new_logo.png
 
 
 

 
 

Видео материалы



Все видео










Партнеры

srub8831.jpg amin8831.jpg fondab8831.jpg

Актуальные темы



    Возврат к списку

    Владимир - Красное Солнышко

    Владимир - Красное Солнышко

    Книга для детей к 1025-летию Крещения Руси …

    Есть слова, без которых нельзя прожить, жизнь без которых будет пустой и напрасной. Это великие слова: Бог, Любовь, Отечество, отец, мама, бабушка, дедушка... Мы братья и сестры друг другу: у нас один Господь, создавший небо и землю, одна родина, которая дана нам, как главный подарок всей жизни. Всё упало как с небес: и родители, и язык, на котором говорим, и эта речка, в которой купаемся, и лес, в который ходим за грибами и ягодами. И друзья, и соседи, и наша любимая школа, и учителя. То есть это наша родина.

    Родина. А что это такое? А откуда она? Конечно, мы любим её и не представляем себя без неё, а, значит, надо знать её историю. Это знание - наша благодарность тем, кто создавал и защищал нашу любимую Россию

     

    Для нас она лучше всех . Какая она красивая, какие в ней равнины и горы, леса и поля, какие по ней текут реки, какие моря и океаны плещутся у её берегов. Какие колокольные звоны оглашают её воздух. А, главное, какие в ней живут хорошие люди. Труженики, воины, строители. Кто же, как не они созидали города, прокладывали дороги, возводили жилища и храмы. Кто же, как не они, защищали Россию от нападений врагов?

    И у каждого из них есть своё имя: Иван, Мария, Екатерина, Георгий, Николай, Надежда, Ольга, Наталья, Анна, Сергей, Александр, Михаил, Елена, Светлана... Все имена прекрасны и значительны, но есть одно имя, которое объединяет всех нас. Это великое, удивительное имя: ВЛАДИМИР. Его прославил киевский князь, живший в конце десятого, в начале одиннадцатого веков. О нём и о том времени будет наш рассказ.

     

    Лучше всех о Владимире сказал митрополит Илларион. Своё знаменитое «Слово о Законе и Благодати» он произнёс в киевском храме святой Софии в присутствии князя Ярослава Владимировича Мудрого. Митрополит поставил русского князя Владимира вровень с великими святыми, с героями древности. Сравнивал его с равноапостольным великим императором Константином. Более того, называл Владимира русским Иоанном Крестителем и русским апостолом Павлом. Именно их подвиг - нести людям свет веры Христовой, продолжил Владимир.

     

     

    ВОИНЫ И ПАХАРИ

    На огромных просторах от северных и до южных морей, от Уральских гор до Балканских жили славянские племена.

    В трудной жизни создавался характер русского человека. Более всего об этом могут нам сказать былины и летописи того времени. Есть былины и северные, есть и южные. Но и те, и другие, в большинстве своём, воспевают славные дела князя Владимира. Вот эта история, например, широко известна:

    Напали на Киевскую Русь злые печенеги, стоят под стенами Киева, похваляются силой. Выставляют вперед своего воина-силача, кричат: «Найдётся ли у русичей соперник ему?» Что делать? Послал князь гонцов-глашатаев спросить, кто сможет сразиться с печенегом? Не решается никто. Пришел к Владимиру старик, говорит: «У меня, князь, в твоём войске четыре сына, но остался дома ещё пятый. Может, он выйдет против супостата?» И вышел юноша против огромного печенега. Тот смеётся, ибо юноша был среднего роста. Но так ухватил печенега, так сжал его и, подняв на воздух, грянул оземь. И устрашились печенеги, и побежали. Предлагал силачу князь великие дары за подвиг, но тот не взял ничего, и пошёл опять кожи мять.

    Это летописное предание о Кожемяке. Но мало того, он настолько был любим народом, что нём есть ещё и былина: «Поселился возле Киева страшный змей, много народу потаскал он в свою берлогу. Потаскал и съел. Утащил змей и царскую дочь...». Тогда пошли царь и царица просить Кожемяку спасти их дочь. «В ту пору мял Кожемяка враз двенадцать кож. Как увидел царя, испугался, руки у него задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился, что его испугали и ему убытку наделали, и выручать царевну не пошёл. Вот и придумал царь послать к Никите пять тысяч сироток, осиротил их змей, и просить спасти всю русскую землю от великой беды»...Победил Никима змея, «сделал соху в триста пудов, запряг в неё змея и провёл борозду от Киева до Чёрного моря, и в море загнал, да там и утопил. Сделавши святое дело, воротился Никита в Киев, стал опять кожи мять, не взял за свой труд ничего... Борозда Никитина и теперь кое-где в степи видна. Мужички кругом пашут, а борозды, в память о Никите, не распахивают».

     

    Физическая сила и выносливость наших предков всегда была соединена с безкорыстием и добротой.

    Вот былина «Вольга и Микула Селянинович» Микула - крестьянин, пахарь, «оратай-оратаюшко», а Вольга - воин. Вольга просит помощи у Микулы. Тот соглашается, но ему вначале надо спрятать свою «сошку за ракитов куст». Тяжела оказалась сошка и для пятерых, и для десятерых воинов и даже для всей дружины. Микула одной рукой забрасывает сошку за ракитов куст. Вот как силён крестьянин, хозяин земли. Микула сопровождает Вольгу, помогает ему, а потом возвращается землю пахать. То есть русские люди, когда надо, меняют плуг пахаря на меч воина, и не нужны им награды за то, что они защищают свою русскую землю.

     

    Жалко, что дети сейчас мало читают былины, сказания, плохо знают историю. А ведь история - это наша главная радость, мы должны брать пример со своих великих предков.

    Целый свод былин говорит о богатырях - защитниках Отечества. И они напрямую связаны с образом князя Владимира. Главный богатырь - это, конечно, Илья Муромец. Это не выдуманный герой былины, а настоящий, реальный человек, родившийся в селе Карачарове под Муромом. Он в конце жизни ушёл в монахи Киево-печерской Лавры. Мощи его бережно хранятся в пещерах среди других и всегда можно приехать в Киев и им поклониться.

     Побеждал Илья и Соловья-разбойника, освобождал русских пленников, охранял вместе с другими богатырями границы Руси. Однажды «... собака Калин-царь подъехал ведь под Киев-град со своими войсками, с великими. Тут Владимир-князь да стольно-киевский, он по горенке стал похаживать, с ясных очушек роняет слёзы горючие, шелковым платком утирается. Говорит Владимир-князь да таковы слова: «Нет жива-то старого казАка Ильи Муромца, некому стоять теперь за веру, за Отечество, некому стоять за церкви ведь за Божии, некому стоять за стольный Киев-град».

     То есть князь думает, что нет Ильи Муромца в живых, ведь он сам велел посадить его за малую провинность в погреб. Но нет - жив казак. Оказывается, его сберегли любящие его люди. И вот - князь торопится к Илье, просит прощения, умоляет встать «за Веру, за Отечество, за матушки церкви православные». И встаёт богатырь, и идёт на битву, и никаких обид не таит на князя, ведь он будет биться с несметной силой «собаки Калина-царя» не себя ради, не ради князя, а за родину, Русь Святую.

     

    РОДОСЛОВНАЯ

    Сам характер русского князя Владимира создавался под влиянием двух родных людей: бабушки Ольги и отца Святослава. Они были очень разные. Бабушка ещё до рождения внука окрестилась. Для этого она специально побывала в Константинополе - главном городе восточной Византии. И восприемником, то есть крестным отцом её, стал сам император. Бабушка возила внука на свою родину, на реку Пскову. Там ей было видение - три светлые луча спускались с небес. И бабушка предсказала, что на этом месте будет храм Святой Троицы. Так и вышло. И всегда, когда кто-то в России говорил: «Поеду (пойду) к Святой Троице», - то все понимали, что человек собрался во Псков. И в Новгороде они вместе побывали, и в Белгороде. И в Черниговской земле, на родине преподобного Антония, начальника (то есть начавшего, основавшего) русское монашество. Везде маленький Владимир видел, как любят бабушку, как она приветлива со всеми.

    Во время его детства немного было в Киеве христиан, но были. И церковь была. Видел внук, как усердно молится бабушка, слушал молитвы.

    А вот отец был другой. Владимир восхищался им. Лихой наездник, воин, охотник. Закалённый в походах, способный спать на сырой земле, владеющий и копьём, и мечом, и луком, он неустанно отражал нападения врагов на Русь.

    Но главную разницу в них заметил и усвоил себе Владимир: его бабушку Ольгу люди любили, а отца, князя Святослава, боялись.

    Рассказы о его битвах и походах дошли до наших дней. А воевать Святослав начал с пятилетнего возраста. Да, совсем был младенцем, когда киевляне вышли навстречу печенегам. Святослава посадили на коня, дали в руки маленький лук. Натянул Святослав тетиву, выпустил стрелку в сторону врагов. Стрелка упала у ног коня. Но воеводы сказали: «Князь начал битву, начнём и мы!».

