Украина в контексте интеграционных проектов на постсоветском пространстве: проблемы и перспективы
С момента обретения Украиной независимости, проблема выбора стратегического вектора внешней политики была и остается одной из ключевых. Как показывает опыт многих стран, геополитические метания не приводят к стабильному развитию государства, а наоборот – негативно влияют как на внутриполитическую ситуацию, так и на реноме страны на международной арене.
Следует отметить, что подобные метания Украины во многом происходили и происходят благодаря укоренившимся мифам, которые ретранслируют представители политической элиты страны и обслуживающие их эксперты и журналисты. Здесь следует упомянуть о таких распространенных мифах, как: европейская идентичность Украины и, как следствие, интеграция исключительно в структуры Европейского Союза, имперские амбиции России и соответственно отстаивание Украиной своего суверенитета, в случае вступления Украины в ЕС резко возрастет уровень жизни у всего населения, зарплаты у всех значительно вырастут, а работать придется гораздо меньше и многое другое.
Исходя из того, что европейский вектор украинской внешней политики более чем мифологизирован и до сих пор не имеет четко определенных как временных, так и нормативных рамок, все более становится очевидной его бесперспективность.
В то же время существует и альтернативный путь для Украины, заключающийся в интеграции в различные проекты, реализуемые на постсоветском пространстве.
Актуальность проблемы участия Украины в интеграционных проектах на постсоветском пространстве обусловлена рядом как внешних, так и внутренних факторов.
Среди внешних факторов способствующих интеграции Украины в структуры, формирующиеся на евразийском пространстве, можно выделить:
1. Позиция руководства Российской Федерации заключающаяся в стремлении привлечь Украину к данным проектам. Так, начиная с 2010 года, Президент и Премьер-министр России, достаточно активно приглашали руководство Украины, присоединится к Таможенному Союзу.
В марте 2010 года В. Путин предложил новоизбранному президенту Украины В. Януковичу вступить в Таможенный Союз[1], в декабре 2010 года Премьер-министр РФ конкретизировал предложение: «Если в той или иной форме произойдет присоединение Украины к этим интеграционным процессам (Таможенному союзу), то, конечно, это будет мощным и важным толчком к сохранению целых отраслей экономики в Украине и поможет поднять конкурентоспособность многих наших предприятий»[2].
Подобные предложения от высшего руководства Российской Федерации также делались и позже [3],[4]. В то же время Д. Медведев категорически отверг возможность особого участия Украины в Таможенном Союзе (так называема формула «3+1», сущность которой так и не сформулировала украинская власть)[5].
2. Геополитическая конъюнктура, складывающаяся вокруг Украины, то есть отсутствие реальной перспективы членства в Европейском Союзе и соответственно реальная возможность оказаться изолированной страной между Евразийским и Европейским Союзами. На данный момент возможное вступление Украина в Европейский Союз не закреплено ни в одном официальном документе ЕС и реальных предпосылок к этому нет. Максимум на что может надеяться политическая элита Украины в этом году, это подписание Соглашения о зоне свободной торговли с Европейским Союзом, но данное соглашение может быть и не подписано со стороны ЕС, аргументирующего свою позицию политическими причинами (преследование оппозиции, непрозрачность выборов и др.).
Исходя из этого, у политической элиты Украины не останется другого выбора, как интегрироваться в структуры Таможенного Союза и Единого Экономического Пространства. В случае отказа от такой интеграции последствия для экономики Украины могут быть крайне тяжелыми.
3. Экономические выгоды для экономики Украины. В совместном исследовании, проведенном в 2011 году Институтом экономики и прогнозирования НАН Украины и Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН, говорится: «Присоединение Украины к ЕЭП означает, что за счет торговых эффектов объем годового ВВП к концу прогнозного периода будет превышать объем ВВП в базовом сценарии на 1%. В условиях технологической интеграции и развития кооперационных связей оценка экономического эффекта к 2030 году может быть повышена до 6-7% объема ВВП. При реализации этого сценария величина ВВП Украины к концу прогнозного периода будет примерно на 6-7% выше, чем ВВП Украины в сценарии, исключающем интеграцию с ЕЭП»[6].
