Митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор о признании Архиепископом Кипрским главы «ПЦУ»: Мы отказываемся принимать это решение, потому что оно затрагивает нашу веру
В беседе с корреспондентом телеканала «Сигма»(Республика Кипр) митрополит Киккский и ТиллирийскийНикифор рассказал о ситуации в Кипрской ПравославнойЦеркви в связи с решением Синода относительно поминовенияАрхиепископом Кипрским Хризостомом лидера украинскихраскольников Епифания Думенко в качестве«предстоятеля церкви Украины», а также опредшествовавших событиях и сопутствующих обстоятельствах,передает Патриархия.ru.
Архипастырь очень подробно и точно изложил историюукраинского церковного вопроса, показав всю неправильностьдействий Константинополя, который в 2018 году заявил об«отмене действия» имеющего более чемтрехсотлетнюю историю документа о передаче Киевскоймитрополии в юрисдикцию Московского Патриархата, и«восстановлении в сане» украинскихраскольников, в том числе не имеющих каноническогорукоположения, а также впоследствии давшего«автокефалию» созданной из несколькихраскольнических группировок «ПЦУ». Сделавобзор темы, митрополит Никифор отметил, в частности, чтозначение имеет вопрос, кто обладает правом рукополагать исудить епископов.
При этом он отметил, что уважает, любит и чтит ВселенскийПатриархат за его великие заслуги в прошлом. Однако, помнению владыки Никифора, если Вселенский Патриарх и имеетправо предоставлять автокефалию, то только при условиисогласия на то других автокефальных Православных Церквей.
На вопрос корреспондента о том, кто имеет право определятьграницы автокефальных Церквей, Его Высокопреосвященствопривел веские доводы, объясняя, что в каждом Патриархатеесть свой список епархий, где отмечены все митрополии,которые к нему относятся.
Когда в ходе беседы зашла речь об обвинительных заявленияхсо стороны противников его позиции, митрополит Киккский иТиллирийский Никифор задался вопросом, в каких жеинтересах, якобы имеющихся у него в России, его обвиняют,констатировав, что подобных интересов у него нет. Онподчеркнул, что утверждения о неких «российскихинвестициях» также не соответствуютдействительности. Владыка засвидетельствовал: именнообеспокоенность возможным возникновением в лонеПравославия серьезного раскола, который есть самыйстрашный грех, заставляет его действовать таким образом.
Недоумение архипастыря вызвали и обвинения в эгоизме вадрес кипрских архипастырей, твердо выступивших противучастия в легализации украинского раскола через признаниеего главы Епифания Думенко. «Какой эгоизм мыудовлетворим — мы что, станем митрополитами вРоссии?» — сказал владыка Никифор.
Митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор упомянул о том,что своим признанием Епифания Архиепископ КипрскийХризостом проигнорировал решения Священного СинодаКипрской Православной Церкви от 18 февраля 2019 года. Натом заседании, выразив мнение, что действияКонстантинопольского Патриархата на Украине имели цельюумиротворение и достижение единства местной Церкви, членыСинода констатировали: «в настоящий момент эта цельне достигнута». В случае, если объединенияукраинского Православия так и не произойдет, КипрскойЦерковью было признано важным созыв«Всеправославного Собора или СобранияПредстоятелей». По вопросу апостольского преемствапризнанной Константинопольским Патриархатом новосозданнойструктуры на Украине было подчеркнуто:«Двухтысячелетний опыт Кипрской Церкви, а равно ивсей Православной Церкви, порождает у нас сомнения вотношении возможности узаконения задним числомрукоположений, совершенных извергнутыми из сана,отлученными и анафематствованными епископами».
Как отметил в интервью митрополит Никифор, если помимопоминовения состоится и сослужение с главой«ПЦУ», то это уже будет прямой раскол вЦеркви.
Высокопреосвященный Никифор рассказал, что по икономиипродолжит поминать Архиепископа Кипрского забогослужением, но если тот будет поминать Епифания,служить с ним не станет.
В то же время владыка подчеркнул, что БлаженнейшийАрхиепископ Хризостом не может угрожать лишением сана несогласным с его позицией по украинскому вопросу иерархам.«Меня на напугаешь пугалом лишения сана»,— сказал он, добавив, что, судя по всему,Предстоятель Кипрской Православной Церкви не имел в видунечто подобное. «Он неплохой человек, и мы знаем еголучше», — констатировал иерарх.
На вопрос журналиста, является ли обязательным решениеСвященного Синода, Владыка предложил подумать надвопросом: разве не было проигнорировано АрхиепископомХризостомом принятое единогласно в 2019 году синодальноерешение по украинской теме? «Мы всегда послушныУставу нашей Церкви, но когда речь заходит о вопросахверы, канонов и догматов, имеем право даже отказаться отприсутствия на Синоде», — сказал он.
В продолжение разговора владыка Никифор упомянулмитрополита Лимассольского Афанасия, с которым в течениедевяти лет отказывались сослужить Архиепископ Кипрский имитрополит Пафосский. «Если Церковь терпела этодевять лет, то к чему сейчас такая строгость? —задался вопросом иерарх. — Для чего сейчас вынуждатьменя соглашаться с нынешним решением? Мы отказываемсяпринимать это решение, потому что оно затрагивает нашуверу».
Он упомянул о переменчивости позиции некоторых иерархов напоследних заседаниях Синода Кипрской Церкви. Так, сначаласреди тех, кто возражал против признания Епифания, был имитрополит Пафосский. Кроме того, к семи архиереям,возражавшим против такого решения, вначале присоединилсятакже и митрополит Тримифунтский, который уже на второмзаседании «действовал вопреки своей архиерейскойсовести».
Говоря о своем компромиссном предложении для СвященногоСинода, митрополит Никифор объяснил, что заботился не отом, чтобы возражать против поминовения Епифания, а чтобыне переходили к сослужению и, более широко, кевхаристическому общению с ним. Однако БлаженнейшийАрхиепископ Хризостом счел вторую часть предложенияоскорбительной.
Между тем, митрополит Никофор высказывает обеспокоенностьопасностью онтологического осквернения епископскогокорпуса на всеправославном уровне, поскольку руководство«ПЦУ» не имеет апостольского преемства.