    Святослав - сын князя Игоря и Великой княгини Ольги. Они собиратели Киевской Руси, объединявшей племена славян (древлян, вятичей, радимичей...) от Волги (Итиля) до Дуная. Святослав отбивался на волжских хазар, половцев, воевал с болгарами, печенегами, защищая и укрепляя Русь.

     

    Воевал и с греками. Вот сошлись их войска. Греки, желая хитростью выведать количество русских воинов, посылают грамоту, в которой говорят, что они не хотят воевать и готовы выплатить дань на каждого ратника и просят назвать их число. А русских всего десять тысяч. А греков сто. Святослав отвечает: «Нас двадцать тысяч». Греки радуются, значит, их в пять раз больше. И нападают. И тогда-то Святослав призывает воинов биться за Русь до последней капли крови. «Я буду в первых рядах и не пожалею своей головы». Отвечали ему воины: «Где твоя голова будет, там будут и наши». Именно тогда Святослав произнёс великую фразу: «Мёртвые сраму не имут». То есть покроются славой за свою героическую смерть.

     И ещё одно его выражение осталось в народной памяти: «Иду на вы», оно означало, что Святослав не нападал внезапно, не был коварен, предупреждал противника о своём приближении.

     

    ТРУДЫ КРУГЛЫЙ ГОД

    Взрослел Владимир в поездках по Руси с бабушкой или с отцом или с дядей Добрыней. Зимой на санях по льду замёрзших рек, а летом дорогами становились эти же реки. Всюду встречали их с хлебом-солью, ведь княжеская власть защищала крестьян, рыбаков, плотников, бортников (пчеловодов) от нападений. Видел Владимир храбрых русичей в ратных подвигах, насмотрелся и в обычной жизни. Но обычной ли она была? Нет, и она была героической, полной тяжелых трудов. Сколько надо сил, чтобы вырастить хлеб. Расчистить поля, то есть срубить деревья, выкорчевать пни, распахать целину, засеять зёрна, вырастить, сжать колосья, собрать в снопы. Вывезти их, высушить, обмолотить, затем перемолоть зёрна в муку. Нужны при таких трудах и кони, и плуги, мельницы, хранилища. Нужно ещё заготовить на долгую зиму корм для животных, то есть накосить травы, насушить сена, сметать его в стога. И заготовить дрова для отопления домов, для бань. Выстроить конюшни для лошадей, хлева для домашних животных: коров, свиней, овец. У нас зимы долгие, не в Греции живём. И сколько всё это требует трудов? Не счесть.

    С малых лет трудились русские дети вместе со взрослыми. Для них даже наказанием было, когда их не брали с собой в лес или в поле. Или на рыбную ловлю. Тяжело вытаскивать невод, а выбирать рыбу из сетей в самый раз. Пусть на сенокосе не большие грабли, а маленькие грабельки, всё равно помощь. Воды из родника или колодца зачерпнуть пусть не полное ведро, а половинку, прополоть пусть не две грядки, а одну, для бани принести не большую охапку поленьев, а два или три, пусть, ведь всё это помощь, всё это на радость старшим. И ребёнка готовит к взрослой жизни.

    Девочки лет с десяти умели прясть и ткать, шили. Вышивали узоры на полотенцах, скатертях. Нянчились с младшими. Прибирали в избе. Конечно, и игры у русских детей были. Состязались в силе, в выносливости, бегали наперегонки, плавали в реках и озёрах, лепили ранней весной снежных баб, а летом игрушки из глины. Никогда не сидели без дела. Слов даже таких: лень, скука, печаль не знали. На совместные труды шли с песней. Были всегда бодрыми, смелыми. Но уж зато и вырастали сильными и умными.

     

    ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ

    Государство не может жить не общаясь с соседями, ближними и дальними. Оно от них зависит. С врагами воюет, с друзьями дружит. И торгует. Торговля вообще очень помогает развитию любой страны. Купцы везут в другие страны то, чем богата своя страна. А оттуда привозят то, чего нет у себя. Это взаимовыгодно. И познавательно. Как бы мы узнали о вере и обычаях других народов других стран, если б там не бывали?

    Был знаменитый южный «шёлковый путь», проходивший из Китая через Индию, Пакистан, Ближний восток, но был и северный, так называемый, путь «из варяг в греки», от Скандинавии через Ладогу, Днепр, Черное море до Византии. Главный город на пути - Киев. В него стекались богатства Русской земли. Всем была обильна Русская земля: меха, пушнина: соболя, белки, бобры, лисицы, мёд, воск, лён, конопля. Из льна выделывались прочнейшие, красивейшие ткани, а из конопли вились такие крепкие корабельные канаты, что порвать их не могла упряжка быков.

    Однажды, ещё отроком князь Владимир проделал «греческий» путь. Отец и сам себя не берёг и сына закалял.

     

    Весной в Киеве формировался караван судов. Главное судно древности - ладья. Она поднимала сорок - пятьдесят человек и несколько сотен пудов груза (Пуд - это шестнадцать килограммов). Караван охранялся княжеской стражей, дружинниками. Как не охранять - приднепровские степи были полны «лихих» людей.

    Флотилия, караван судов собирался ниже Киева, когда весенняя водополица, паводок, поднимали воду. Трогались в «греческий путь». А по пути очень тревожные места - днепровские пороги. Прибрежные скалы стискивают течение реки, оно становится стремительным, бурным, вода кипит, захлёстывает палубу, плыть опасно. Тем более с грузом. У тяжёлой ладьи большая осадка, может напоротьтся дном, «брюхом» на камень и затонуть. Облегчали её, перетаскивая грузы на себе. Есть запись о том, что иногда пеший путь составлял шесть тысяч шагов. Нагляделся юный князь на этот изнурительный многодневный труд. Почти без сна, с напряжением всех сил. Но не унывали, шутили, подбадривали друг друга.

    Пороги имели свои имена. Много погубил кораблей и товаров порог Неясытецкий, то есть ненасытный, далее опасный Вольный праг, а там Вильный и другие. Ещё и постоянные набеги разбойников - сыроядцев. Так называли печенегов потому, что они ели сырое лошадиное мясо и мясо диких животных. Отбивались от них только у острова Хортица, будущего центра Запорожского войска.

    Но вот, устье Днепра, море. Сейчас оно Чёрное, называлось раньше и Понтом Эвксинским и Русским. В нём большие штормы, крутые волны. Шли вдоль берегов. Попробуем представить круглосуточное сидение гребцов на вёслах, когда не было попутного ветра для парусов, или он вообще был встречным.

    Приходили в Константинополь, столицу Византии, Царь-град. Дивились храмом святой Софии. Именно в нём приняла Святое Крещение княгиня Ольга. Посещали, конечно, цареградские врата, на которые, в знак победы, Олег киевский прибил свой щит. Помните у Пушкина в «Песне о вещем Олеге»? «Твой щит на вратах Цареграда».

    Конечно, сердце молодого князя было полно гордости за предков. Не думал он тогда, что на двадцать шестом году своей жизни он и сам примет византийскую веру, и вся, подвластная ему, Русская земля..

     

    ПЕРЕД РАССВЕТОМ

    Больше, чем другие, воспеты в народном творчестве выдающиеся деятели России Александр Невский, Иван Калита, Димитрий Донской, Иван Третий, Иоанн Грозный, Пётр Великий, Александр Суворов. Но только одного из них Великого святого равноапостольного князя Киевского Владимира, народ назвал и продолжает называть КРАСНЫМ СОЛНЫШКОМ.

    В чём объяснение того, что так назвали только Владимира? А в том, что он принёс в Россию Веру Православную. Именно она сплотила Русь и создала Россию, страну, в которой мы живём. И без этой веры не было бы ни России, ни нас с вами.

     

    Десятый век. Молодая Русь. Могучие леса, полноводные чистые реки, просторные пашни и пажити. Пашни - это поля, на которых вырастают хлеба, рожь и пшеницы, овёс и ячмень, а пажити - это луга, на которых пасутся стада лошадей, коров и овец. Богатые ловли, то есть промыслы рыбы на реках и море. Большие семьи. Казалось бы, что не жить? Но постоянно идут ссоры, драки, даже войны. Почему? Все же русские, все говорят на одном языке. Но язык один, а вера разная. А без веры нет жизни, нет понимания её смысла. Кто верит в духов воды, в водяных, кто в русалок, кто в лесного лешего, кто ещё во что. Стояли по городам и селениям идолы: каменные, деревянные, медные, в Киеве даже серебряный идол Перун с золотыми усами. Идолам приносились жертвы. Жертвы кровавые. Резали животных, окропляли идолов кровью. Думали, что смрадный , чёрный дым от сожжения трупов приятен языческим божествам. Иногда жертвы им, страшно сказать, были человеческими.

    Потихоньку, полегоньку, но неостановимо пробивалось понимание необходимости единобожия, ибо языческое многобожие не сплачивало людей. «Наш бог лучше вашего!». И к чему это приводило? Только к новым ссорам. Тем более в памяти людей жила княгиня Ольга, бабушка Владимира. Она очень надеялась, что сын её, князь Святослав, тоже станет православным. Но победитель язычников: хозар, печенегов, половцев, сам он остался язычником, хотя веровать во Христа никому не запрещал.

     

    Княгиня Ольга учила вере христианской внука Владимира. Он слушал бабушку, но авторитетом для него, конечно, прежде всего был отец. С ним он бывал и в походах, и на княжеских пирах. Закаляя тело, защищая Русь, Владимир мало заботился о своей душе. Понятие греха как будто не касалось его. И то сказать, был тогда обычай на Руси - рождался сын, отец клал у его колыбели меч и говорил: никакого наследства я тебе не оставлю, будет у тебя только то, что добудешь этим мечом. После смерти отца, борясь за престол, Владимир не остановился даже перед братоубийством. Коварно убил брата Святополка, взял в жёны жену его Рогнеду. Увы, таковы были нравы в дохристианской Руси.

    Но, как сказано в Писании: не хочет Господь смерти грешника, но желает его спасения.

     

    ВТОРОЙ ПАВЕЛ

    Почему в своём «Слове о Законе и Благодати» киевский митрополит Илларион называет Владимира Вторым Павлом? Павел - это апостол Иисуса Христа. Он был рьяным иудеем, врагом Христа. Когда иудеи побивали камнями диакона первомученика Стефана, Павел (его звали тогда ещё Савлом) стерёг одежды убийц. Потом он был послан в Дамаск, чтобы и там преследовать христиан. По дороге он ослеп и услышал голос Бога, обращённый именно к нему Пал на колени и каялся. Его привели под руки в Дамаск. Там он окрестился с именем Павла и прозрел, как говорится в «Деяниях святых апостолов» очами и телесными, и душевными.. И вскоре во всей Палестине, во всём Средиземноморьи, узнали: ярый гонитель христиан стал пламенным борцом за веру христианскую.

    Точно такой же путь проделал и великий князь Владимир. Гонитель христиан, язычник, многоженец, мститель он превращается в воина Христова, в смиренного раба Божия.

    Помогли в этом превращении и детские воспоминания о бабушке Ольге. А то, что посеяно в детстве, обязательно даст всходы. К тому же он был уже правителем огромной славянской страны, любил её, искал единую веру, которая бы объединила славянские племена, помогала им выстоять в этом враждебном мире. Он всегда помнил завещание бабушки сыну: изложенное позднее стихами поэта:

     «Святослав, блюди Отчизну! Ухожу от бренной жизни.

     В память матери-княгини не пируй на шумной тризне;

     Пусть мой дух не омрачает злой языческий обряд.

     Надо мною пусть молитвы христианские творят...».

     

    ПЕРВЫЕ ЖЕРТВЫ

    Подарки, приносимые языческим богам, были, в основном, животные, и дикие, и домашние. Никого не удивляли огромные костры, на которых сжигались трупы животных. Считали, что запах горящего мяса, дым и смрад, угодны языческим богам, и за эти жертвы они пошлют на землю свои милости. Но были даже и человеческие жертвы. Кровью пропитался холм, на котором стоял идол, «бог» Перун с серебряной головой и золотыми усами.

    Однажды киевляне вернулись из удачного похода и решили отблагодарить «богов». Жили в Киеве славяне, отец и сын, Иоанн и Феодор, они были христианами. Язычники Киева кинули жребий на того, кого надлежало принести в жертву Перуну. Выпало на сына Иоанна. Но на их пути встал Феодор: «Ваши боги - не боги, а идолы из дерева и камня. Они сделаны руками, что они могут? Ничего! Не отдам сына на безсмысленную гибель!» Толпа набросилась на христиан и их растерзала.

    Известие об убийстве дошло до князя. Все в Киеве знали Иоанна и Феодора как людей добрых, приходящих всегда на помощь, помогавших нищим. И, может быть, впервые князь задумался, а нужна ли была такая жертва, кому она угодна? Богам? Но если боги поощряют убийство нужных Руси людей, хотят ли они добра Руси?

     

    ВЫБОР ВЕРЫ

    Князь любил выходить на берег Днепра, глядел в безпредельные дали, вспоминал, как бабушка рассказывала ему про апостола Андрея, как он именно здесь установил на днепровской круче Крест и предсказал, что тут будет великий город. Да, город есть. А где Крест?

    Владимир повернулся к сопровождавшим его дружинникам, боярам, к дяде своему, верному Добрыне. С ним он уходил от вражды братьев в Новгород и Швецию, с ним и вернулся:

    - Что, Добрыня, что, братия, получается? Льют русские русскую кровь, мира даже между собой не видно. Неужели и дальше жить по пословице: «Живём в лесу, молимся пню»? Надо нам приходить к единой вере. Иначе перессоримся. Надо?

    - Надо! - одобрили князя его верные слуги. - Единая вера нужна, всех объединяющая.

    - Но какую веру выбрать? И в Киеве и по окраинам много разного: католики, мусульмане, иудеи. И все свою веру выше других ставят.

     Долго совещались и решили, что веру надо выбирать не с чужих слов, а по своему рассмотрению и в тех странах, где эта вера является основной.

    И были разосланы мудрые, «нарочитые», люди в разные стороны.

     

    К русскому князю шли на поклон и католики, и магометане, и иудеи. Всем хотелось заслужить внимание могущественного русского князя. Всех он выслушал, никого не перебивал. Долее всех говорил с греческим философом. О приходе Иисуса Христа, Сына Божия, на землю, о Его крестной смерти, о Воскресении, о вечной жизни, которую надо заслужить в жизни земной. О том, что самая большая сила на земле - это не физическая сила, и не сила оружия, а любовь. Да, любовь. К Богу, друг к другу. И даже к врагам.

    - К врагам? - изумился князь.

    - Да, ведь и они люди, и они созданы по образу и подобию Божию, и они могут спастись через покаяние, исповедь, причащение. И, главное, не надо копить себе богатств на земле, надо копить сокровища на небесах. Как? Добрыми делами, заботой о нищих, прощением обид...

     

    РАЗГОВОР С ГРЕКОМ

    - Но как любить Бога, Которого не видишь? - спросил Владимир греческого философа.

    - Да, не видишь. Но ощутить Его возможно. Он рядом с каждым человеком. Ты ведь ни разу не видел своей совести, но она есть у каждого. А совесть - это голос Божий в душе. Разве тебе никогда не было стыдно за что-то плохое, сделанное другим людям, и разве ты всегда был прав?

    - Не всегда, - соглашался Владимир, - но я ведь князь, а князю всё позволено.

    - Для Бога нет ни князя, ни раба, ни воина, ни пахаря, все мы - создание Божие. Мы разные в жизни, но в одном, в главном, мы все равны, все мы смертны. Раз человек родился, значит, он умрёт. И от этого нигде не скрыться. Бог это как солнце. Как ни закрывайся от него, оно есть. Бог - это как воздух, он везде, мы дышим им, без него задохнёмся, но его не видим.

    - Но живут же люди без твоего Бога.

    - Живут? Как? Разве это жизнь? Кругом жадность, зависть, мстительность. Но все равно Бог любит даже и таких грешников. Он создал человека, Он хочет его спасти. Но и человек должен хотеть этого, и надо торопиться. Ведь наша жизнь земная - искорка в ночи, а жизнь вечная - сияние солнца.

    - Да, - отвечал князь, - мы верим в загробную жизнь. Мы провожаем своих убитых и умерших с почётом, кладём в могилы, в курганы всё, что нужно: оружие, золото, одежды...

    - Как раз это совсем не нужно. Всё это сгниёт, изоржавеет, превратится в прах. Одно нужно - спасти безсмертную душу.

    Всё золото мира не стоит одной души. Подумай, князь, какие были великие государства в прежние времена, какие дворцы, олимпиады, где это всё?

    Слушал князь, внимал словам греческого философа, благодарил его, но всё-таки пока не выбрал никакой веры. Решил ждать возвращения послов.

     

    Вернулись послы. Нет, не пришлась им по душе никакая вера, кроме греческой, православной. «Где мы во время службы были, - рассказывали послы, - не знаем, на земле или на небе.. Велик Бог христианский!».

     

    И начали часы русской истории отсчитывать новое время.

     

    КРЕЩЕНИЕ КНЯЗЯ И ВЕНЧАНИЕ

    Казалось бы, чего проще: выбрали веру, зовите батюшек, объявляйте народу повеление князя. Тем более, власть его была непререкаемой. Но Владимир не хотел принимать веру, которая, как он думал, ставила бы его ниже византийских императоров. Он хотел, чтобы киевский престол был равен цареградскому. Послал в Константинополь требование императорам - отдайте мне в жёны сестру вашу Анну. Они воспротивились - как так: христианка пойдёт за многоженца и язычника.

    Есть предание, что греки вначале пошли на хитрость - привезли вместо Анны красивую девушку гречанку. Но обман открылся. Летописи рассказывают, что Владимир осадил войсками главный греческий город в Крыму - Херсонес. Греки сопротивлялись, но Владимир перекопал трубы, по которым шла в город вода и греки сдались. Он вновь повторил свои условия. Здесь, говорит летопись, Господь поразил Владимира слепотой. Когда плачущая и страдающая царевна Анна прибыла вместе со священниками в Херсонес, Владимир даже не смог её увидеть. Анна просила его немедленно окреститься. Свершился обряд Крещения. «Во Христа креститеся, - пели священники, - во Христа облекохтеся». Этот обряд и поныне сохранился. То есть, мы не только погружаемся в купель, не только надеваем на себя нательный крестик, но и освобождаемся от первородного греха и всю свою жизнь посвящаем служению Христу.

     

    Владимир прозрел и телесными очами, стал видеть, и душевными, то есть узрел свет Христов. Он сразу вернул грекам захваченный Херсонес, освободил их от уплаты дани. Был свершен обряд венчания рабов Божиих Владимира и Анны. И Анна стала первой и единственной законной женой князя Владимира. Именно она родила будущих страстотерпцев, первых русских святых Бориса и Глеба, любимых детей Владимира.

     

    НА РУССКОМ ИОРДАНЕ

    В Киеве появился первый митрополит, грек Михаил. С ним прибыли и греческие священники. Но уже стали появляться и русские священники. Они ходили по домам, рассказывали о вере православной. Конечно, людям было очень непросто отказаться от привычного почитания каменных и деревянных идолов-истуканов. Но что же эти «божества», вроде бы такие всесильные, напитавшиеся мясом и кровью, что же они не смогли даже самих себя защитить?.

    Владимир решительно приказал уничтожать места жертвоприношений, сносить идолов с постаментов и бросать их в Днепр. Главного идола Перуна тащили к берегу и били палками. Кому-то было и жаль его. Когда он поплыл по течению, некоторые бежали за ним и кричали: «Выдыбай (то есть выплыви), боже!». Верили, Перун вернётся, нет, он плыл и плыл как обыкновенное бревно.

    И вот - солнечное утро, начало августа. Первый Спас, как он именуется. Накануне было объявлено всем: такова воля князя и дружины его: быть всем в белых одеждах на берегу Днепра и притока его Почайны. Священники отслужили главную службу веры Православной - Литургию и приступили к Крещению. Мужчины и женщины с детьми на руках входили в воды русского Днепра, как первохристиане в воды евангельского Иордана, в котором Святое Крещение принял Иисус Христос.

    В великом умилении смотрел Владимир на обращающихся в христианство киевлян. Воздел руки к небесам и воскликнул:

    «Господи Боже! Призри с небес и виждь и посети виноград сей, его же (который) насадила десница (рука) Твоя!».

     

    ДЕСЯТИНА

    Прибыли из Византии искусные мастера каменных дел. Помощники из русских людей учились у них и оказались так способны и переимчивы, что скоро по всей Руси стали возводиться каменные храмы. Одним из первых вознёсся к небу Десятинный храм. Как раз у того места, где свершалось Крещение. И улица стала называться Крещатик. А деньги на строительство выделил из княжеской казны сам князь. Десятую часть. Он хотел и больше вложить денег, но митрополит Михаил сказал, что именно такая, десятая, часть от доходов, установлена издревле. Пожертвовать больше - расточительство, меньше - жадность. Десятую часть от своих доходов вносили на церкви и дружинники, и бояре, и купцы, и служивые люди. И бедные люди приносили свои копеечки. И с такой скоростью строились церковные здания, что уже в начале следующего, одиннадцатого века, размело ветром современники говорили, что в одном только Киеве свыше трехсот церквей. А по красоте сравнивали Киев с Константинополем и Римом.

    Начались паломничества в Иерусалим, на Святую Землю. Загорелись у Гроба Господня русские лампады.

    Владимир распорядился отдавать детей «в научение книжное». Великая польза есть в чтении книг и в письменности. Вначале школы были только при монастырях. Родители плакали, отдавая детей, но вскоре увидели, что дети их становятся умнее и лучше. Ведь, по тогдашнему убеждению, книги - это реки, напояющие (питающие) мудростью Вселенную.

    Вот не было письменности у половцев, у печенегов, у гуннов, и где теперь память о них, где их история? Всё занесло пылью веков.

     

    КНЯЖЕСКИЕ ЗАСТОЛЬЯ

    Любили предки наши праздники, общие застолья. И после Крещения застолья эти продолжались, но уже совсем иначе. Не было на них ни пьянства, ни объедания. Приходили на них с жёнами, с детьми. Христианство встало на защиту семьи и назвало её домашней церковью. С многоженством было покончено. Обязательной стала молитва перед трапезой и после неё. Во время застолий вслух читались Жития святых, уже переведённые с греческого на славянский. Ведь со времени пребывания в России учителей славянских святых Кирилла и Мефодия прошло больше ста лет, и грамотность становилась всеобщей. Уже начинался письменный период русской литературы.

    Но и устное народное творчество по-прежнему почиталось. Звучали песни, славящие подвиги предков. Все знали песни обрядовые, величальные. Трогательными были песни и сказания нищих-слепцов и калик перехожих, странников. Песни «Хождение Богородицы по мукам», «О храбром Егории», об Алексии - человеке Божием, выучивались наизусть. Всегда в застольях было желанным присутствие гусляров. Струны гусель, как говорится в «Слове о полку Игореве», рокотали, воздавая хвалу героям прошедших времён. Бывалые люди рассказывали «о свычаях и обычаях» в других странах.

    Нищелюбие князя было так велико, что он не только звал на княжеский двор всех: и старых и малых, и бедных и богатых, но и заботился о тех, кто по болезни не мог быть на пиру. Для них нагружали всякой снедью (продовольствием) телеги и развозили угощение по домам. А еды всяческой было море: мясо домашних и диких животных, птица, рыба всяческая, овощи, грибы, ягоды, напитки свои и заморские. Но приходил пост Великий или Рождественский, Успенский или Петровский и менялось богатое кушанье на простое, постное. Но и тут было немалое утешение: всяческие каши, кисели, кислые щи, грибы, квасы медовые, караваи пшеничного и ржаного хлеба, пироги рыбные и капустные. А на потеху детишкам сушёный изюм, орехи, сладкие полоски вяленой репы и сахарной свёклы, мочёные яблоки...

     

    К ПОСЛЕДНЕМУ ПРИЧАЛУ

    Русичи сравнивали жизнь каждого человека с плаванием по морю, морю житейскому. Даже и хоронили иногда в гробах, похожих на лодку. Да, в море, как в жизни всё бывает: и затишье, и непогода, и солнце, и тучи. Но сколько ни плавай, последней пристани не миновать. А где она будет, нам знать не дано.

    Корабль святого князя Владимира причалил в его любимом городке Берестове. Это недалеко от Киева. До этого князь долго болел. А заболел с горя, после кончины любимой жены Анны. Как будто она позвала его за собою. В это время любимые сыновья Борис и Глеб были в походах. Бояре хотели скрыть печальную новость и тело князя, завернувши в ковёр, ночью, тайно, привезли в Киев, в Десятинную церковь. Но разве скроешь такое огромное горестное событие. Плач и рыдание послышались во всей Русской земле.

    Пятьдесят семь лет, всего пятьдесят семь исполнилось ему. И был он из этого срока двадцать шесть лет язычником, а тридцать христианином.

    Осталось после него огромное государство. Но главное было в том, что люди этого государства стали христианами. То есть наполнились любовью друг к другу. К семье, к соседям.

    Имя Владимир всегда любили в России. Среди сонма (собрания) новомучеников Российских очень много пострадавших за Христа по имени Владимиров. В годы гонений на Православную церковь они погибли, сохраняя для нас Иисуса Христа. И были прославлены в наше время, в канун празднования Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году.

     

    Будем молиться святым Владимирам о спасении нашей любимой России. И всегда будем возносить благодарение Великому князю киевскому Владимиру. С него началась и им продолжается история христианства в нашей любимой России.

     

    На иллюстрации:
    "Крещение Руси". Михаил Шаньков. 2003. Холст, масло


    Возврат к списку



     


    a_b.jpg

    За веру православную

    Перейти к разделу

     

    Образование и воспитание

    Перейти к разделу

     

    Святая русь

    Перейти к разделу

    Современные проблемы

    Перейти к разделу

     

    Православный образ жизни

    Перейти к разделу

     

    Новости за рубежом

    Перейти к разделу

    Проповеди

    Перейти к разделу

     

    История церкви

    Перейти к разделу

     

    Русская история

    Перейти к разделу

     
      Карта сайта / Обратная связь
    Официальный сайт Международного общественного движения "ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ"
    Разработка и поддержка сайта ИТ-компания "Зебрус"
    Яндекс.Метрика
    Рейтинг@Mail.ru