new_logo.png
 
 
 

 
 

Видео материалы



Все видео










Партнеры

srub8831.jpg amin8831.jpg fondab8831.jpg

Попытка создать гражданскую религию в многоконфессиональной стране на основе одной конфессии заведомо обречена на провал.

Возврат к списку

Попытка создать гражданскую религию в многоконфессиональной стране на основе одной конфессии заведомо обречена на провал. 15.11.2014

Попытка создать гражданскую религию в многоконфессиональной стране на основе одной конфессии заведомо обречена на провал.

Доклад патриарха на Соборе содержит развернутое толкование тезисов, содержащихся в проекте "Декларации о русской идентичности". По замыслу авторов она должна лечь в основу новой государственной политики. Однако, как полагают наблюдатели, этот документ - сродни попытке создания некоей "гражданской религии" на основе православия, что в многоконфессиональной стране может быть обречено на провал. 

Об этом написал в своей статье, опубликованной "Газетой.ru", известный российский религиовед Борис Фаликов. Анализируя текст "Декларации о русской идентичности", он размышляет о том, почему этот документ стал предметом столь широкого обсуждения именно сегодня. 

Суть "Декларации", считает он, состоит в следующем: "Русский народ имеет сложный генетический состав. В его возникновении поучаствовали и славяне, и угро-финны, и тюрки. Вот и теперь народ этот гостеприимно открыт для представителей других этносов. Для присоединения нужно совсем немного: русский язык, русская культура, осознание общей исторической судьбы и принятие православия. Последнее крайне важно, потому что "поиск иной религиозной основы национальной культуры свидетельствует об ослаблении русской идентичности вплоть до полной ее утраты". 

Признание своей "русскости", подчеркивает Фаликов, разбирая смысл документа, - "вещь сугубо добровольная". "Да и о какой принудительной русификации может идти речь, когда на протяжении нашей истории множество иностранцев свободно связывали свою судьбу с судьбой России", - пишет он. 

Такой вариант "мягкого" православного национализма, отмечает Фаликов, не нов и не раз возникал в ходе отечественной истории. А то обстоятельство, что обсуждаться он стал сегодня, связано, по его мнению, с крушением доктрины "русского мира", "которую долго и любовно пестовал патриарх Кирилл". 

Доктрина предполагала единение братских народов на общей основе православия. Однако в нынешней ситуации, обостренной украинской трагедией, рассуждения о "крещальной купели", из которой вышли братья-славяне, мало кого убеждают. 

"Духовные скрепы" разбились о кровавую междоусобицу на юго-востоке Украины. А сама доктрина "русского мира" была взята на вооружение теми, кто мечтает о его расширении насильственным путем", - пишет Фаликов. 

"Превращение политико-богословского понятия в идеологему воинственного ирредентизма произошло так стремительно, что должно было бы обескуражить его авторов. Но этого не произошло. Напротив, мы наблюдаем еще одну попытку использовать православие как основу нового интегративного проекта. Уже в рамках отдельно взятой России", - отмечает эксперт. 

Между тем, по мнению Фаликова, подобная попытка неизбежно "натолкнется на серьезные препятствия, поскольку "русская идентичность, как ее понимают авторы декларации, содержит в себе много противоречий". 

Конечно, ничто не мешает представителю любого российского этноса принять православие. Универсальное измерение христианства позволяет легко преодолевать этнические и национальные барьеры. Однако, как полагает автор публикации в "Газете.ru" нет никакой уверенности в том, что новоявленному православному при этом захочется стать русским. Легче предположить, что он предпочтет остаться татарином или евреем. 

"Принятие русского языка и культуры тоже не предполагает отказа от этнических и национальных корней. Да и осознание причастности к судьбе родины вовсе не требует "эмоциональной связи" с теми событиями русской истории, которые авторы именуют главными, - Куликовской битвой или преодолением Смуты. Кому-то ближе петровские реформы или отмена крепостного права. Ну и наконец, есть немало тех, кто осознает себя русским, но при этом не исповедует православие, а то и вовсе не верит в Бога", - пишет Фаликов, задаваясь при этом вопросом, значит ли это, что такому человеку отказано в "русскости"? 

Россия - многокультурная и многоконфессиональная страна, что закреплено Конституцией. Согласно Основному закону, она является страной светской, где Церковь отделена от государства и выбор веры является частным делом гражданина. 

Гражданин имеет право на свои языковые и культурные предпочтения, его причастность к судьбе России также определяется им самим. Кроме прав у него имеются и обязанности, которые надлежит исполнять. Сочетание прав и обязанностей, позволяющее нам быть законопослушными жителями России, формируется на основе гражданской идентичности. И ее вполне достаточно, чтобы государство находило баланс между национальными, культурными и религиозными предпочтениями граждан. Поэтому, по мнению автора публикации, не очень понятно, почему возникла необходимость нарушать этот баланс, и делается попытка "заменить гражданскую идентичность "русской", а затем мучительно изобретать понятие "русскости", якобы открытой для всех?" 

Здесь, как пишет автор, возникает предположение, что авторы "Декларации" задумались "о создании в России гражданской религии, основанной на православии". 

Гражданская религия, отмечает Фаликов, "наделяет священным смыслом государственные символы и ритуалы, воспитывая таким образом чувство патриотизма и национальной гордости. Именно так она функционирует в США. Однако там это происходит в рамках религиозного равноправия". 

В России же - стране многонациональной - ситуация иная, и попытка создания такой религии на основе одной конфессии заведомо обречена на провал, считает эксперт. 

По его мнению, тезисы "Декларации" отмечены внутренней противоречивостью и избыточностью, что вряд ли позволит ей найти практическое применение. Однако возможны и другие варианты. 

По мнению Фаликова, по своей природе "Декларация" напоминает доктрину "русского мира", которая пыталась снять национальные противоречия за счет православного единства. "Декларация" претендует на то же самое. Однако и там, и тут активную роль играет понятие "русский", имеющее ярко выраженную национальную окраску. И это не снимает противоречий, а напротив, разжигает их, что видно на некоторых актуальных примерах сегодняшнего дня. 

Так и "мягкий" православный национализм "Декларации" может легко превратиться в "жесткий" и обернуться против тех, кто по каким-то причинам не захочет признать свою "русскость" и кому может быть отказано в таковой, заключает автор статьи в "Газете.ru".

Возврат к списку


a_b.jpg

За веру православную

Перейти к разделу

 

Образование и воспитание

Перейти к разделу

 

Святая русь

Перейти к разделу

Современные проблемы

Перейти к разделу

 

Православный образ жизни

Перейти к разделу

 

Новости за рубежом

Перейти к разделу

Проповеди

Перейти к разделу

 

История церкви

Перейти к разделу

 

Русская история

Перейти к разделу

 
  Карта сайта / Обратная связь
Официальный сайт Международного общественного движения "ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ"
Разработка и поддержка сайта ИТ-компания "Зебрус"
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru