new_logo.png
 
 
 

 
 

Видео материалы



Все видео










Партнеры

srub8831.jpg amin8831.jpg fondab8831.jpg

Новости

Возврат к списку

Состоялась презентация сборника о воссоединении Киевской митрополии с Русской Церковью в XVII веке 18 сентября 2021

Состоялась презентация сборника о воссоединении Киевской митрополии с Русской Церковью в XVII веке

16 сентября 2021 года в рамках конференции Синодальнойбиблейско-богословской комиссии «МировоеПравославие: первенство и соборность в свете православноговероучения» в Сергиевском зале Храма ХристаСпасителя в Москве состоялась презентация сборника«Воссоединение Киевской митрополии с РусскойПравославной Церковью. 1676-1686 гг. Исследования идокументы», сообщает Патриархия.ru.

Издание сборника, подготовленного Церковно-научным центром«Православная энциклопедия», сталоисторико-каноническим ответом на события, связанные сзаявлением со стороны Константинопольского Патриархата об«отмене» синодального решения 1686 годаотносительно перехода Киевской митрополии в юрисдикциюРусской Православной Церкви и «признанииавтокефалии» раскольнического формирования«ПЦУ». В сборнике представлено 246 документов,из которых 200 никогда не публиковались. Все документытщательно изучены и по мере необходимости снабжены научнымкомментарием, а где это требуется, и новыми переводами насовременный русский язык.

Как отметил в выступлении перед участниками мероприятияпредседатель Отдела внешних церковных связей МосковскогоПатриархата митрополит Волоколамский Иларион,представленное издание представляет собой наиболее полноесобрание документов по истории воссоединения Киевскоймитрополии с Русской Православной Церковью в 1686 году.

«Этот коллективный труд объединен высокой идеей: напримере одной важной, но частной проблемы церковных идипломатических взаимоотношений продемонстрироватьединство Русской Церкви, а также духовное, цивилизационноеи историческое единство народов Святой Руси в объективномсвете документов и исторических фактов, — подчеркнулархипастырь. — Как Мцхета для Грузинской Церкви, аПеч — для Сербской, для Русской Церкви ееисторической колыбелью и первенствующей кафедрой былдревний Киев. Его наши летописцы и духовные писатели слюбовью называли "Матерью городов русских".Перемещение митрополичьей кафедры во Владимир, а потом вМоскву в XIII-XIV веках было вызвано историческимипотрясениями монгольского нашествия и разорением КиевскойРуси. Но и во Владимире, и в Москве Предстоятели РусскойЦеркви помнили о своей исторической кафедре и сохраняли ееименование в своем титуле. Помнила об этом единстве истрого блюла его Святая Константинопольская Церковь, вюрисдикцию которой в те века еще входила Церковь Русская.Истории известны факты, когда ПатриархиКонстантинопольские выступали против попыток удельныхкнязей разделить Киевскую митрополию, защищали иутверждали ее границы как границы нераздельного целого,невзирая на перемены границ политических и образованиеновых государств».

Владыка Иларион указал на то, что временное разделениеРусской Церкви в XV-XVII веках стало одним из печальныхсобытий, связанных со сближением КонстантинопольскогоПатриархата с католиками, бесславной Флорентийской унией1439 года и последовавшим вскоре за нею падениемКонстантинополя.

«Под влиянием Константинопольской Церкви и приактивной поддержке Речи Посполитой православная иерархияна ее территории также перешла в унию с Римом, —напомнил председатель ОВЦС. — С этих пор положениеПравославия на территории Польско-Литовского государствастало неуклонно ухудшаться, а после заключения Брестскойунии 1596 г. против православных в западнорусских земляхбыли развернуты настоящие гонения. Преследование иерархови духовенства, захваты и закрытие храмов, массовые случаинасилия и пыток, ущемление и поражение в правахправославного населения — все это в драматичной,наглядной форме описывают исторические источники. Хотя ковремени установления османского владычестваКонстантинопольские Патриархи и вернулись к Православию,но теснимые своими поработителями, ослабленные и лишенныегосударственной поддержки они уже не имели возможностивоспрепятствовать гонениям или оказать своей страждущейпастве в Малой и Белой Руси существенную поддержку».

Было отмечено, что в сборник вошли, в том числесвидетельства иерархов, духовенства, монашествующих, мирянтого времени. «Это живые голоса очевидцев, о которыхможно сказать словами Евангелия: Если они умолкнут, токамни возопиют (Лк. 19:40)», — подчеркнулиерарх.

Он напомнил, что в те страшные годы стремительно, всеголишь за несколько десятков лет нетерпимости и открытогонасилия уния поглотила исторически православные землиПравобережья Днепра. «Крайне тяжелое положениеПравославия на Правобережье понудило Киевскую митрополиюискать воссоединения с Московским Патриархатом,восстановления полноты Русской Церкви. Это воссоединение,свершившееся в 1686 году, не только спасло ПравославнуюЦерковь в западнорусских землях от окончательногоуничтожения, но и способствовало духовному, богословскомуи образовательному расцвету единой Русской Церкви»,— констатировал митрополит Волоколамский Иларион.

Председатель ОВЦС обратил внимание слушателей на то, чтоакт передачи Киевской митрополии в юрисдикцию МосковскогоПатриарха в 1686 году был закреплен Синодальным решениемКонстантинопольской Церкви и получил немедленное признаниевсех Поместных Православных Церквей. «Разумеется, ив самой Константинопольской Церкви факт передачи Киевскоймитрополии в юрисдикцию Русской Церкви не подвергалсясомнениям. Об этом свидетельствуют многочисленныеподтверждения официальных документов и изданий XVIII-XIXвеков», — подчеркнул он.

«Корпус изданных нами документов лишний раздоказывает, что ни в переговорах русских дипломатов сКонстантинопольским Патриархатом по вопросу о передачеКиевской митрополии, ни в переписке со Священноначалием иполитическим руководством Левобережья, ни в самихдокументах Константинополя, подтверждающих эту передачу,не было и речи о ее якобы временном или ограниченномхарактере, — констатировал митрополит Иларион.— Лишь в 2018 году, накануне своего незаконноговторжения на Украину, Константинополь предпринял попыткупересмотреть акт 1686 года и объявить его якобы временно,ввиду крайней необходимости, предоставленным разрешениемМосковскому Патриарху на рукоположение митрополитовКиевских. При этом современные исторические аргументыФанара вызывают, по меньшей мере, недоумение».

Представляемое общественности издание документов сильносвоей исследовательской частью, отметил владыка Иларион:«Публикуемые в нем глубокие самостоятельныеисследования вносят весомый вклад в понимание контекстаисторических событий и документов воссоединения РусскойЦеркви в 1686 году. Ведь недостаточно одной лишьпубликации архивов, какой бы широкой она ни была. Вбережном, внимательном и правдивом восстановлении ихисторического контекста заключается работа настоящегоученого. В издании этой книги я вижу успех нашихотечественных ученых, и рад их с этим успехомпоздравить».

Председатель ОВЦС уверен: сегодня все еще сохраняетсявозможность проведения свободной и объективнойнаучно-исторической дискуссии, от которой в 2018 годуКонстантинопольский Патриархат прямо и недвусмысленноотказался.

«Мы с удовлетворением следим за откликами на нашеиздание в научной среде и за его критикой — пока, ксожалению, имеющей отрывочный, фрагментарный характер,— сказал митрополит Волоколамский Иларион. —Нам известно, что подобного рода издание — пустьдаже менее фундаментальное и представительное —готовится при поддержке Константинопольской Патриархии. Ярад, что наше издание дало толчок дискуссии — какойбы пристрастной ни была реакция наших оппонентов —на важнейшую не только для истории Русской Церкви, но идля единства всего мирового Православия тему. Я твердоуверен, что у нашей отечественной науки — лучшиепозиции и наибольший потенциал участия в этойдискуссии».

Выступивший далее руководитель Церковно-научного центра«Православная энциклопедия» С.Л. Кравецрассказал о работе над изданием, особо остановившись навыборе хронологических рамок сборника документов. Оннапомнил слушателям, в насколько сложных историческихусловиях принималось решение о возвращении Киевскоймитрополии в Русскую Православную Церковь: это итяжелейшее положение православных под властью РечиПосполитой, принуждение их к унии, и тот факт, что вопределенный момент на данной территории не осталось ниодного православного иерарха. А в 1676 году (именно этойдатой начинается подборка документов в книге) в РечиПосполитой православным было запрещено общаться сКонстантинопольским Патриархатом под угрозой казни иконфискации имущества. «После того говорить окаком-то влиянии Константинопольского Патриархата наситуацию в Киевской митрополии невозможно, потому что этобыло приравнено к государственной измене», —констатировал С.Л. Кравец.

При этом он отметил, что решение о принятии обратно всостав Русской Православной Церкви Киевской митрополиидавалось очень нелегко, потому что было понятно, насколькосерьезным испытанием и очевидной нагрузкой это станет дляМосковского государства. Как известно, практически сразупосле воссоединения Киевской митрополии с Русской Церковьютуда огромными обозами начали направлять средства наподдержку и восстановление местных храмов, монастырей.Кроме того, было понятно, что Речь Посполитая такимобразом обретет рычаг давления на Московское государство,так как православных на ее территории можно будет вкакой-то степени расценивать как заложников.

«Было совершенно очевидно: Московское государствокак единственная суверенная православная страна обязаназащитить православных в Речи Посполитой, тем более,православных, ранее бывших неотъемлемой частью РусскойЦеркви, — подчеркнул глава ЦНЦ "Православнаяэнциклопедия". — Это не подвергалось сомнению.Но до того все попытки защитить их наталкивались на одинответ, и в книге мы его многажды приводим в отпискахрусских послов: "А нам говорят, это не ваше дело. Этоподданые Речи Посполитой, и какое вы имеете к нимотношение?"»

Завершается сборник не полученными от КонстантинопольскогоПатриарха грамотами, а выпиской из заключенного Московскимгосударством примерно в то же время Договора о вечном мирес Речью Посполитой, где говорилось о защите православных.

«Выписка из этого договора размножалась отдельно, инаши послы, направляясь в Варшаву, раздавали ее по дорогепо приходам, по всем городкам с тем, чтобы православныемогли апеллировать к обещанию польского короля непритеснять их и к тому, что обращение к русскому царю,согласно этому договору, является легитимным, —упомянул С.Л. Кравец. — Трудно говорить, что моглобы быть, если б этого (воссоединения Киевской митрополии сРусской Церковью — прим.) не произошло, но япочему-то уверен, что если б не было этой защиты —политической, юридической, если не было бы огромнойэкономической поддержки, которую Московское государство иРусская Церковь стали оказывать Православию на землях РечиПосполитой, оно было бы уничтожено униатством до конца. Ив какой-то мере это осознавали и в КонстантинопольскойЦеркви, потому что в одном из посланий говорится, мол, мыпередаем Киевскую митрополию в Русскую Церковь, ибо нехотим отвечать пред Божиим Престолом за уничтожениеправославных».

Заместитель Отдела внешних церковных связей УкраинскойПравославной Церкви протоиерей Николай Данилевич обратилсяк участникам презентации посредством видеосвязи.

Отметив важность издания и огромную работу по егоподготовке, он упомянул о том, что сборник был представлентакже в Киеве и вызвал очень большой интерес. Причеминтерес к рассматриваемым в сборнике темам проявляется нетолько на уровне специалистов, но и на уровне церковногонарода.

Вспоминая ситуацию, связанную с антиканоническимидействиями Константинопольского Патриарха на Украине,протоиерей Николай Данилевич отметил: «Прошло болеедвух лет с трагических для нас событий. Сейчас, когдастрасти поутихли и улеглись, пришло время спокойноосмыслить кризисные темы в межправославных отношениях,экклезиологические вопросы, идти именно по церковному, ане по политическому пути. Это действительно оченьважно».

С сожалением констатировав, что в православном мире поканет общей готовности к соборному решению имеющихсявопросов, он подчеркнул: «Церковная историяпродолжается. И надо решать проблемы, которыеназрели».

«Большое спасибо за этот труд и за сегодняшнююконференцию, за то, что Русская Православная Церковь стоитфлагманом православного мира в отстаивании каноническогопорядка. Дай Бог, чтобы в дальнейшем все эти труды привелик решению проблем, которые у нас есть», —резюмировал выступавший.

Подводя итог, председатель Отдела внешних церковных связейМосковского Патриархата митрополит Волоколамский Иларионотметил: «Вы справедливо сказали, что история Церквипродолжается. И мы являемся участниками этой истории.Когда-нибудь триста лет спустя наши с вами речи ивыступления будут читать наши потомки, как мы сейчасобращаемся к документам 300-летней давности. И покаистория продолжается, мы должны реагировать на то, чтопроисходит. Реакцией на события в православном миреявляется, в частности, наша конференция».


Источник

Возврат к списку



 


a_b.jpg

За веру православную

Перейти к разделу

 

Образование и воспитание

Перейти к разделу

 

Святая русь

Перейти к разделу

Современные проблемы

Перейти к разделу

 

Православный образ жизни

Перейти к разделу

 

Новости за рубежом

Перейти к разделу

Проповеди

Перейти к разделу

 

История церкви

Перейти к разделу

 

Русская история

Перейти к разделу

 
  Карта сайта / Обратная связь
Официальный сайт Международного общественного движения "ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ"
Разработка и поддержка сайта ИТ-компания "Зебрус"
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru