new_logo.png
 
 
 

 
 

Видео материалы



Все видео










Партнеры

srub8831.jpg amin8831.jpg fondab8831.jpg

Актуальные темы



    Возврат к списку

    Семейный ужин как лучшее время для образования детей. Материнские заметки.

    Семейный ужин как лучшее время для образования детей. Материнские заметки.

    Читать за столом что-нибудь душеполезное – обычное дело для монастыря. Все чинно сидят, едят. Тихо, конечно. Кто-то один стоит у аналоя и на весь трапезный зал читает жития святых, писания отцов Церкви… Но в семье это вроде бы никак невозможно. По крайней мере в такой, как моя, в большой семье с маленькими детьми. Старшим детям, положим, будет интересно что-то послушать за едой. Да и то недолго. А про младших и говорить не приходится. Ну неужели полуторагодовалый малыш, который рукой накладывает в ложку картофелину, пытается донести ее до места назначения, а потом плачет, когда картошка оказывается на полу, – неужели он позволит кому-то из своих сотрапезников слушать что бы то ни было?! И потом: кто будет читать? Кого лишить возможности поесть вместе со всеми? Кого заставить доедать остывший ужин в то время, когда остальные будут торопиться вовремя лечь спать, чтобы завтра идти в школу, на работу?.. 

    Все это нереально, из области фантастики. Может быть, когда дети вырастут или когда в доме появится прислуга, тогда получится? Если это вообще нужно, конечно. 

     *** 

    Святитель Иоанн Златоуст произносил свои знаменитые гомилии шестнадцать веков назад. Проповеди этого великого вселенского учителя и святителя удивительно легко применимы в любой эпохе, в любой культуре. И сегодня мы, жители российского мегаполиса XXI века, можем растить свою семью, православную семью, основываясь на учении этого отца Церкви. Обычно даже ничего адаптировать не приходится – надо только стараться, только пытаться. 

    Но иногда все же встречаются «бытовые мелочи» явно из ушедшей культуры и в словах Златоуста. При этом на этих «мелочах» вселенский учитель выстраивает важные и интересные поучения о том же воспитании детей. Так, святитель неоднократно, в самые разные периоды своей проповеднической деятельности, говорит об образовательном значении семейных ужинов. Это сильно, это красиво. Но казалось совершенно неприменимым к моей жизни, к жизни моей семьи. 

     *** 

    Вот что святитель Иоанн Златоуст говорит о совмещении трапезы и образования в семье. Сразу замечу, что никаких аналогий с пустынножителями он не приводит. Речь идет о самой обычной семье. 
    • «Нет ничего приятнее божественнаго учения. Послушай, что об нем говорит пророк: коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда и сота устом моим (Пс 118: 103). Этот сот полагай на вечерней трапезе, чтобы всю ее исполнить духовнаго веселия»[1]. 
    • В трактате «О воспитании детей» Златоуст предлагает родителям рассказывать ребенку сюжеты Священного Писания «в один вечер за трапезой»[2], затем на следующих трапезах «повторять пройденное». 
    • Святитель не раз заканчивает свою проповедь подобными словами: «Все это, возлюбленные, удержим в памяти и, возвратившись домой, предложим двоякую трапезу, одну из снедей, другую – из слышаннаго; муж пусть передает сказанное, а жена пусть учится; пусть слушают и дети, да и домочадцы пусть не будут лишены этого поучения... Итак, чтобы был какой-либо плод и вам, и нам, нам от учительства, а вам от слушания, пусть предлагается у вас вместе с телесною трапезою и духовная»[3]. 
    • Также и «обучение духовному пению» должно сопровождать трапезу. Златоуст призывает отцов, чтобы они «жен и детей учили петь такие песни... особенно за трапезою. Так как диавол строит козни большею частию во время пиршеств, при помощи упоения, пресыщения, непристойного смеха и душевного расслабления, то особенно тогда, и перед трапезою и после трапезы, нужно защищать себя от него оградою псалмов и, вставши из-за стола, вместе с женою и детьми воспевать Богу священные песни»[4]. В обучении пению и в самом пении участвует вся семья, под руководством отца поют жена и дети, и это является образовательным действием для всех участников. 
    Получается, что время общей трапезы в доме – это время образования, время пения духовных песнопений и обучения Священному Писанию. 

    В подобном «обучении за ужином» есть такая особенность. Это урок, вписанный в уклад жизни дома, встроенный в жизнь дома. Отец – учитель на этом уроке. Учит он тому, чему он сам, в свою очередь, был научен Церковью. Что интересно, форма урока-трапезы позволяет проводить обучение не «с кафедры», «сверху», но обучение беседой, «вместе», «рядом». 

     ***  

    Безусловно, ужин как время для общения используют многие семьи. Рассказывают, как прошел день, что случилось. Ужины, впрочем, как и обеды, и завтраки, устраивают дипломаты и бизнесмены, чиновники и массмедиа вовсе не для того, чтобы вкусно поесть, а именно для общения, для того, чтобы в неформальной обстановке обсудить что-то, договориться о чем-то, познакомиться и прийти к взаимопониманию. 

    Ужин, особенно праздничный, в человеческой культуре имеет именно социальное, сакральное и образовательное значение. Пиры в античности, с хорами и чтениями, выбором тем для бесед, брачные пиры, раннехристианские агапы – бесконечный список самых разных по значению и содержанию «священных ужинов и обедов» можно продолжить. 

    В нашей действительности вечерняя трапеза – ужин, единственный прием пищи за день, когда вся семья собирается вместе за общим столом. Только к ужину у всех детей заканчиваются всевозможные школьные и дополнительные занятия, только к ужину папа возвращается домой. Именно за ужином мы вместе, и уже никуда не торопимся. 

     *** 

    Петь молитвы хором, всем вместе перед едой, после еды легко и просто, это как раз обычное дело в церковной семье. А вот во время еды… Сели за стол – и что дальше? Душеполезные беседы? Как, о чем? Это все как-то должно само собой сложиться. По мысли Златоуста, папа может, конечно, пересказывать услышанное в храме. Но чаще всего мы бываем все вместе на богослужении, и пересказ не требуется. 

    Как же по завету святителя соединить телесную и духовную трапезу? Легко возникает ассоциация с тем самым монастырским чтением за столом. Преодолеть миллион препятствий и все-таки попытаться. 

    Если мы будем читать за столом жития святых, что-то из бесед отцов Церкви, современных авторов – безусловно, это будет духовная трапеза. Легко, понятно, не надо вымучивать специальные душеполезные темы. Но даже если обойти описанные технические трудности, приходится признать: родителям-то хорошо, а детям за что страдать? 

    Когда я была ребенком, мои родители иногда устраивали такие чтения за столом, по-монастырски. И вот, положа руку на сердце, быстро становилось скучно. Хочется что-то сказать, а нельзя перебивать папу, который читает. И ждешь, бесконечно долго ждешь, когда же, наконец, закончится это чтение. И еще: уже все тарелки пусты, и хочется бежать по своим детским делам, а надо дослушать, да еще и продолжать сидеть тихо. Пытка. 

    Мы с родителями часто бывали в монастырях, и нам, детям, много раз приходилось бывать на монастырских трапезах. Тогда монастыри только открывались, насельников было мало, и даже малышей могли посадить за стол вместе с монахами. Когда мне было восемь лет, я даже жила в одном скиту без семьи целых три дня. Слушать чтение за трапезой было тогда легко: это казалось одним из атрибутов эксклюзивной взрослой жизни. Да еще меня не одергивали постоянно, требуя тишины: матушка, которой меня поручили, была начальницей скита и сидела во главе стола, довольно далеко от меня. Поэтому можно было спокойно получать удовольствие от еды и одновременно слушать что-то. Как же сделать чтение за столом интересным и легким для моих детей, чтобы они ждали этого чтения, а не боялись его? Главное, как всегда, начать. И я начала читать за ужином. Начала я с того, что стала читать Великим постом. С новорожденным малышом на руках я сидела за общим столом, остальные дети и папа ели, я читала. Это было нетрудно. Малыш все равно не давал мне спокойно поесть. После чтения я передавала малыша мужу, а сама ужинала. 

    Потом мы периодически возвращались к чтению за столом. Например, накануне праздника нужно было рассказать старшим детям о празднуемом событии, но времени не было. Ужин – самое время, чтобы своими словами рассказать или почитать что-то детям. Мало-помалу чтение за ужином стало для нас не странной обузой, а обычным и ожидаемым делом. И хотя организация такой «образовательной трапезы» проходит у нас все-таки в тестовом режиме, и наверняка изменение обстоятельств повлечет за собой новые неожиданные особенности, все-таки уже можно сделать некоторые выводы из поставленного эксперимента. 

     Читать недолго.  

    Читать надо совсем немного. Один-два абзаца. Какое бы это ни было чтение, даже самый серьезный философско-богословский трактат, дети (по крайней мере с пяти до одиннадцати лет) достаточно внимательно слушают, когда я начинаю читать. И здесь главное – это вовремя остановиться. Если это поучение – того же святителя Иоанна Златоуста – вполне достаточно услышать одну определенную мысль. Если это повествование – патерик или отрывок из жития – хорошо остановиться на самом интересном месте, чтобы дети просили о продолжении. Дочитать можно будет, например, на ночь. Или рассказать продолжение своими словами. В таком случае чтение за столом окажется не только легким и интересным, но дети будут воспринимать его как подарок. Можно и дочитать до конца, но тогда это должно быть очень короткое житие. На две страницы текста максимум. 

    Это «короткое чтение» надо начинать сразу после того, как все сели за стол. Пока тарелки и стаканы наполнены, пока все жуют и, значит, молчат. Пока никому не понадобилось «еще компота», «добавки», пока не обнаруживается, что кто-то кого-то толкнул и у кого-то упала вилка. Даже годовалый малыш, который только учится есть, первые несколько минут достаточно увлечен ковырянием в своей тарелке и не требует к себе особенного внимания. К тому времени, как голод утолен и первые стаканы опустошены, лучше уже закончить. Конкретное время и количество прочитанного определяется опытным путем, зависит от возраста детей и особенностей их поведения. 

     Должно быть интересно.  

    Чтение должно быть интересно в первую очередь мне самой. Если для меня это скучно, это тягостный долг, который я по каким-то идеологическим соображениям взвалила на себя и на своих детей, то подобное отношение обязательно почувствуют и дети. Они очень чуткие в таких вопросах. Конечно, необязательно, что в этот конкретный день у меня появится непреодолимое желание почитать Феофана Затворника. Но если я люблю его творения, письма, например, то эта любовь обязательно «проснется» во время чтения. Проснется и разбудит меня саму от суеты прошедшего дня, от усталости, от уныния или, наоборот, излишнего возбуждения… Если я сама не буду радоваться такому чтению – постепенно обязательно найду повод и причину прекратить подобный эксперимент и такие «чтения за ужином» быстро прекратятся. 

     Что именно читать? 

    Выбор литературы для чтения за столом должен определяться задачей. Зачем мы вообще читаем? Чтобы одновременно с приемом пищи получить некую пользу «для души». Задать мыслям определенное направление. Научиться чему-то. Узнать что-то новое, относящееся к духовной жизни. Читаем то, что нам подходит, что близко, что требуется здесь и сейчас именно мне и моей семье. 

    Можно использовать что-то готовое. Скажем, мне понравился календарь с «мыслями на каждый день» преподобного Амвросия Оптинского. В таком случае эти самые мысли и можно читать за столом. Удобно – не надо ничего специально подбирать, календарь с закладочкой лежит на кухне. Или это может быть житие святого на сегодняшний день. К празднику можно читать специальное чтение именно для этого дня (например, из подборок, которые делает портал «Православие.Ru»). Старец Паисий Святогорец, митрополит Антоний Сурожский, отец Иоанн Крестьянкин или Клайв Льюис – выбор велик.  

    Если мы будем читать каждый день за ужином Ветхий Завет, историю Церкви – каждый день по небольшому сюжету – это будет частью настоящего религиозного образования для всей семьи. Постепенно, день за днем, месяц за месяцем мы «пройдем курс» церковной истории или другого выбранного «предмета». 

    Никто не ставит нам никаких рамок – сегодня мы можем прочитать что-то запланированное, а завтра зачитать детям какую-то мысль, которая встретилась в книге, в Интернете. Это будет повод поделиться с детьми, с супругом чем-то ценным, что я сама узнала сегодня, повод обсудить что-то важное. 

    Чтение за столом как педагогический метод.

    Обсуждение прочитанного может быть, собственно, самой важной частью «чтения за ужином». Если мы специально для застолья подобрали какое-то чтение, значит какая-то мысль показалась нам важной, интересной, близкой. Все это можно и нужно высказать здесь, сразу же, за столом. Дети могут выслушать молча, а могут и задавать вопросы, могут и рассказать что-то в связи с прочитанным или без видимой связи с ним. 

    Чтение за столом – это определенная тема для разговора за столом. Почти как на древнегреческих пирах, когда выбиралась тема для пиршественной беседы. Чтение определяет и вообще тон застольного разговора. Вряд ли после святителя Николая Сербского или «Луга духовного» последуют некрасивые анекдоты или обсуждение чужого грязного белья, вряд ли этот ужин закончится обжорством или пьянкой. По крайней мере к такому финалу будет труднее приползти. 

    Обсуждение прочитанного из церковной истории, например, также оказывается «повторением пройденного», закрепляет в памяти детей только что полученную информацию. Таким образом, ежедневный общесемейный ужин оказывается самым настоящим уроком, «духовно-нравственным просвещением» или «основами православной культуры» (название здесь роли не играет), потому что это – сама жизнь, это образование всех членов семьи, симпозиум, выстроенный по всем канонам образовательного процесса. 

     Подслушивание взрослых разговоров – тоже метод.

    Дети совсем не всегда бывают готовы к обсуждению прочитанного. Вытаскивать из них клещами «мнение» или «вопросы» бывает не только трудно, но и неправильно. Ребенок что-то услышал, и может быть, сейчас «в одно ухо влетело, в другое вылетело». И только потом цепь ассоциаций вернет его к «пройденной теме». Может быть, мысль будет долго созревать, и ребенок задаст свой вопрос только перед сном. А может быть, и не будет никакого вопроса… Гораздо легче обсуждать прочитанное не с детьми, а с мужем, тогда детям легче будет втянуться. Но часто дети не участвуют в разговоре родителей, а просто слушают. 

    Что может быть занятнее, чем иметь возможность беспрепятственно слушать взрослые разговоры за столом! Когда я была ребенком, мои родители часто принимали гостей, весьма интересных людей. Священники, художники, самые разные люди бывали у нас дома. Взрослые любят обсуждать свои взрослые дела без малышей. А вот за столом от нас было некуда деться. Взрослые говорили – мы слушали, впитывая каждое слово, многое запоминая на всю жизнь. Темы могли быть совсем не детскими – политика, богословие, философия, искусство. Застолье было единственной возможностью легально подслушать такие беседы. Если родители усадят перед собой ребенка и начнут говорить ему то же самое – ребенок будет скучать. А вот почему-то темы, никак не адресованные детям, заставляют детей держать ушки на макушке, любопытство достигает предельных высот. Сейчас я наблюдаю за своими детьми: иногда бывает так трудно привлечь их внимание к очередной «моральной» теме! Но стоит вполголоса начать обсуждать ту же самую тему с мужем – и старшие дети тут как тут, затаив дыхание… подслушивают «взрослый разговор». И если дети слушаются и уходят, когда мы не позволяем им слушать наш разговор, то в их повышенном интересе к остальным взрослым разговорам нет ничего «неприличного». Это нормально, это здорово, что мы интересны и важны своим детям. 

    Эту особенность (повышенное внимание детей к беседам, им не адресованным) можно легко использовать во время семейных ужинов. Часто я читаю что-то, например, из истории Церкви, а после чтения муж комментирует, уточняет, объясняет. Мне, а не детям. А дети слушают. Если малыши начинают шуметь, старшие сами их останавливают: тихо, мне не слышно, что папа говорит! Иногда я специально задаю мужу вопросы после чтения, чтобы его объяснение привлекло внимание детей к определенному аспекту услышанного, чтобы повторить что-то важное. Это становится традицией, значит, уже не требует никаких сверхусилий. 

     Когда же ужинать чтецу? 

    Этот вопрос меня серьезно беспокоил, когда я еще только собиралась когда-нибудь попробовать начать читать за столом. Но на практике все оказалось просто. Если это праздничный ужин, я стараюсь читать что-то настолько короткое, что моя порция не успевает даже остыть. А потом, обсуждая прочитанное, спокойно ужинаю вместе со всеми. 

    Ежедневные общесемейные ужины у нас посвящены более «длинным» чтениям. И это еще удобнее для меня. Когда я начала постепенно отлучать от груди младшего малыша, настала пора приводить в порядок свое здоровье, в том числе – свой вес, чтобы быть готовой к следующей беременности, да и вообще быть здоровой и красивой. Ведь мама, тем более многодетная, просто обязана следить за собой, за своим здоровьем ради любимого мужа, ради детей, которых уже дал и которых, может быть, еще даст Господь. А беременность с лишним весом – это и трудные роды, и дополнительная нагрузка на спину, на сердце, на ноги, особенно с варикозным расширением вен. 

    Многодетной беременно-кормящей маме не так уж трудно держать себя в форме, если, конечно, нет каких-то особенных заболеваний. И один из самых простых и действенных способов привести вес в норму – это, помимо активного образа жизни, просто не ужинать. Тем более, что я «сижу-дома-с-детьми» и полноценно питаюсь в течение всего дня. Но мой работающий «с-утра-до-вечера» муж и все дети, конечно, должны получить вкусный и сытный ужин. Поэтому бывает трудно удержаться от еды, ведь на ужин я стараюсь делать что-то особенное. 

    А теперь я читаю во время еды, и так просто не ужинать! Когда я заканчиваю чтение, почти все тарелки пусты, вся соблазняющая меня еда либо съедена, либо подстыла и уже соблазняет не так серьезно. Чтение за столом в этом случае – настоящая находка для такой худеющей мамы, как я. Ведь ужин – это время, когда вся семья собрана вместе, а раз я не ужинаю, что же остается? Делать домашние дела? Неправильно это – упускать возможность посидеть всем вместе за столом. Так чтение за ужином решило все проблемы. Правда, пока я еще не придумала, что делать, если Бог даст еще малыша. И для ночных кормлений мне придется обязательно ужинать. Тогда, наверное, как в первые наши великопостные чтения, буду читать с малышом на руках. Я уверена, все обязательно сложится само собой, как сложилось сейчас. 

     *** 

    Читать можно каждый день, за каждым ужином. А можно только один раз в неделю – по субботам, например, или за воскресным обедом, когда семья возвращается домой после Литургии. Это не так важно. Ведь главное вообще не чтение. Главное – сделать так, чтобы хоть раз в неделю трапеза соединяла всю семью за одним столом. Чтобы это было в радость – быть вместе, быть рядом. Чтобы этот общий стол объединял не только вкусной едой, но и общением. И чтобы это общение приносило «духовное веселье» и пользу всем, кто сидит за нашим столом. 

    Анна Сапрыкина

    Возврат к списку



     


    a_b.jpg

    За веру православную

    Перейти к разделу

     

    Образование и воспитание

    Перейти к разделу

     

    Святая русь

    Перейти к разделу

    Современные проблемы

    Перейти к разделу

     

    Православный образ жизни

    Перейти к разделу

     

    Новости за рубежом

    Перейти к разделу

    Проповеди

    Перейти к разделу

     

    История церкви

    Перейти к разделу

     

    Русская история

    Перейти к разделу

     
      Карта сайта / Обратная связь
    Официальный сайт Международного общественного движения "ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ"
    Разработка и поддержка сайта ИТ-компания "Зебрус"
    Яндекс.Метрика
    Рейтинг@Mail.ru