Любить свое Отечество нужно не только во дни славных
побед, нужно уметь делить с ним и горечь поражений.
Стремиться забыть о поражениях – значит не уметь
извлекать из них уроки, а делать вид, что вся наша история
состоит из одних побед, по меньшей мере, смешно. Любовь к
Отечеству доказывается верностью ему в тяжелые времена.
Верность – это и уважение, и почтение, и
восстановление памяти о минувших скорбных для России
временах.
В Вологде работает военно-историческое общество,
собирающее сведения об участниках двух войн, в которых
участвовала Россия в XX веке: Великой
Отечественной и Первой мировой, 100-летие с начала
которой отмечается в этом году.
Что мы скажем о человеке, который будет убеждать нас в
том, что участие нашей страны в Великой Отечественной
войне было для нее позорным, что нужно было эту войну
превратить в гражданскую, что наши солдаты правильно
делали, когда дезертировали, а генерал Власов – это
национальный герой? Что мы скажем о кинематографе,
который, рассказывая о Великой Отечественной, будет
штамповать глумливые издевательские фильмы-комедии, в
которых наши солдаты – трусы и идиоты, а полководцы
и офицеры – мерзавцы и похотливые воришки? Думаю,
реакция наша вполне предсказуема: даже если этот человек
физически и окажется сильнее нас, пощечины (как минимум)
он не избежит. Только безумец или откровенный изменник
может отважиться на такое. Все-таки, помня и зная, чем
являлась для нашей страны Великая Отечественная война, мы
даже на уровне подсознания не можем позволить издеваться
над нашим народом. Значит, историческая память у нас
все-таки работает.
В отношении Второй мировой – да, работает. Но тогда
почему мы так забывчивы в отношении Первой мировой войны?
Ведь участие нашей страны в ней тоже было закономерным.
Откуда же вдруг такая забывчивость? Ведь все выше
сказанное – и издевки, и ложь, и предательство
– существует и в отношении участия России в Первой
мировой. Не потому ли, что мы до сих пор пользуемся
интерпретацией нашей истории людьми, мягко говоря, не
считающими Россию своей родиной? Почему мы с легкостью
позволяем руководить нашей исторической памятью учебникам,
в которых слова «превратить империалистическую войну
в гражданскую» подавались не как предательство
Родины, а как признак заботы о ней? Подумаем, что получила
Россия, приняв такое превращение? Кровавую диктатуру,
миллионы жертв и беженцев, отторжение от государства
огромных территорий, потерю самого имени
«Россия», в конце концов. О таком поражении
великой страны ее враги могли только мечтать. Лишь после
победоносной Великой Отечественной наша Родина вновь стала
уважаемым в мире государством, «без которого ни одна
пушка не стреляла».
Алексей Минаев
А та
война так и остается забытой и поруганной. Как будто
чужие люди на ней воевали – под чужими
знаменами, за чужие интересы. Не знаем, не помним, и
знать не хотим? А как же быть с теми (редкими уже)
фотографиями, с которых смотрят на нас наши прадеды
– и лица у них достойные и светлые? Что, их не
было, наших прадедов? А письмо моего прадеда,
присланное из германского плена (тогда еще Красный
Крест работал в России), в котором он просит жену
прислать «русских сухариков, белых, которые ты,
дорогая, так хорошо умеешь делать»? А шпага
второго прадеда – генерала медицинской службы,
которая для меня, тогда еще пацана совсем, была самым
дорогим, что вообще может быть на свете? Ее, эту
шпагу, потом украл какой-то человек, как и фотографии
– оказалось, сдал в антикварную лавку. На
бутылку не хватало… Вот это наше беспамятство
и нежелание знать историю – не похоже ли оно на
сдачу шпаги антиквару в обмен на пол-литра?
Мы постоянно говорим о том, что «надо знать свои
корни». Но если мы, имея все возможности к
приобретению этого знания, отказываемся от него, то где
логика? Где последовательность?
К счастью, не все мы так забывчивы. Память о предках жива:
сохранялась она и благодаря нашим бабушкам, сумевшим,
несмотря на всякие запреты, хранить дорогие сердцу
фотографии и письма, с любовью и болью рассказывавшим нам,
своим внукам, о том, «что было давно».
Сохранилось в людях и стремление к справедливости: русские
своих не бросают.
Недавно в Вологодской областной библиотеке состоялась
встреча с участниками Вологодского военно-исторического
общества, посвященная памяти вологжан-участников Первой
мировой войны. Это общество возглавляют Алексей Минаев и
Павел Полетаев. Одно из главных направлений деятельности
общества – работа по составлению базы данных
вологжан-участников Второй Отечественной войны (именно так
называлась эта война, потому что для России она была
второй после Отечественной войны 1812 года). К этому
специалистов подтолкнуло изучение истории вологодского
198-го Александро-Невского пехотного полка. Вот как они
сами говорят об этом: «В Вологде есть воинский храм
во имя святого князя Александра Невского. Мы хотели больше
узнать об этом храме – так нашли и 198-й
полк». Начали узнавать, искать и оказалось, что у
многих людей сохранились какие-то материалы, фотографии,
сведения о своих предках. Молодые люди стали создавать
базу всех участников той войны, которые проживали в
пределах бывшей Вологодской губернии и нынешней
Вологодской области.
