки по техническим причинам заменены на концевые. Первая ссылка вынесена в подзаголовок. Курсив - авторский.
+ + +
Написано вследствие желания проводить среди міра внимательную жизнь для некоторого благочестивого мирского лица.
Душа всех упражнений о Господе - внимание. Без внимания все эти упражнения безплодны, мертвы. Желающий спастись должен так устроить себя, чтоб он мог сохранять внимание к себе
не только в уединении, но и при самой разсеянности, в которую иногда
против воли он вовлекается обстоятельствами. Страх Божий пусть
превозможет на весах сердца все прочие ощущения: тогда удобно будет
сохранять внимание к себе, и в безмолвии келейном, и среди окружающаго со всех сторон шума.
Благоразумная умеренность в пище, уменьшая жар в крови, очень содействует вниманию к себе;
а разгорячение крови - как-то от излишнего употребления пищи, от
усиленного телодвижения, от воспаления гневом, от упоения тщеславием и
от других причин - рождает множество помыслов и мечтаний, иначе,
разсеянность. Святые Отцы предписывают желающему внимать себе во-первых умеренное, равномерное, постоянное воздержание в пище[1].
Проснувшись - в образ ожидающаго всех человеков пробуждения от
мертвых - направь мысли к Богу, принеси в жертву Богу начатки
помышлений ума, еще не принявшаго на себя никаких суетных впечатлений.
С тишиною, очень осторожно, исполни все нужное по телу для вставшаго
от сна, прочитай обычное молитвенное правило, заботясь не столько о
количестве молитвословия, сколько о качестве его, то есть о том, чтоб
оно было совершено со вниманием, и, по причине внимания, чтоб освятилось и оживилось сердце молитвенным умилением и утешением. После молитвеннаго правила, опять всеми силами заботясь о внимании,
читай Новый Завет, преимущественно же Евангелие. При этом чтении
тщательно замечай все завещания и заповеди Христа, чтоб по ним можно
было направлять свою деятельность, видимую и невидимую. Количество
чтения определяется силами человека и обстоятельствами. Не должно
обременять ум излишним чтением молитв и Писания, также не должно
упускать обязанностей своих для неумереннаго упражнения молитвою и
чтением. Как излишнее употребление пищи разстроивает и ослабляет
желудок: так и неумеренное употребление духовной пищи ослабляет ум,
производит в нем отвращение от благочестивых упражнений, наводит на него
уныние[2].
Для новоначального святые Отцы предлагают частые молитвы, но
непродолжительные. Когда же ум возрастет духовным возрастом, окрепнет и
возмужает: тогда он будет в состоянии непрестанно молиться. К
христианам, достигшим совершенного о Господе возраста, относятся слова
святого апостола Павла: Хощу убо, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления[3],
то есть безстрастно и без всякого развлечения или парения.
Свойственное мужу еще не свойственно младенцу. Озарившись при
посредстве молитвы и чтения Солнцем Правды, Господом нашим Иисусом
Христом, да исходит человеком на дела дневного поприща, внимая,
чтоб во всех делах и словах его, во всем существе его царствовала и
действовала всесвятая воля Божия, открытая и объясненная человекам в
евангельских заповедях.
Если выпадут свободные минуты в течении дня, употреби их на чтение со вниманием
некоторых избранных молитв, или некоторых избранных мест из Писания, и
ими снова подкрепи душевные силы, истощаемые деятельностью посреди
суетнаго мира. Если ж этих золотых минут не выпадает: то должно пожалеть
о них, как о потере сокровища. Что утрачено сегодня, не надо потерять
на следующий день: потому что сердце наше удобно предается нерадению и
забывчивости, от которых рождается мрачное неведение, столько
гибельное в деле Божием, в деле спасения человеческого.
Если случится сказать или сделать что-нибудь противное заповедям
Божиим: то немедленно врачуй погрешность покаянием, и посредством
искреннего покаяния возвращайся на путь Божий, с которого уклонился
нарушением воли Божией. Не косни вне пути Божия! - Приходящим духовным
помышлениям, мечтаниям и ощущениям противопоставляй с верою и
смирением евангельские заповеди, говоря со святым патриархом Иосифом: Како сотворю глагол злый сей, и согрешу пред Богом[4].
Внимающий себе должен отказаться от всякой мечтательности вообще, как
бы она не казалась приманчивою и благовидною: всякая мечтательность
есть скитание ума, вне истины, в стране призраков несуществующих и
немогущих осуществиться, льстящих уму и его обманывающих. Последствия
мечтательности: утрата внимания к себе, разсеянность ума и жестокость сердца при молитве; отсюда - душевное разстройство.
Вечером отходя ко сну, который по отношению к жизни того дня есть
смерть, разсмотри действия свои в течении мимошедшего дня. Для того,
кто проводит внимательную жизнь, такое разсматривание незатруднительно: потому что по причине внимания к себе
уничтожается забывчивость, столько свойственная человеку развлеченному.
И так: припомнив все согрешения свои делом, словом, помышлением,
ощущением, принеси в них покаяние Богу и расположением и сердечным
залогом исправления. Потом, прочитав молитвенное правило, заключи
Богомыслием день, начатый Богомыслием.
Куда уходят все помышления и чувствования спящего человека? Что это
за таинственное состояние - сон, при котором душа и тело живы, и
вместе не живут, чужды сознания своей жизни, как бы мертвые? Сон также
непонятен, как и смерть. Во время его покоится душа, забывая самые
лютые горести и бедствия земные, в образе своего вечного покоя; а
тело!... если оно восстает от сна, то непременно воскреснет и из
мертвых. Сказал великий Агафон: «Невозможно без усиленного внимания себе преуспеть в добродетели»[5]. Аминь.
[1] Добротолюбие, ч. 2, главы преподобного Филофея Синайского.
[2] Исаак Сирский. Слово 71.