Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством совершил панихиду по жертвам расказачивания
24 января 2020 года в казачьем храме иконы Божией Матери«Отрада и Утешение» на Ходынском поле городаМосквы была совершена Божественная литургия и панихида показакам — жертвам трагического решения Советскойвласти о начале политики расказачивания, сообщает Патриархия.ru.
В этот день в России и за рубежом состоялось поминовениеказаков, погибших во время гражданской войны, в годымассовых репрессий и во время вынужденной эмиграции.
Богослужения в храме на Ходынском поле возглавилпредседатель Синодального комитета по взаимодействию сказачеством митрополит Ставропольский и НевинномысскийКирилл. Архиерею сослужили настоятель храма протоиерейИоанн Кудрявцев, ответственный секретарь Синодальногокомитета иерей Тимофей Чайкин, секретарь Якутской епархиииеромонах Никандр (Горбатюк), войсковой священникВойскового казачьего общества «Центральное казачьевойско» иерей Марк Кравченко, а также клирики храмаи сотрудники синодального комитета в священном сане.
За богослужениями молились заместители атаманаВсероссийского казачьего общества Игорь Казарезов иКонстантин Перенижко, врио ректора Первого казачьегоуниверситета Сергей Чеботарев, начальника штаба Союзаказаков-воинов России и зарубежья Иван Бобренок, вриоатамана Московского окружного казачьего обществаВойскового казачьего общества «Центральное казачьевойско» Дмитрий Ковалев, а также казаки, студенты,сотрудники синодального комитета и прихожане храма.
Пришедшие к власти большевики начали проводить политикурепрессий ко всем слоям населения, не согласным с новымполитическим укладом. Особенно пострадали казаки —наиболее преданные своей присяге граждане России.Комментируя трагедию вековой давности, митрополит Кириллотметил, что светлое будущее возможно лишь при условиисохранения исторической памяти народа и тщательной работынад собственными пороками. «Мы будем молиться о том,чтобы такое количество зла больше не концентрировалось нанашей земле. Чтобы оно никогда не было оправдано никакимизаконами. Только через спокойный труд и уважение друг кдругу можно созидать великое Отечество — нашулюбимую страну», — сказал председательсинодального комитета.
* * *
Великая драма жителей России после Октябрьскогопереворота 1917 года складывалась из больших и малыхтрагедий отдельных народов, сословий, социальных слоев,групп. В этом ряду одно из центральных мест в российскойистории занимает трагедия русского казачества и связаннаяс ним цепь событий, известных нам как«расказачивание». Распространенное 24 января1919 г. циркулярное письмо Оргбюро ЦК РКП (б) нацеливаломестные органы Советской власти на оказание доверия вказачьих областях только иногородним и требовало репрессийпо отношению к вовлеченному в борьбу с большевикамиказачеству.
«Необходимо, учитывая опыт гражданской войны сказачеством, признать единственно правильным самуюбеспощадную борьбу со всеми верхами казачества путемпоголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакаяполовинчатость пути недопустимы…», —было изложено в циркулярном письме. Несмотря на егоформальную отмену через три месяца, в регионах движениеборьбы с казачеством не ослабевало. Подхватившие этораспоряжение руководители были готовы идти еще дальше— через «отмену лампас» и упразднениестаниц, вплоть до самых крайних мер. Начался самый сложныйпериод в отечественной истории, когда в годыбратоубийственной гражданской войны значительная частьрусского казачества была подвергнута жестоким репрессиям иизгнанию из России. По некоторым оценкам историков, от 500тысяч до 2 миллионов казаков погибли, до 500 тысяч —вынуждены были эмигрировать.