Председатель комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина, обсуждая в ходе парламентских слушаний в Совете Федерации «Стратегию воспитания в РФ», сказала:
«В тексте многократно появляются термины "традиционные ценности", "духовность", "нравственные начала". Но чего нет? А что конечная цель, смысл воспитания? Не ошибусь, если скажу, что для любого родителя - в чем смысл воспитания? В преодолении эгоистических начал человеческой натуры».
«Стратегия развития воспитания в РФ» прошла общественное обсуждение с 15 января по 15 марта, напоминает
Regions.ru. Как отметил замглавы Минобрнауки РФ Вениамин Каганов, документ вызвал широкий отклик, поступило более 600 предложений. В дальнейшем его планируется доработать, окончательный вариант будет готов к началу лета.
Мизулина подчеркнула, что «именно эгоизм - антипод нравственности, об этом писал Шопенгауэр», и отметила, что в эгоизме причина безнравственного поведения: «Это выражается в наличии таких антинравственных ценностей, как ненависть, тщеславие, злоба, ревность, стяжательство, чревоугодие, жестокость, неуважение к людям, родителям, учителям».
Она добавила, что воспитание должно базироваться на человеколюбии. «Нам нужно четко отразить в «Стратегии...» справедливость и человеколюбие. Четко надо сказать: человеколюбие, в том числе милосердие, справедливость, - вот что основа нашего воспитания», - сказала депутат.
«Как бы вы прокомментировали слова Мизулиной? Как определили бы главную цель воспитания вы?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к протоиерею Сергию Рыбакову, доценту кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председателю отдела религиозного образования Рязанской епархии.
«Это очень секулярно-упрощенный подход, ведь эгоизм может по-разному пониматься – в частности, как сосредоточенность на себе, а это иногда полезно, а иногда и неполезно, потому что "возлюби ближнего, как самого себя"», - отметил священник.
По его словам, в этой стратегии нет четкого понимания духовности, а отсюда и нет цели воспитания. «На основе чего возможно воспитание? Однозначно на предъявлении идеального образа. Когда есть идеал, тогда есть к чему стремиться. Фраза Христа "будьте совершены, как Отец ваш небесный" - она не пустая, и ее четко продолжает дополнение апостола Павла: "Подражайте мне, как я подражал Христу". Таким образом, выстраивается целая иерархия идеальных образов – апостолов, преподобных, героев, государственных деятелей и т.д. Так что нужно ориентироваться на четкое предъявление идеального образа, который народ выбрал для себя и которому на протяжении тысяч лет поклоняется. Идеальный образ формирует систему нравственных и ценностных ориентиров, этических норм. Без этого воспитание невозможно. Иначе все ценности становятся абстрактными», - продолжил о. Сергий.
«Размыть все до уровня отдельной семьи или отдельного образовательного учреждения, то есть проигнорировать существование народов России - вот что делает современный вариант "Стратегии". А надо ставить конкретные задачи именно на государственном уровне, понимая, что внутрь человека никто не может войти, только Бог - и то "если отворят Мне дверь, тогда войду и буду вечерять". Государство не может определять именно внутреннее устроение каждого человека, но может заботиться об общих проверяемых и контролируемых процессах, которые в статистике дадут существенный результат», - добавил священник.
Он задается вопросом: Как сформулировать задачи «Стратегии»? «Как формирование этно-конфессиональого сознания, понимание своего народа, как совокупности прошлых поколений, настоящих и будущих. И мы в ответе за то, как будут жить наши дети и внуки. А как это сознание выражает себя? С помощью оценки исторических событий, заботясь о развитии своего языка. А такой задачи у нас в образовательных учреждениях не ставится. Ребенок не приобщается к коренному языку, не знает даже основ церковнославянского. Без этой конкретики вообще о воспитании нечего говорить», - подчеркнул о. Сергий.
«Эгоизм просто так не излечить, если не сформировать серьезной стержневой структуры сознания человека. Так что нынешнюю "Стратегию" надо выкинуть, собрать новую группу разработчиков и поручить им написание нового документа с чистого листа. И обязательно надо обозначать ответственные структуры: где будет ответственно министерство образования, министерство культуры, министерство информации и массовых коммуникаций и прочие. То есть надо расписывать, кто за что отвечает, иначе это пустая бумага, каковой ее сейчас и можно назвать», - заключил протоиерей Сергий Рыбаков