Также в исследовании говорится, что «Суммарный накопленный эффект от создания ЕЭП и последующего присоединения к нему Украины за период 2011-2030 годов может достигнуть для четырех стран $1,1 трлн. (в ценах 2010 года)»[7]
4. Духовное единство Украины со странами входящими в Русский Мир. В данном случае под Русским миром мы понимаем определение, данное ему Святейшим Патриархом Кириллом: «Ядром русского мира сегодня являются Россия, Украина, Белоруссия, и святой преподобный Лаврентий Черниговский выразил эту идею известной фразой: «Россия, Украина, Беларусь ― это и есть святая Русь». Именно это понимание Русского мира заложено в современном самоназвании нашей Церкви. Церковь называется Русской не по этническому признаку. Это наименование указывает на то, что Русская Православная Церковь исполняет пастырскую миссию среди народов, принимающих русскую духовную и культурную традицию как основу своей национальной идентичности, или, по крайней мере, как ее существенную часть. Вот почему в этом смысле мы и Молдову считаем частью этого Русского мира. В то же самое время Русская Церковь является самой многонациональной православной общиной в мире и стремится развивать свой многонациональный характер»[8].
Для Украины, являющейся неотъемлемой частью Руско-православной цивилизации, участие в таких объединительных проектах как Таможенный Союз, Единое Экономическое Пространство, Евразийский Союз является закономерным и органичным и предопределено религиозным и социо-культурным единством.
В то же время следует отметить, что существуют внешние факторы, влияющие на недопущение участия Украины в интеграционных проектах на постсоветском пространстве, среди них уместно выделить:
1. Позиция Европейского Союза, заключающаяся в ограниченном сотрудничестве с Украиной, которое в значительной мере исключает возможность для интеграции Украины в экономические структуры на постсоветском пространстве, в первую очередь, это Соглашение о зоне свободной торговли с Европейским Союзом (текст соглашения парафирован, но не ратифицирован) и Энергетическая хартия (ратифицирована). Также важнейшей проблемой связанной с подписанием Соглашение о зоне свободной торговли с ЕС является абсолютная закрытость переговорного процесса, в настоящее время остается загадкой, какие выгоды Украина может получить от подписания данного соглашения и какие угрозы экономике страны несет данное соглашение.
2. Позиция США, заключающаяся в препятствовании возникновения и развития интеграционных объединений на постсоветском пространстве в целом, и с участием Украины в частности. Официальные представители США в последнее время все менее открыто выступают против интеграции Украины в структуры, развивающиеся на постсоветском пространстве. Однако они в своих комментариях однозначно дают понять в какую сторону нужно интегрироваться Украине. Так, представитель Госдепа США Лоуренс Сильвермен, курирующий сотрудничество с Белоруссией, Молдовой и Украиной во время видеомоста Киев-Вашингтон, заявил: «Таможенный союз не отвечает принципам ВТО, членом которой является Украина. В долгосрочной перспективе выгодным для Украины является именно Зона свободной торговли. Со вступлением в Таможенный союз Украина ощутит значительные потери»[9]. Ему также вторит Посол США на Украине Д. Теффт: «США поддерживает интеграцию Украины в европейские структуры», — заявил посол США в Украине Джон Теффт. При этом он не стал прогнозировать, как повлияет на евроинтеграцию Украины ее предполагаемое сотрудничество с Таможенным союзом в рамках СНГ. «Я не буду это комментировать. США решительно поддерживает интеграцию Украины в европейские структуры. Мы это очень поддерживаем», — сказал он журналистам[10].
3. Деятельность различных так называемых «неправительственных» организаций на территории Украины заключающаяся в пропаганде западных ценностей и отрицании традиционных ценностей Православной цивилизации. Закономерно, что организации, существующие на западные гранты, одной из своих целей ставят интеграцию Украины в евро-атлантические структуры и пропаганду негативного образа образований возникающих на постсоветском пространстве. В условиях, когда их деятельность фактически не контролируется никакими органами государственной власти или гражданского общества, подобные структуры вносят значительный вклад в недопущение интеграции Украины в евразийские проекты.
Наряду с тем, что существуют внешние факторы, влияющие на интеграцию Украины в созданные и создающиеся на евразийском пространстве объединения, также достаточно важными являются и внутренние факторы. Среди внутренних факторов, которые могут способствовать присоединению страны к Таможенному Союзу, Единому Экономическому Пространству и в последствии к Евразийскому Союзу выделяются:
1. Поддержка населением Украины подобных инициатив фиксирующаяся на протяжении всего существования государства Украины и подтверждающаяся рядом социологических исследований.
