new_logo.png
 
 
 

 
 

Видео материалы

Загрузка плеера


Все видео










Партнеры

srub8831.jpg amin8831.jpg fondab8831.jpg

Актуальные темы



    Возврат к списку

    Почитание в ХVII веке Государя Иоанна Васильевича Грозного в Николо-Коряжемском монастыре как благоверного Царя великомученика

    Почитание в ХVII веке Государя Иоанна Васильевича Грозного в Николо-Коряжемском монастыре как благоверного Царя великомученика

    Новое комплексное исследование Коряжемских Святцев и грамот Николо-Коряжемского монастыря. 1 часть …

     

    «30 апреля... благовѣрномъ государи цари и великомъ князѣ Иваннѣ Васильевиче, всеа Русіи самодержце»

    «10 июня... в той же день обретение святого телеси великомученика Царя Иванна»

    Из Святцев Николо-Коряжемского монастыря в лето 7129-го от сотворения мира (1621г. от Рождества Христова).

    Николо-Коряжемский монастырь и его Святцы

    Коряжемский Свято-Никольский монастырь основан был Святым Преподобным Лонгином, монахом, долгое время подвизавшемся в Павло-Обнорском монастыре. Уже имея за плечами богатый монашеский труд и опыт, в 1535 году он со своим другом Симоном Сойгинским отправился из Павло-Обнорской обители искать уединенного жительства для сосредоточенного молитвенного подвига на Север. Пройдя десятки километров, они остановились на берегу реки Коряжемки, притоке полноводной тогда и судоходной Вычегды и здесь соорудили келию, где проводили дни и ночи в молитве.

    Потом, дабы стяжать еще большее уединение, друг Преподобного Лонгина пошел дальше и основал келию в 15 верстах от монастыря. Но несмотря на старательное стремление Преподобного Лонгина к совершенному отшельничеству, по Божией воле у его келии вскоре стали собираться многие ученики, желающие монашеского подвига. Они умолили его основать иноческую общину, избрали его своим игуменом.

     

     

    1. Страница из Жития Лонгина Коряжемского, XVII век

    Обитель росла, и к 1540 году уже насчитывала 15 человек братии. Все последующие годы монастырь успешно развивался и получал значительные вклады от благотворителей. Надо сказать, что морской, речной путь к Северной Двине и к Холмогорам приобрел большое значение именно во второй половине XVI века. Во времена Опричнины строится Вологодский Кром, Вологодская крепость, и Царь Иоанн Васильевич Грозный делает Вологду одним из главных опричных городов.

    Через Холмогоры начинается активная торговля с Англией, и торговые пути идут, в том числе, и по реке Вычегде. Север России все более процветает, а с ним растут и монастыри.

     

     

    2.Храмы преподобного Лонгина, Спаса Нерукотворного образа и колокольня в Коряжме. Фото, 2013 г

     

    В первой четверти XVII века Николо-Коряжемская обитель становится крупным монастырем, известными игуменами его были в то время отец Исидор и отец Иосиф. Николо-Коряжемские монахи переписывают и составляют книги, в том числе и Святцы - книги, в которых отображен годичный круг Богослужения с указанием празднования Святых на каждый день, иначе они назывались Месяцесловами. На Руси потребность в таких Богослужебных книгах была весьма высока: они были необходимы в епархиальных центрах, во всех монастырях, в городских соборах или главных храмах церковного округа - благочиния. Вместе с тем мастерских по изготовлению Богослужебных книг после Великой Смуты было не так уж много, а печатен и вовсе считанные единицы - в Москве да Нижнем Новгороде. При наличии на Руси сотен монастырей собственные книжные мастерские были в только в главнейших. К ним относился Кремлевский Чудов монастырь, Ново-Спасский и Богоявленский в Москве, Троице-Сергиевский, Иосифо-Волоколамский и Саввино-Сторожевский в Подмосковье. Книги изготавливались в главных монастырях Новгорода Великого, Твери, Пскова, Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Рязани или в наиболее развитых провинциальных обителях. Поэтому тот факт, что в Николо-Коряжемском монастыре была своя книжная мастерская, свидетельствует об особом статусе обители на Вологодской земле.

     

     

    3. Церковь святителя Николая Чудотворца в Коряжме. Фото, 2013 г.

     

    Для содержания монастырской книжной мастерской требовались не только два-три грамотных писца и переплетчик, были нужны образованный руководитель дела, своеобразный «редактор-составитель», и хорошая монастырская библиотека.

    Рукописные книги были дороги, и монастырские мастерские в те поры были существенным источником дохода обители.

    Богослужебные книги повседневного употребления, к которым относились и Месяцесловы, по прошествии десятилетий ветшали, а с развитием во второй половине XVII века церковного книгопечатания и с возрастанием требования к унификации Богослужения, старые рукописные Святцы, пришедшие в негодность, просто сжигали. Поэтому сохранившиеся русские рукописные Месяцесловы XIV-XVII веков представляют собой большую редкость. Святцы Николо-Коряжеского монастыря относятся к числу таких уникумов.

     

     

    4. Явка игумена Коряжемског омонастыря Иова к Царю Иоанну Васильевичу в 1582г. АИИ СПб РАН Фонд 72 Опись 1 Дело 5 Л 1

     

    Видный исследователь русской старины Преосвященный Сергий (Спасский) называет дошедшие до нас Святцы Николо-Коряжемского монастыря от 1621 года наиболее полным Месяцесловом XVII века. И хотя Коряжемские Святцы содержат ряд различий по сравнению с другими Месяцесловами, но эти различия отнюдь не носят характер каких-либо ошибок. Например, в этих Святцах упоминается праздник Рождества Николая Чудотворца, который на Руси начал праздноваться с XII столетия и широко отмечался в XV-XVII веках, являясь одним из чтимых русских праздников.

    На Руси в то время были церкви, посвященные Рождеству Николая Чудотворца, а в Новгороде существовал монастырь, освященный в честь этого праздника. Есть отличия в датах празднования нескольких древних Святых, указанных в Коряжемских Святцах, от дат в других Месяцесловах. Но это, видимо, связано с тем, что разночтения в датах праздников древних Святых есть в разных древних греческих рукописях, в частности, в разных церковных традициях, связанных с Иерусалимским или со Студийским Уставом.

     

     

    5. Владимирская икона Божией Матери с Акафистом из Московского Свято-Даниилова монастыря. На верхнем правом клейме среди молящихся изображен Царь Иоанн Васильевич. XVII век

    Вот что пишет Владыка Сергий (Спасский) о Святцах Николо-Коряжемского монастыря:

    «Обратим внимание на одно из отличий в Святцах Николо-Коряжемского монастыря от 10 июня. Там говорится об обретении Святаго телеси Царя Иоанна» [1].

    О каком же Царе Иоанне идет речь, и когда же произошло обретение его нетленных честных мощей? Известный исследователь, церковный историк Евгений Голубинский в своем фундаментальном труде «История канонизации святых в Русской Церкви», изданном в 1903 году [2], пишет, что здесь, несомненно, идет речь о Царе Иоанне Васильевиче Грозном.

    «Iоаннъ царь: «Обретенiе телеси царя Иванна, 10 Iюня» (у преосв. Сергія, I, изд. 1 стр. 295, изд. 2 стр. 357 нач.).

    Подъ Царемъ Иванномъ, конечно, разумеется Грозный, умершiй 18-ого Марта 1584-го года. Какое разумеется обретенiе его тела, не знаемъ; во всякомъ случае не совсемъ ожиданно, что Грозный внесенъ въ каталогъ святыхъ...»

    Для историка конца XIX века, даже церковного, такое свидетельство о Святости Грозного Царя было исключительным. Уже тогда вошло в моду явно необоснованное либеральное трактование Православного Царского Самодержавия, устроителем которого, несомненно, на Руси является Царь Иоанн Васильевич Грозный. Но давайте посмотрим, какие основания были у Е. Голубинского утверждать, что «Царь Иванн», упомянутый в Коряжемских Святцах от 1662 года, был именно Царем Иоанном Васильевичем Грозным [II].

    Какие Святые «Цари Иванны» могли почитаться игуменом и братией Коряжемского монастыря? Каких еще «Царей Иваннов» знает история православных государств? И только ли о Царях может идти речь, или под словом «Царь» имеется в виду другой правитель, имевший на родине иной титул?

