Митрополит Волоколамский Иларион: Константинопольский Патриарх притязает на особые привилегии сродни папским
16-17 сентября 2021 года в Храме Христа Спасителя в Москвепрошла конференция, посвященная первенству и соборности вПравославии. Участники форума, в частности, говорили опоследствиях действий Патриарха КонстантинопольскогоВарфоломея, попирающих соборное устроение Церкви иразрушающих ее канонический строй, передает Патриархия.ru.
Отвечая на вопрос ведущей телепередачи «Церковь имир» Е. Грачевой о том, не оттолкнут ли кого-то отЦеркви известия об имеющихся в православном миренестроениях, председатель Отдела внешних церковных связейМосковского Патриархата митрополит Волоколамский Иларионподчеркнул: «Мне кажется, что подлинно православныйчеловек никогда не отвернется от Церкви. От нее можетотвернуться человек, у которого религиозностьповерхностная, тот, кто за человеческой реальностью неумеет видеть реальность Божественного присутствия вЦеркви, кто не ощущает, что Церковь — этопространство, где живет и действует Бог».
Архипастырь напомнил, что Церковь состоит из людей,которые приходят в нее со своими грехами, страстями,своими проблемами, и священнослужители тоже не свободны отчеловеческих грехов, слабостей и страстей. «Иной разчеловеческие слабости и страсти влияют на то, что мыназываем церковной политикой или церковной геополитикой,когда те или иные Поместные Церкви начинают ссоритьсямежду собой или когда тот или иной человек начинаетприсваивать себе полномочия, которых он в действительностине имеет», — констатировал председатель ОВЦС.
«Мы столкнулись в последние годы с притязаниямиКонстантинопольского Патриарха на особые привилегии,особые полномочия в Православной Церкви, которые сроднипапским полномочиям в Римско-Католической Церкви, —продолжил иерарх. — Но если в западной католическойтрадиции существует папская система церковного управления,когда над всей Церковью стоит один человек, воспринимаемыйкак наместник Христа, то в нашей православной традицииникогда такого не было. Православная Церковь — этосемья Поместных Церквей, и Предстоятели этих Церквей равнымежду собой, даже если между ними существует определенныйпорядок, в который они выстраиваются, когда совершаютсовместно Божественную литургию».
Владыка напомнил, что согласно установленному порядкувплоть до XI века первым был епископ Рима, вторым за нимшел епископ Константинополя, а дальше — другиеПредстоятели Поместных Церквей. После того, как в 1054году произошел разрыв общения между католиками иправославными, первенство в семье Восточных ПравославныхЦерквей перешло естественным образом кКонстантинопольскому Патриарху. Однако оно было и остаетсяпервенством чести, а не первенством власти.
«Когда Константинопольский Патриарх начинаетпроявлять властные полномочия, когда он заявляет о том,что может вмешиваться в дела любой Поместной Церкви,перекраивать границы Церквей, а также единоличным решениемотменять акты и договоренности 300-летней давности, с этимПоместные Православные Церкви, конечно, несоглашаются», — сказал митрополитВолоколамский Иларион, отметив, что именно об этом шларечь на конференции «Мировое Православие: первенствои соборность в свете православного вероучения»,которая прошла в Храме Христа Спасителя.