Так, по результатам социологического исследования проведенного Киевским международным институтом социологии (КМИС) 10-19 февраля 2012 года[11], более половины граждан Украины, а именно 55%, проголосовало бы в случае проведения референдума за присоединение Украины к Союзу России и Беларуси. Против высказалось бы 27% жителей страны.
Наибольшей поддержкой данная идея пользуется у граждан проживающих на Востоке и Юге страны, 77% и 72% соответственно. В Центре Украины немногим менее половины жителей высказались бы «за» - 48%. На Западе страны сторонников подобной интеграции 24%.
В возрастном разрезе наиболее позитивно такую интеграцию воспринимают представители старшего поколения, в то же время представители группы «18-39 лет» поддерживают вступление в Союз России и Беларуси на уровне 47%.
Исходя из этого можно констатировать, что большинство граждан Украины в случае референдума проголосовало бы за вступление Украины в Союз с Россией и Беларусью, а не в Европейский Союз. И только около четверти граждан страны не воспринимают интеграцию с Россией и Беларусью.
По мнению большинства жителей Украины, им лучше бы жилось в Союзе с Россией и Беларусью 44%, нежели в Европейском Союзе 29%. В региональном разрезе только в западном регионе преобладает мнение, что жителям Украины жилось бы лучше в Европейском Союзе.
В возрастном разрезе среди большинства старшего поколения (группы «40-59 лет» и «60 лет и старше») значительно преобладает мнение, что украинским гражданам жилось бы лучше в Союзе с Россией и Беларусью, в то время как среди группы «18-39 лет» немного преобладает мнение, что все-таки жилось лучше бы в ЕС.
Менее половины граждан Украины (39%) считают, что главным заданием внешней политики государства является создание возможности для вступления в Европейский Союз. В то же время 30% полагают, что это не главное задание украинской внешней политики.
48% граждан Украины согласны с утверждением: «будущее Украины – в союзе с Россией и Беларусью». Не согласны с данным утверждением 26% опрошенных.
2. Общность социально-культурных ориентаций и наличие общей исторической памяти у большинства граждан Украины с жителями стран, на основе которых должен быть сформирован Евразийский Союз. Данный тезис также подтверждается рядом социологических исследований, наиболее наглядно он демонстрируется в серии замеров проекта «Евразийский монитор»[12].
3. Негативные тенденции в высокотехнологической отрасли экономики Украины, грозящие в случае неприсоединения страны к экономическим объединениям на постсоветском пространстве привести к уничтожению данной сферы и, как следствие, превращение Украины в сырьевой придаток. Тут можно привести еще одну выдержку из выше процитированного доклада «УКРАИНА И ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ»: «Неучастие Украины в развитии интеграционных процессов на постсоветском пространстве приведет к консервации отраслевой структуры ее экономики и, как следствие, к потенциальному замедлению темпов экономического роста из-за невозможности ускоренного наращивания объемов экспортных поставок»[13].
Так же как и с внешними факторами, существует ряд внутренних факторов, которые могут негативно влиять на интеграцию Украины в объединения, формирующиеся на евразийском пространстве. Среди них уместно выделить:
1. Позиция значительной части ФПГ (финансово-промышленных групп) Украины заинтересованных в рынке Европейского Союза или не заинтересованных в создании единого таможенного пространства с Россией, Беларусью и Казахстаном. Тут следует отметить, что наиболее заинтересованы в такой интеграции с ЕС производители товаров с низкой долей прибавочной стоимости, для Украины это в первую очередь представители металлургии. Также интеграция Украины в структуры ЕС выгодна крупным импортерам.
2. Позиция политической элиты страны, декларирующие стратегическую цель – вхождение Украины в Европейский Союз (следует отметить, что во многом позиция политической элиты страны формируется представителями ФПГ Украины). Основой для такой позиции политических элит Украины служит Закон Украины «О принципах внутренней и внешней политики» принятый 01.07.2010 уже при президентстве В. Януковича. Так, в статье 11 «Принципы внешней политики» этого закона сказано: «обеспечение интеграции Украины в европейское политическое, экономическое и правовое пространство с целью обретения членства в Европейском Союзе»[14]. Закономерно, что данное положение постоянно ретранслируют все ведущие политические лидеры страны. Относительно интеграции на постсоветском пространстве Президент, Премьер-министр, министры и представители правящего большинства высказываются достаточно сдержанно. В то же время оппозиция достаточно резко критикует подобные инициативы. Так, один из лидеров оппозиции, лидер партии «Фронт перемен» А. Яценюк считает, что: «Государство Украина с того момента, когда оно стало членом Таможенного союза, лишается права самостоятельно определять всю торговую политику страны. Мы не можем принимать решения, что и на каких условиях завозить, продавать, покупать. Все эти решения принимаются Таможенным союзом. А точнее – Российской Федерацией, как страной с наибольшей экономикой в этом межгосударственном образовании». Далее он продолжает: «Политику будут определять наши российские партнеры. Офис президента Украины переходит в разряд «управляющего республикой Украины на постсоветском пространстве». Янукович это понял. Именно поэтому Путин (после визита 12 апреля – ред.) уехал ни с чем»[15]. Яценюку вторит и другой лидер оппозиции Ю. Тимошенко: «…я надеюсь, что украинскому президенту все же кто-то объяснит, что вступление Украины в Таможенный союз — это фактически первый шаг к потере государственности со всеми ее атрибутами. С должностью президента включительно…Украина — это европейское государство. И наше будущее, я убеждена, — в свободной и объединенной Европе»[16].
3. Значительное неприятие интеграции Украины в структуры на постсоветском пространстве присущее большинству населения некоторых, в первую очередь западных регионов страны. Большинство жителей западного региона не поддерживают вступление Украины в Таможенный Союз 44%, в то время как поддерживают данную инициативу 31%[17]. На Западе страны сторонников присоединения Украины к союзу России и Беларуси 24%, в то время как противников 57%[18]. В данном регионе только 9% населения поддерживают создание единого государства с Россией, в то время как противников этой идеи 83%[19].
Обозначив различные факторы, которые в перспективе будут играть решающую роль в интеграции Украины в то или иное интеграционное объединение можно резюмировать, что на данный момент не существует одного решающего фактора способного на это повлиять. Можно предполагать, что Украина сможет участвовать в ряде интеграционных объединений только в случае значительного усиления ряда факторов, которые способствуют такой интеграции.
С другой стороны совершенно очевидно, что для Украины и жителей этой страны участие в формировании Евразийского Союза выглядит органично и закономерно. Являясь неотделимой частью Русского Мира, Украина не может находиться вне участия в формировании подобного объединения, потому что это будет означать окончание «Проекта Украина» и в среднесрочной перспективе превращение в международного изгоя, зажатого между двумя могущественными союзами.
Денисов Денис Олегович, заместитель директора Украинского филиала Института стран СНГ, Киев
[11] В течение 10-19 февраля 2012 года Киевский международный институт социологии (КМИС) провел всеукраинский опрос общественного мнения. Методом интервью было опрошено 2029 респондентов, которые проживают во всех областях Украины, в Крыму и в Киеве за стохастической выборкой, репрезентативной для населения Украины в возрасте от 18 лет. Статистическая погрешность выборки (с вероятностью 0.95 и при дизайн-эффекте 1.5)
[17] Исследование проведено социологической группой «Рейтинг». Аудитория исследования: население Украины в возрасте от 18 лет и старшие. Выборочная совокупность: 2000 респондентов. Сроки проведения исследования: 17 – 27 сентября 2011 г.
[18] В течение 10-19 февраля 2012 года Киевский международный институт социологии (КМИС) провел всеукраинский опрос общественного мнения. Методом интервью было опрошено 2029 респондентов, которые проживают во всех областях Украины, в Крыму и в Киеве за стохастической выборкой, репрезентативной для населения Украины в возрасте от 18 лет. Статистическая погрешность выборки (с вероятностью 0.95 и при дизайн-эффекте 1.5) не превышает 3.3%
[19] Исследование проведено социологической группой «Рейтинг». Аудитория исследования: население Украины в возрасте от 18 лет и старшие. Выборочная совокупность: 4000 респондентов. Сроки проведения исследования: 10 – 24 февраля 2012 г