     

    Титулы Царь и Князь в истории

    Русские писатели конца X - середины XII века, конечно, различали достоинство Греческого Автократора, Ромейского Императора и Русского Великого Князя или западно-европеского King'а, Könung'а или Rex'а. Но не видели да и не хотели видеть разницы между греческим титулом «Василевс», который, как и Автократор, переводился на русский язык с иератическим сокращением под титлом как «Ц(а)рь» или «Ц(еса)рь», и Русским Великим Князем. Данные титулы воспринимались ими как совершенно равнозначные, и поскольку для русского языка был естественным именно «Великий Князь», они не использовали в качестве синонима для титула Русских Государей иностранное тогда для них слово «Царь». Именно поэтому титульные достоинства Великих Князей Владимира Святославича, Ярослава Владимировича и Владимира Всеволодовича Мономаха в качестве Ромейских Василевсов в русской литературе той эпохи практически не принимались во внимание. Не случайно на русском языке есть только единственный письменный источник той эпохи - некрологическое граффити в Софийском соборе Киева, где Великий Князь Ярослав Владимирович назван Царем или Цесарем. Все другие источники относительно Царского достоинства этих трех Великих Князей имеют греческое или арабское происхождение, что косвенно подтверждается изобразительно на злотниках и сребрениках этих Великих Князей, на которых они изображены в Венцах и при инсигниях, которые приличествовали только

    Ромейским Василевсам. Такое «пренебрежительное» отношение к титулу «Царь» в связи с нашими Великими Князьями мы видим и в «Повести Временных Лет», и в Новгородской Летописи, и в других произведениях той эпохи. Тонкое различие в титулатуре Великого Князя и Ромейского Царя-Василевса было понятно и ценно только представителям высшей русской знати, которые знали об особой ценности титула Ромейского Василевса через опыт родовых междинастических браков с Августейшими Домами Европы, где такое различие понимали больше, чем просто в образованном слое тогдашней Руси [3].

     

     

    6. Царь Иоанн Васильевич. Фреска Грановитой палаты Московского Кремля. XIXвек

     

    Но уже в русской литературе XIII-XVII веков отношение к особой ценности, исключительной статусности титульного термина «Царь» кардинально переменилось. Он означал уже не просто первоверховного правителя, а Государя сакрального - Помазанника Божия. В русских произведениях слово «Царь» тогда уже перестало быть полным аналогом титула «Великий Князь». Под Царями подразумевались, несомненно, Цари Ромейские (как писали в русских летописях, «Цари Греческие»), т.е. Автократоры, верховные правители Ромейской Империи [III]. Напомним, что по традиции, идущей от Святого Равноапостольного Императора Константина Великого, у Автократоров имелись соправители-Василевсы, которые тоже со времен Преподобного Нестора Летописца назывались Царями. Также с середины XIII века в русских летописях и духовных повестях царями назывались Ордынские ханы.

     

     

     

     

    7. Царская печать красного воска на шелковом шнуре с жалованной грамоты Царя Иоанна I Васильевича игумену Коряжемского монастыря Иову, 1583г. АИИ СПб РАН Фонд 72 Опись 1 Дело 6 Л 1 Печать

    Одновременно с Крещением Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира и его дружины Русь вошла в православную ойкумену не только в духовном смысле, она стала митрополией, подчиненной Константинопольскому Патриарху. Святой Равноапостольный Великий Князь Владимир, венчавшийся в 988 году с Ромейской Царевной Анной Романовной, стал Василевсом, Российским соправителем Константинопольского Автократора, стал Помазанником Божиим, в греческом документе конца Х века он упоминался с титулом Василевс Руси. Также, в определенном смысле, Василевсами соправителями, царствовавшими на Руси и признанным в таковом качестве Ромейскими Автократарами, явились сын и правнук Святого Великого Князя Владимира Святославича - Ярослав Мудрый и Владимир Мономах [3, 5].

     

     

    8. Тихвинская икона Богоматери из Благовещенского собора Московского Кремля. Середина XVI века. На нижнем клейме среди молящихся изображен Царь Иоанн Васильевич

    После Великого Князя и Царя Владимира Мономаха данная традиция по завещанию самого Мономаха была пресечена. Святой Благоверный Великий Князь Киевский и Царь всея Руси Владимир Всеволодович Мономах, будучи Божиим Помазаником, в Духе Святе прозрел грядущие смуты, усобицы, иноплеменное иго на Руси, и повелел не употреблять Русскими Великими Князьями Царский титул до благопотребного времени, дабы не унижать его священное достоинство.

    Александр Нечволодов в своем труде «Сказание о Русской Земле» так пишет об этом завещании:

    «Долгое время после кончины Мономаха на Руси держалось сказание, записанное и на стенах Успенского собора в Москве, что перед смертью он собрал духовенство, бояр и купцов и сказал им: «Да не венчают никого на Царство по моей смерти. Отечество наше разделено на многие области; если будет Царь, то удельные Князья из зависти начнут воевать с ним и государство погибнет», после чего вручил царскую утварь сыну Юрию, приказав хранить ее как зеницу ока и передавать из рода в род, пока Бог не воздвигнет Царя, истинного Самодержца земли Русской»[6].

    В путях Божьего Промысла и Божьего попущения так и произошло: на Руси множилось дробление на уделы, число Князей Рюриковичей умножалось. Дабы не порождать Князей-изгоев без своих Столов, которые принесли много бед Руси в XI столетии и вплоть до второго десятилетия XII века, владетельные отцы-Князья больших уделов по завещанию

    дробили их между своими сыновьями на уделы малые. Порою это совершалось без благословения Великого Князя Киевского, который все более и более утрачивал достоинство Государя «всея Руси». Вместе с тем при подобном самочинии росло и число внутриродовых конфликтов. Разделение на мелкие волости, где правили собственные Князья, продолжалось и в XIII веке. И хотя в это время были и Великий Князь Киевский, и, позднее, Великий Князь Владимирский, они уже являлись скорее старшими в собственной Княжеской ветви, чем единовластными правителями всего Государства. К XIV и XV векам на Руси уже несколько Князей именовались Великими Князьями: так называли себя, помимо Киевских и Владимирских, Князья Смоленские, потом и Рязанские, и Тверские, и Новгородские, и даже Ярославские. Поэтому титул Князя или Великого Князя в русском языке уже со второй половины XII века «девальвировался» и, несомненно, к XVI веку отнюдь не был равнозначен титулу единовластного Царя.

     

     

    9. Фреска Успенского собора Свияжского монастыря» Великий вход», в композиции которой помещены изображения Царя Иоанна Васильевича и митрополита Макария. XVI век

    Так, например, в самих Коряжемских Святцах 19 мая указана память Благоверного Князя Иоанна Андреевича Угличского (Прилуцкого), двоюродного дяди Царя Иоанна Васильевича Грозного:

    «В тои же день - преставление святаго и благовернаго Князя Иванна, во иноцехъ Игнатия, иже на Прилуце преставися в темницы. В лето 7030. Положено же бысть тело его в монастыре у Спаса».

    Обратим внимание, что в приведенной цитате точно указан и титул - Князь, и место его тридцатилетнего иноческого служения - Спасо-Прилуцкий монастырь под Вологдой [11].

    С середины XIII века, уже после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году, а также с нашествия Батыева и подчинения ему Руси в 1238-1242 годах, титул верховного правителя, которым на Руси награждали лишь Греческих Царей, переходит и на Ордынского хана, который также называется «царь» как верховный государь Монголии и всех завоеванных или подведенных под дань земель (как это было с Княжеством Новгородским и Псковским). В XV-XVI веках, с развалом Орды, титул «царь» переходит на правителей тех ханств, на которые распалась Орда. Титул царя в русских летописях имели властители Крыма, Казани, Астрахани и Сибири [IV].

    По отношению к Болгарским Князьям титул Царь появляется в первой половине Х века. Первым Царем Болгарии становится Святой Благоверный Болгарский Князь (с 893 года) Симеон Борисович, который в 913 году стал добиваться силой от Константинополя титула Царя-Автократора, причем Ромейского Автократора, но получил в августе 913 года титул не существовавшего прежде Автократора Болгар, то есть Царя Болгарии.

    В некоторых рукописях с XIV века упоминаются и Цари Сербские, хотя чаще в греческих и сербских рукописях правитель, венчанный на верховное правление Сербией, упоминается как краль, то есть король. В истории Сербии первого из них называют Михаилом Первовенчанным.

    (Продолжение следует)


    Возврат к списку



     


    a_b.jpg

    За веру православную

    Перейти к разделу

     

    Образование и воспитание

    Перейти к разделу

     

    Святая русь

    Перейти к разделу

    Современные проблемы

    Перейти к разделу

     

    Православный образ жизни

    Перейти к разделу

     

    Новости за рубежом

    Перейти к разделу

    Проповеди

    Перейти к разделу

     

    История церкви

    Перейти к разделу

     

    Русская история

    Перейти к разделу

     
      Карта сайта / Обратная связь
    Официальный сайт Международного общественного движения "ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ"
    Разработка и поддержка сайта ИТ-компания "Зебрус"
    Яндекс.Метрика
    Рейтинг@Mail.ru