Активно помогают членам общества в их поисках и в
составлении базы данных сотрудники Вологодской областной
библиотеки Наталья Фарутина и Елена Демидова. Так, Елена
Леонидовна уже 5 лет занимается составлением списка
вологжан, удостоенных главной солдатской награды –
Георгиевского креста. Сейчас в ее списке 800 фамилий, из
них 50 человек – полные георгиевские кавалеры.
Еще
одно направление деятельности Вологодского
военно-исторического общества – восстановление
могил участников Первой мировой войны. Для этого
Алексей и Павел с группой энтузиастов работают на
старых вологодских кладбищах, поднимают и ремонтируют
надгробные памятники. По их словам, «состояние,
в котором находятся воинские захоронения, просто
ужасающее: многие могилы осквернены, разрушены.
Разбиты надгробия. Стыдно перед предками и больно за
потомков!» Сейчас восстановлены уже четыре
могилы, две последние – могила георгиевского
кавалера, прапорщика Федора Варакина на Введенском
кладбище Вологды и могила поручика 9-го Финляндского
полка Виктора Федоровича Волохова в деревне Спас
Вологодского района. Средства на восстановление могил
и надгробий пожертвовали участники клуба «Белое
дело» из Санкт-Петербурга, которые занимаются
похожей деятельностью в своем городе.
Многие из вологжан, принявших участие в презентации базы
данных участников Первой мировой воцйны, принесли на
встречу фотографии, письма и документы своих дедов,
прадедов и прапрадедов, воевавших за веру, царя и
Отечество. Судя по тому, с каким уважением и
благодарностью общались жители Вологды, пришедшие на
встречу, с активистами общества, у достойной инициативы
Павла Полетаева и Алексея Минаева хорошая поддержка, а,
следовательно, и хорошее будущее. Надеемся, что благодаря
их усилиям мы будем больше знать о том трагическом, но и
героическом для Отечества времени.
Алексей Леонидович рассказал гостям о вкладе жителей
Вологодчины в сопротивление России германскому агрессору.
Не только воины храбро сражались против врага, примером
любви к Отечеству может служить и поведение тех, кто
остался в глубоком тылу. Организация медицинской помощи
фронту, госпиталей, лазаретов, движение «Сестер
милосердия», сбор средств для фронта – всем
этим славилась Вологодчина. А. Л. Минаев прочитал
участникам встречи несколько заметок из вологодской прессы
тех лет о том, как на территории Вологодской губернии с
поездов десятками снимались «бегунки» –
гимназисты, стремившиеся попасть на фронт. (Сейчас
«бегунками» называются люди с обратным
стремлением – изменились времена, однако).
Что же касается воинов, то, как сказал Минаев, о героизме
наших земляков свидетельствует, например, такой факт:
только полных Георгиевских кавалеров у нас на Вологодчине
известно 50 человек. «Георгия» в то время
давали за действительный подвиг, а тут – полные
кавалеры…
Крепость Осовец
…Все мы знаем о подвиге защитников Брестской
крепости. А многие ли знают, что раньше, во время Первой
мировой, русские солдаты уже показали пример для
Бреста? Крепость Осовец
– всем ли знакомо это название? Алексей Минаев
рассказал об Осовце, об «атаке мертвецов», о
том, где впервые прозвучали слова: «Русские не
сдаются!»
В 1915 году мир с восхищением взирал на оборону Осовца,
небольшой русской крепости в 23-х километрах от тогдашней
Восточной Пруссии. Основной задачей крепости было, как
писал участник обороны Осовца С. Хмельков,
«преградить противнику ближайший и удобнейший путь
на Белосток… заставить противника потерять время
или на ведение длительной осады, или на поиски обходных
путей». Белосток – транспортный узел, взятие
которого открывало дорогу на Вильно, Гродно, Минск и
Брест. Так что для немцев через Осовец лежал кратчайший
путь в Россию. Первый натиск немцы предприняли в сентябре
1914-го, а осада Осовца началась в январе 1915-го и
продолжалась 190 дней.
Немцы применили против крепости все новейшие военные
достижения. Доставили знаменитые «Большие
Берты» – осадные орудия 420-милллиметрового
калибра, снаряды которой, каждый весом по 900 килограмм,
проламывали двухметровые стальные и бетонные перекрытия.
Воронка от такого взрыва была 5 метров глубиной и 15
метров в диаметре.
Активисты Вологодского военно-исторического общества Алексей Минаев и Павел Полетаев организовали полковой праздник в честь 198 пехотного Александра-Невского полка
Немцы подсчитали, что для принуждения к сдаче крепости с
гарнизоном в 1000 человек достаточно двух таких орудий и
24-х часов методичной бомбардировки: 360 снарядов, каждые
4 минуты – залп. Под Осовец привезли 4
«Большие Берты» и 64 других мощных осадных
орудия, всего 17 батарей.
Самый жуткий обстрел был в начале осады. «Противник
25 февраля открыл огонь по крепости, довел его 27 и 28
февраля до ураганного и так продолжал громить крепость до
3 марта», – вспоминал С. Хмельков. По его
подсчетам, за эту неделю ужасающего обстрела по крепости
было выпущено 200-250 тысяч только тяжелых снарядов. А
всего за время осады – до 400 тысяч. «Страшен
был вид крепости, вся крепость была окутана дымом, сквозь
который то в одном, то в другом месте вырывались огромные
огненные языки от взрыва снарядов; столбы земли, воды и
целые деревья летели вверх; земля дрожала, и казалось, что
ничто не может выдержать такого ураганного огня.
Впечатление было таково, что ни один человек не выйдет
целым из этого урагана огня и железа», – так
писали зарубежные корреспонденты.
Командование, полагая, что требует почти невозможного,
просило защитников крепости продержаться хотя бы 48 часов.
Крепость стояла еще полгода…
6 августа 1915-го для уничтожения гарнизона немцы
применили отравляющие газы. «Все живое на открытом
воздухе на плацдарме крепости было отравлено насмерть,
– вспоминал участник обороны. – Вся зелень в
крепости и в ближайшем районе по пути движения газов была
уничтожена, листья на деревьях пожелтели, свернулись и
опали, трава почернела и легла на землю, лепестки цветов
облетели. Все медные предметы на плацдарме крепости
– части орудий и снарядов, умывальники, баки и
прочее – покрылись толстым зеленым слоем окиси
хлора; предметы продовольствия, хранящиеся без
герметической укупорки – мясо, масло, сало, овощи,
оказались отравленными и непригодными для
употребления». Другой автор добавляет:
«Полуотравленные брели назад и, томимые жаждой,
нагибались к источникам воды, но тут, на низких местах,
газы задерживались, и вторичное отравление вело к
смерти».
Германская артиллерия вновь открыла массированный огонь,
вслед за огневым валом и газовым облаком на штурм русских
передовых позиций двинулись 14 батальонов ландвера –
а это не менее семи тысяч пехотинцев. На передовой после
газовой атаки в живых оставалось едва ли больше сотни
защитников. Обреченная крепость, казалось, уже была в
немецких руках. Но когда германские цепи приблизились к
окопам, из густо-зеленого хлорного тумана на них
обрушилась... контратакующая русская пехота. Зрелище было
ужасающим: бойцы шли в штыковую с лицами, обмотанными
тряпками, сотрясаясь от жуткого кашля, буквально
выплевывая куски легких на окровавленные гимнастерки. Это
были остатки 13-й роты 226-го пехотного Землянского полка.
Их было чуть больше 60 человек, но они ввергли противника
в такой ужас, что германские пехотинцы, не приняв боя,
ринулись назад, затаптывая друг друга и повисая на
собственных проволочных заграждениях. И по ним с окутанных
хлорными клубами русских батарей стала бить, казалось, уже
погибшая артиллерия. Несколько десятков полуживых русских
бойцов обратили в бегство три германских пехотных полка!
Ничего подобного мировое военное искусство не знало. Это
сражение вошло в историю как «атака
мертвецов».
Примеров героизма солдат русской армии, по словам Алексея
Леонидовича, много. И унизительно для потомков не только
не знать о своих героических предках, но даже и не хотеть
о них знать. А именно такое чувство возникает, говорит
Минаев, когда беседуешь с некоторыми «людьми у
власти» по поводу увековечения памяти героев той
войны: «Если старшее поколение, люди
«советской закалки» по привычке считают, что
той войны как бы и не было, а если и была, то она какая-то
«ненастоящая», к нашей стране отношения не
имеющая, то молодые начальники смотрят на тебя откровенно
пустыми глазами – эти люди просто ничего не знают о
стране, в которой живут, и о людях, благодаря которым
живут». Историк призвал и взрослых, и школьников
изучать историю Отечества тщательно. Кроме того, заверил
Алексей Минаев, наверняка почти в каждой вологодской семье
найдутся предки, воевавшие на той войне. Познакомить с
ними и с их подвигом людей – достойная задача.
Участники встречи – и взрослые, и дети – с
большим интересом слушали выступление Алексея Леонидовича,
задавали вопросы. С радостью и даже некоторым
воодушевлением, а то и почтением примеряли старую военную
форму тех лет. Ребята обещали поспрашивать родных о своих
– далеких уже – предках, обещали относиться к
истории Отечества более внимательно. Надеемся, это им
удастся. На наш взгляд, главная задача состоявшейся в
встречи была выполнена: все гости согласились с тем, что
любить Россию нужно не только во время побед, но и во
время поражений. Иначе какая же это любовь к Отечеству?