new_logo.png
 
 
 

 
 

Видео материалы



Все видео










Партнеры

srub8831.jpg amin8831.jpg fondab8831.jpg

Новости

Возврат к списку

Участники монашеского направления XXIX Международных образовательных чтений подвели итоги работы 20 мая 2021

Участники монашеского направления XXIX Международных образовательных чтений подвели итоги работы

Фото: Владимир Ходаков

18 мая 2021 года монашествующие – участники XXIXМеждународных образовательных чтений «АлександрНевский: Запад и Восток, историческая память народа»продолжили работу своего направления в режимевидеоконференции, сообщает Синодальный отдел по монастырям имонашеству.

Председательствующий – епископ СолнечногорскийАлексий, наместник Данилова мужского ставропигиальногомонастыря Москвы и члены президиума – архимандритМелхиседек (Артюхин), настоятель Московского подворьяВведенского ставропигиального монастыря Оптина пустынь,пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям имонашеству, игумения Викторина (Перминова), настоятельницаБогородице-Рождественского ставропигиального женскогомонастыря Москвы – куратор секции «Духовныеосновы монашеского делания, их воплощение в современнойжизни монастырей» и игумения Елисавета (Позднякова)настоятельница ставропигиального женского монастыряМарфо-Мариинская обитель милосердия, а также один издокладчиков – игумен Петр (Мажетов), настоятельСвято-Косьминской мужской пустыни Серовской епархии.Трансляция второго дня осуществлялась в Даниловомставропигиальном монастыре.

Открывая вторую секцию Чтений «Духовные основымонашеского делания, их воплощение в современной жизнимонастырей», епископ Алексий сказал краткоевступительное слово, в котором заметил, что духовную жизньне случайно называют деланием, потому что она являетсятрудом, практикой, возделыванием человеческого сердца ивместе с ним всего естества человека. Об этом делании какоб основе монашеской жизни в первую очередь и должна идтиречь на монашеских конференциях. Затем владыка представилучастникам игумена Петра (Мажетова) с докладом«"Чистии сердцем Бога узрят". СвященноеПисание и отцы Церкви о внутреннем очищении».

Отец Петр рассмотрел вопрос о необходимости стяжаниямонашествующими чистоты сердечной, которая является важнымкритерием правильного духовного устроения. Примерами изжизни преподобных Зосимы Верховского, Серафима Саровского,Симеона Христа ради юродивого отец Петр, проиллюстрировалмысль о том, что мирские люди, наблюдавшие очами плоти заобщением святых с лицами противоположного пола, не виделив нем ничего духовного, подобно жителям Содома, даже вАнгелах не увидевших святости. Далее в своем выступленииотец Петр сравнил цели мирской жизни и жизни монашеской,отметив, что если светские люди видят целью своей жизнипокой и утешение плоти, то монахи (люди духовные),призваны стяжать любовь к Богу. И способы достижения этихцелей различны. Духовная жизнь для монаха – это непоиск утешений, но служение Христу. Принимая монашество,человек отвечает прежде всего самому себе на вопросы: радикого он собирается жить? с кем он собирается жить? и накого хочет быть похожим? Ведь Бог постоянно спрашивает егоо том же, о чем Он спрашивал апостола Петра: «СимонеИонин, любиши ли Мя?» (Ин. 21:15–17). И монахкаждую минуту своей жизни должен быть готов ответить. Ночтобы почувствовать радость Богообщения необходимо подъятькрест внутренней брани и иметь решимость для борьбы светхим человеком. Отвечая на вопрос, как стяжать решимостьпонуждать себя к борению, докладчик поделился исобственным опытом, рассказав о том, что чтение Евангелия,участие в Божественной литургии, умное делание и частоепричащение Святых Христовых Таин помогают не утрачиватьревность по Бозе. И если мы не получаем утешения отмолитвы и участия в таинствах, значит что-то мешает нам,что-то стоит между нами и Богом. Возможно, именнонеочищенное сердце – эмоции, мечтания, чувства– не дают человеку услышать любящий голос Христа.Ведь каждому из нас Господь говорит: «Гряди поМне» (Ин. 21:19).

Далее прозвучал доклад настоятельницы Александро-НевскогоНово-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга игуменииДомники (Коробейниковой) на тему «"ЦарствиеБожие внутрь вас есть". Христианский облик инебесное заступничество святого благоверного великогокнязя Александра Невского». Матушка Домника началасвой доклад с определения жития святого благоверноговеликого князя Александра Невского как учебника жизни длякаждого, кто стремится быть истинным христианином. Иглавным в этом духовном искусстве жизни становитсяправильный выбор пути – пути креста. «Этотпуть избрал святой Александр Невский. И для любого монахаэтот путь является самым верным», – сказалаигумения Домника.

Матушка провела интересную параллель: безрассудные мятежирусских людей против ордынских поработителей, последствиякоторых смиренно, уничижая себя, приходилось сглаживатькнязю Александру, она сравнила со знакомым каждому монахуискушением в короткий срок достичь совершенства. Как Русив XIII столетии еще недоставало сил справиться с Ордой, инужно было копить и взращивать силы для будущей победы,так и духовный путь нельзя одолеть в один прием: нужно сосмирением возделывать в душе добродетели любви, терпения,мужества и ревности по Богу. Для человека с его падшейприродой каждодневное смирение – это подвиг,равносильный распятию и смерти, сказала игумения. Поискобходных путей, которые выбирали некоторые князья –современники святого Александра, – например, союз скатолическим Западом против ордынцев, – тоже можносравнить с тем, как соглашается монах с помыслами,сулящими ему быстрое преуспеяние. Он начинает тратить силыне на изменение и совершенствование себя, а на пустуюборьбу то с игуменом, назначающим ему «не то»послушание, то с братьями, которых пытается переделать, ит. п. Матушка привела слова одного подвижника: «Вчас, когда у меня трудности, буду делать все, что от менязависит, буду продолжать свою работу, свою молитву вспокойствии, в тишине, с верой – и этого для менядостаточно». Такого пути не внешнего благополучия, ав первую очередь внутреннего искания Божией правды желалдля себя и для Отечества креститель Руси святой князьВладимир, и вслед за ним этому пути следовал святойАлександр Невский. «Наверное, мы не ошибемся, еслискажем, что такое же значение имеет подвиг каждого монаха,самого простого, незаметного, который живет в покаянии,смирении, внутренней борьбе и тем возделывает в себеЦарство Божие. Такой монах не только свою жизнь, но ижизнь всех окружающих направляет в духовное русло. Онстановится семенем, которое по слову Спасителя, пав вземлю, умирает и приносит много плода. Таким семенем сталдля русского народа святой благоверный великий князьАлександр Невский, смирение которого принеслотысячекратный плод – православную веру для всех егопотомков, в том числе и для нас с вами», –сказала в завершение своего выступления игумения Домника.

Доклад епископа Солнечногорского Алексия носил название«"Разруши брань страстей наших и отженидемонския мечтания". Благодатная помощь святых втрезвении и борьбе со страстями в монашеской жизни».Владыка напомнил слушателям мысль многих святых отцов иподвижников о том, что вступление на монашеское поприщеозначает для человека открытие в нем всех скрытно живущихстрастей, обнаружение всех связывающих его уз,препятствующих соединению с Богом. Спаситель, попуская этиискушения, желает, чтобы монах преодолел гордыню ипревозношение и пришел к истинному смирению. Прошедшиеэтот путь преподобные отцы оставили немало ценных советов,как бороться с различными страстями, как опасно в этойборьбе небрежение малым соблазном, сколь нужна помощьдуховного отца и молитвы к святым заступникам. Но идуховная помощь, и молитвы действенны только тогда, когдасам человек искренне приходит к покаянию, желаяисправиться, и возлагает все свои надежды на Бога. ВладыкаАлексий сослался на известные слова преподобного СерафимаСаровского о поваре, насельнике обители, которыймужественно боролся со своей горячностью и гневом, и этанепрестанная духовная борьба «привлекала к немувеликое благоволение Божие».

Его Преосвященство привел некоторые яркие примерыблагодатной помощи святых, которая посылалась ревностножелающим исправления. «Святые рядом с нами»,– сказал владыка, рассказав повесть о том, как некийафонский старец русского происхождения решил«поменять» покровителя его келии преподобногоТихона Задонского на более известного святого, и как,вразумленный Господом и самим святым, осознал свой грех. Всвязи с этим владыка Алексий вспомнил, сколь важна длясохранения мирного молитвенного устроения в возглавляемойим Даниловой обители помощь ее святого покровителя –благоверного преподобного князя Даниила Московского, сынаи наследника по духу святого великого князя АлександраНевского.

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин) представил вниманиюучастников встречи доклад «Взаимоотношениянасельников монастырей с внешним миром: практическиеаспекты». Этой же теме посвящен документ Комиссии повопросам организации жизни монастырей и монашества РусскойПравославной Церкви «Взаимоотношение насельниковмонастырей с внешним миром в свете монашескихобетов», который готовит рабочая группа,возглавляемая архимандритом Мелхиседеком. Проект документасодержит рекомендации современному иночеству,подвизающемуся в условиях открытости монастырей дляпаломников и туристов, развитияинформационно-коммуникационных технологий, а такжераспространенной практики несения монахами различныхпослушаний в миру. Вопрос отречения монашествующих от мирав достаточной степени освещен в святоотеческом предании,однако, как полагают авторы документа, сегодня необходимодополнительное осмысление древних канонов и правил.Докладчик предложил слушателям рассмотреть рядпрактических вопросов, касающихся взаимодействиянасельников монастырей с паломниками, прихожанами исотрудниками; обеспечения ухода за больными и престарелымиродителями; владения собственностью; необходимостиприсутствия монастырей в интернете, в частности – всоциальных сетях и прочее, заострив особое внимание натом, что подобное взаимодействие должно совершатьсядуховно опытной братией по благословению игумена, сблагоразумием и осторожностью. Внешняя деятельностьявляется важной частью жизни обители, но все жевторостепенной по отношению к главному деланию еенасельников – молитве. И, направляемая монастырем,по возможности, должна осуществляться преимущественномирянами. Взаимоотношение с внешним миром сегодня являетсянеотъемлемой частью жизни монастырей. Чтобы данное общениебыло как можно менее опасным для насельников и не являлосьпрепятствием для достижений главной цели иночества,духовного совершенства и соединения со Христом, оно должноосновываться на понимании и исполнении святоотеческихправил и определяться общими принципами, сформированными всвете монашеских обетов.

По завершении выступления отца Мелхиседека владыка Алексийпрочел вопрос, поступивший от одного из участников форумаи касающийся ситуаций применения современныхкоммуникационных технологий в монастыре. Рассуждая на этутему, отец Мелхиседек высказал мнение, что монахи слишкомбыстро привыкли к удобству гаджетов, и лично он выступаетза соблюдение более строгой дисциплины в отношении ихиспользования. Игумен Петр (Мажетов) в своем ответезаметил, что, возможно, Господь в XXI веке послал намискушение плодами технического прогресса, чтобы мыотнеслись к нему именно как к вызову, поводу для оченьсерьезной борьбы – духовной брани. Если человек«принимает бой», начинает сопротивлятьсятакому искушению, – он начинает преуспевать духовно– по слову одного подвижника, «выше святыхотцов», потому что в нынешнем веке почти не остаетсявозможности естественным образом ограничить свои контактыс миром, как это могли сделать святые древности. Вероятно,здесь возможен новый, особый род аскетики, который всеравно в основе будет иметь святоотеческие наставления оборьбе с помыслами, внимании, трезвении и т. д.

Завершая заседание, епископ Солнечногорский Алексийзачитал итоговый документ по работе направления«Древние монашеские традиции в условияхсовременности» XXIX Международных образовательныхчтений «Александр Невский: Запад и Восток,историческая память народа». Все участникиединодушно выразили сыновнюю благодарность СвятейшемуПатриарху Кириллу за Первосвятительское благословение напроведение конференции, за возможность общения и взаимнойподдержки, а также поблагодарили Председателя синодальногоотдела по монастырям и монашеству Высокопреосвященногомитрополита Каширского Феогноста и Председателя КомиссииМежсоборного Присутствия по вопросам организации жизнимонастырей и монашествующих Высокопреосвященногомитрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия заорганизацию и проведение этого собрания. Было отмечено,что, несмотря на дистанционный режим, форум сохранил живойдух братской любви и единомыслия.

Итоговая статистика:

За два дня работы направления было зарегистрированоболее 300 участников: 14 архиереев, игумены и игумении,насельники монастырей из 98 епархий Русской ПравославнойЦеркви, в том числе Белорусского экзархата, УкраинскойПравославной Церкви Московского Патриархата,Казахстанского митрополичьего округа, Православной ЦерквиМолдовы, Латвийской Православной Церкви, ПравославнойЦеркви Литвы, РПЦЗ.


Источник

Возврат к списку



 


a_b.jpg

За веру православную

Перейти к разделу

 

Образование и воспитание

Перейти к разделу

 

Святая русь

Перейти к разделу

Современные проблемы

Перейти к разделу

 

Православный образ жизни

Перейти к разделу

 

Новости за рубежом

Перейти к разделу

Проповеди

Перейти к разделу

 

История церкви

Перейти к разделу

 

Русская история

Перейти к разделу

 
  Карта сайта / Обратная связь
Официальный сайт Международного общественного движения "ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ"
Разработка и поддержка сайта ИТ-компания "Зебрус"
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru