new_logo.png
 
 
 

 
 

Видео материалы



Все видео










Партнеры

srub8831.jpg amin8831.jpg fondab8831.jpg

Актуальные темы



    Возврат к списку

    «Дети-агрессоры – результат насилия»

    «Дети-агрессоры – результат насилия»

    Известные пастыри о проблеме травли в школах …

    Психолог, профессор факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, член-корреспондент РАО, руководитель Фонда Развития Интернет Галина Солдатова рассказала «Ленте.ру» о проблеме насилия и травли в школах, пишет Regions.ru.

    По ее словам, пострадать от травли может любой ученик, при этом зачастую отсутствуют какие-либо конкретные основания для агрессии. Повод может быть самым разным - чаще всего выбирают тех, кто отличается от других детей. При этом если в классе кого-то травят, например, по этническому признаку, значит, и в обществе в этом смысле что-то неладно. 

    Дети учатся быть безмолвными и равнодушными свидетелями насилия: «Вот, все это произошло, я не полез, и хорошо, что я это не сделал. А Вася полез, и ему тоже досталось». Потом из таких осторожных и равнодушных сторонних наблюдателей формируется общество. И многие родители это поддерживают: учат детей не лезть куда не надо, не ввязываться в непонятные ситуации и быть максимально осторожными. 

    Что агрессия в каком-то смысле становится нормой поведения современных школьников, говорят и следующие данные: «Каждый пятый ребенок — участник нашего опроса сказал, что он был жертвой травли, но обратите внимание: тех, кто считает себя агрессором, оказалось больше — каждый четвертый. Интересно, что дети не стесняются этого, ведь вопрос перед ними ставился прямой: «Ты сам кого-нибудь обижал, толкал, мучил, травил? Причем делал ли ты это неоднократно?» Каждый четвертый ответил «да». Могли бы и устыдиться, не признаваться, но нет», - рассказала Солдатова. 

    «Опыт показывает: наказания за травлю неэффективны и часто приводят к обратному результату. Даже с агрессором нельзя бесцеремонно обращаться и применять карательные санкции, хотя всегда проще авторитетно сказать, что так делать нельзя, и наказать негодника. А ведь бывает, что ребенок приходит даже к директору и говорит: «Я не могу так жить». И я знаю случаи, когда директор, не видя возможности решить эту проблему, ему отвечал: «Либо терпи, либо уходи из школы». Обидчики могут быть влиятельными, такими, с которыми сами учителя справиться не могут и боятся любым контрдействием усугубить ситуацию», - говорит она. 

    «Сталкивались ли вы или ваши дети с травлей в школах? Как с нею можно бороться?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям. 

    Протоиерей Максим Первозванский, лирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», отметил, что «выраженная агрессия может быть не только в школе, но и в других замкнутых коллективах. В учебном заведении ситуацию контролирует преподаватель, - от него зависит, будут ли травить ребенка. И травля должна быть реальной, потому что одно дело, когда пятиклассники потолкались и разошлись, а другое дело, когда шпыняют, бьют, публично обзывают, унижают, то есть жертва испытывает реальное телесное или психологическое насилие. Учитель вполне в состоянии это регулировать, как минимум до старшей школы». 

    «Агрессия - следствие недоработки руководства, - считает он. - Авторитета учителя и его способности показательным образом пресечь травлю вполне хватает. Учитель не может заставить детский коллектив принять ребенка, который им не нравится, но во всяком случае, наказав виновников, может навсегда прекратить это дело. У него есть все административные рычаги». 

    «Если конкретный родитель будет защищать своего виновного отпрыска, то сообщество всегда против таких проявлений, но если вынести вопрос на родительское собрание, можно много чего добиться. Поэтому проблему травли детей в школах надо решать на административном уровне», - заключил отец Максим.

    Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, согласен, что «детской жестокости очень много. И здесь главное бороться не со следствием, а с причинами. Откуда в обществе эти тенденции? К сожалению, вектор развития нашего общества как раз и показывает нам источник агрессии – культ превосходства, благополучия, власти, денег. Человек могущественный, то есть имеющий деньги и власть, имеет право превосходить даже закон. Все это отражается и на детях». 

    «В такой среде слабый человек становится жертвой, а мы знаем, что в нашем обществе жертва бесправна. И ведь сейчас закон смягчает даже статью за хулиганство. Неудивительно, что все доходит и до школы. Неслучайно в наши дни многие люди ищут альтернативу и вообще не хотят отдавать детей в школы, переходя на домашнее обучение или разыскивая частную школу. Изменить ситуацию трудно, потому что дух времени такой. И пока у нас в обществе не будут процветать принципы добра, справедливости, нравственности, совести, которые должны воспарить над низменными страстями, ничего не изменится. Но где взять силы и кто будет это проповедовать? – вопрошает он. - Тут не последнюю роль играет Церковь, но ее не пускают в школу». 

    «Воспитать ребенка – самая трудная работа в жизни, - подчеркнул пастырь. - И подвергать свое будущее насилию преступно, иначе пожнем страшные плоды».

    Протоиерей Георгий Кожеватов, клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске, сказал: «Получается, у нас порочное общество. Дьявольская сила настраивает людей – деградировать легче, чем стремиться к чему-то хорошему. Меня в школе тоже травили, когда мы переехали из одного населенного пункта в другой и я пошел в другое учебное заведение. Я был там как белая ворона. Но ничего, это способствует размышлению о жизни - хотя я три года ходил как на каторгу». 

    «Как можно влиять на эту ситуацию? – задается он вопросом. - Только с Божьей помощью, - и начинать, конечно, нужно с себя и своей семьи. А у нас семья разрушена. Преемственность поколений давно потеряна. Я заметил: как только отвлекусь на что-то (например, сяду смотреть телевизор вместо того, чтобы побыть вместе с детьми), у меня возникает такое чувство, что это время потеряно безвозвратно. А знаете, что теряешь? Часть жизни. Все сейчас сидят, уткнувшись в телевизоры, телефоны, смартфоны – а жизнь-то проходит мимо. Никому ни до кого нет дела. Никто не размышляет ни о Христе, ни о спасении, ни о смерти, ни о благородстве. Каждый думает, как бы комфортнее жить». 

    «В нас давно зреет равнодушие: кого-то обижают, а мы проходим мимо, - посетовал отец Георгий. - Но в следующий раз обидеть могут нас. Это все от безнравственности, бездуховности. В нас не воспитывают благородство, достоинство – об этом нигде не говорится. И это в первую очередь вина родителей».

    Священник Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова, признался: «Меня в школе дразнили "попенком". Это было в 80-х годах. Но тяжелого впечатления у меня не осталось. У меня есть знакомые дети, которых травили потому, что они из многодетных семей. Были нападки и по поводу их христианского поведения». 

    «Мне кажется, - продолжил он, - это свидетельствует о двух вещах. Первое - отсутствие культуры. В обществе не воспитывается нормальное отношение к другим людям. Я плохо представляю себе, чтобы образованный культурный ребенок, в котором воспитывают уважение к другим, кого-то травил. Дело, конечно, не только во влиянии родителей, но и в отсутствии общей культуры, примеров доброго отношения - например, по телевидению. У нас нет добрых подростковых фильмов. В западных герои делятся на "монстров" и "супергероев". А где нормальные добрые школьные отношения?» 

    «И второе – отсутствие должного контроля и наказания. Ребенок, который так себя ведет, знает: из школы его не выгонят. Почему учитель боится трогать такого ученика? Потому что скорее из школы выгонят учителя. Ребенок сможет мстить и ему, и директору, и его никто за это не накажет, к ответу не призовет. И это проблема не одной школы. Это общая ситуация. Знал бы ребенок, что ему грозит наказание, так бы себя не вел. Так что это комплексная проблема, и решать ее нужно и воспитательными, и карательными мерами», - убежден отец Стефан.

    Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», сказал: «Да, со мной это случалось - давно, еще в советские времена. Но во все времена школьник, чем-то отличающийся от всего остального коллектива, испытывается на прочность. Думаю, вряд ли это можно исправить какими-то административными мерами – дети всегда найдут возможность "ущипнуть" своего одноклассника, продемонстрировать свое отношение к нему таким образом, что отследить это на административном уровне будет невозможно. Нельзя принять какой-то закон или правила, которые позволят отличающемуся от других детей ребенку чувствовать себя комфортно. Это детская среда, и думаю, такое (или другое) соперничество заложено в ребенке. Иногда такая конкуренция бывает даже полезна, хотя и болезненна – это некий этап становления личности. Вырастая, мы, наверное, должны приобретать более толстую шкуру. Я помню, что это было очень непросто – но полезно». 

    «Иногда родителям или преподавателям вовсе не следует вмешиваться в ситуацию, ибо их вмешательство окажется контрпродуктивным. Сами дети этого не хотят, так как предвидят еще большие издевки одноклассников. Очень важно, чтобы у ребенка, который подвергается таким испытаниям, был некий положительный ресурс. Его, в первую очередь, обеспечивает семья. Если ребенок убежден: у него есть место, где его любят, хорошо к нему относятся, он перенесет трудности, и выйдет из ситуации закаленным. В этом смысле религия – неоценимое благо. Религиозный ребенок знает, что можно молиться, причащаться; испытания укрепят его дух. По собственному опыту скажу: молитва в детстве очень помогала мне пережить испытания и преодолеть трудности», - заключил отец Михаил.

    Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, задался вопросом: «Как бороться с травлей в школе? Главное - не молчать. Родители - большая сила, они могут изменить климат в школе. Мне кажется, в таких ситуациях нужно поднимать других неравнодушных родителей, и говорить: "Нам не все равно, в какой школе учатся наши дети"». 

    «Что касается агрессоров - не всякая жертва может им стать, но любой агрессор – всегда жертва в прошлом. Значит, у нас очень много насилия - в том числе в семье. Дети-агрессоры – результат насилия, перенесенных травм. Думаю, с их семьями тоже нужно работать, выяснять, почему дети в них растут как звереныши. В нормальной, благополучной семье этому нет места. А потом, к сожалению, это транслируется на последующие поколения», - посетовал пастырь.


    Возврат к списку



     


    a_b.jpg

    За веру православную

    Перейти к разделу

     

    Образование и воспитание

    Перейти к разделу

     

    Святая русь

    Перейти к разделу

    Современные проблемы

    Перейти к разделу

     

    Православный образ жизни

    Перейти к разделу

     

    Новости за рубежом

    Перейти к разделу

    Проповеди

    Перейти к разделу

     

    История церкви

    Перейти к разделу

     

    Русская история

    Перейти к разделу

     
      Карта сайта / Обратная связь
    Официальный сайт Международного общественного движения "ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ"
    Разработка и поддержка сайта ИТ-компания "Зебрус"
    Яндекс.Метрика
    Рейтинг@Mail.ru