new_logo.png
 
 
 

 
 

Видео материалы



Все видео










Партнеры

srub8831.jpg amin8831.jpg fondab8831.jpg

Актуальные темы



    Возврат к списку

    Зачем делить общество на худых и толстых, высоких и низких?

    Зачем делить общество на худых и толстых, высоких и низких?

    Известные пастыри о предложении проводить в школах уроки толерантности к людям с избыточным весом …

    В школах предлагают проводить уроки толерантности к людям с избыточным весом, пишет Regions.ru.

    «В школьной среде травля детей с лишним весом — обычное явление, — сказано в обращении главы Российского клуба толстяков Сергея Назарова руководителю Департамента образования Москвы. — Одноклассники могут доводить такого ребенка до слез, до нервного срыва, до депрессии. Не все они знают и понимают, что толстый ребенок обычно сам нисколько не виноват в том, что он толстый. У него может быть заболевание, которое стало причиной набора веса, или нарушенный обмен веществ».

    Как отмечает Сергей Назаров, учителю сложно пресечь все оскорбляющие действия учеников по отношению к толстому ребенку: что-то может быть сказано шепотом, что-то – написано на бумажке. «При этом сам ребенок может получить психологическую травму на всю жизнь даже от одного обидного слова», — сказано в обращении.

    Далее в обращении Сергея Назарова приводятся данные НИИ питания: ожирением страдает каждый пятый россиянин. «Очевидно, что уже в садах и школах нужно рассказывать детям о том, каковы могут быть причины набора веса, чтобы они знали, как этого избежать, — говорится в письме. — Кроме того, нужно формировать толерантное отношение к людям с лишним весом».

    Сергей Назаров просит главу департамента образования Исаака Калину «рассмотреть вопрос об организации специальных занятий в школах». Диетологи и психологи (это могут быть и штатные школьные психологи) рассказывали бы, почему у человека может быть лишний вес и как важно толерантно относиться к таким товарищам. «Также прошу рассмотреть идею о создании — возможно, в качестве эксперимента — в Москве отдельных школ для детей с лишним весом, — говорится в обращении. — Сейчас есть школы для детей с инвалидностью — они учитывают потребности именно детей-инвалидов. В школах для детей с лишним весом также были бы более подходящие для них условия, например, уроки физкультуры были бы адаптированы специально для них. Нередко толстые дети вообще не ходят на физкультуру в обычных школах, потому что стесняются своего вида и не могут выполнить некоторые упражнения. В таких школах дети были бы защищены от нападок и придирок».

    Главный внештатный специалист-диетолог Минздрава России Виктор Тутельян рассказал газете «Известия», что 9% детей в России имеют ожирение, еще 11% — избыточную массу тела. При таких расчетах учитывается индекс массы тела. Чтобы вычислить этот индекс, нужно вес поделить на рост «в квадрате» — например, если человек весит 70 кг, а его рост — 1,7 м, индекс массы тела будет равен 24,2. Если индекс от 18 до 25 — вес нормальный. Если от 25 до 30 — избыточный, а если больше 30 — это уже считается ожирением.

    Виктор Тутельян отметил, что поддразнивания в некоторых случаях могут быть и полезны — они заставят толстого ребенка задуматься о том, что с ним что-то не так. При этом, по словам эксперта, такой ребенок будет страдать без вины – даже если он питается неправильно и ведет малоподвижный образ жизни, в этом виноваты его родители. Число россиян с избыточным весом с каждым годом растет: в 2005-м ожирением страдали 23%, в 2012-м — 25,3%, сейчас — 26% (данные НИИ питания). При этом, согласно данным американского исследовательского центра Social Progress Imperative, Россия занимает 30-е место в мировом рейтинге по ожирению. Лидером стал Кувейт (42,8% жителей имеют ожирение). Далее идут Саудовская Аравия (35,2%), Белиз (34,9%), Египет (34,6%), Иордания (34,3%). США оказались на 11-м месте (31,8%).

    «Как бы вы прокомментировали обращение Сергея Назарова? Возможно ли сделать детские коллективы менее жестокими? Как воспитать доброе отношение к окружающим? Помогут ли здесь "уроки толерантности" или спецшколы для всех, кто чем-нибудь отличается от среднего школьника?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

    Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, отметил, что «у нас по каждому поводу хотят создавать какие-то отдельные курсы, программы, уроки. И этого становится все больше и больше, что превращает образование из процесса получения знаний в нечто расплывчатое и несуразное. То собираются учить всех экономике, то юриспруденции, то толерантности по половому признаку, по расовому, теперь к лишнему весу…»

    Он напомнил, что «в простой советской школе были толстячки, которых иногда дразнили. Но не скажу, что они очень обижались, не было серьезной проблемы. На все случаи жизни невозможно запастись уроками. А самое главное, что у нас нет правильного воспитания, где отношение человека к человеку основано на принципе "возлюби ближнего своего, как самого себя". Как только учителя показывают пример такого отношения, как и родители в семье, проблема снимается».

    «Так что надо больше изучать православную культуру, начиная с раннего возраста, - призвал пастырь. - Для этого надо воспитывать учителей, создавать духовную атмосферу, не бояться, что дети будут общаться с духовенством традиционных конфессий, и в первую очередь с Православием. А то у нас пугаются всего, что полезно. И, обжегшись на молоке, начинают дуть на воду, придумывать всевозможные способы, чем это компенсировать, а так как компенсации с помощью духовности не хотят, то начинается раздробление образования на множество несуразных и мелких затей. Поэтому надо в первую очередь полагать в основу образования нравственность, и тогда отношение к немного не таким детям и вообще людям не будет проблемой».

    Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», считает, что не нужно создавать отдельные школы для детей с избыточным весом. «Конечно, такие дети могут страдать в коллективе, и порой сильно, - полагает он. - Но таковы уж особенности взаимоотношения детей – они испытывают друг друга на прочность. Это неотъемлемая часть детства. Думаю, если запретят "испытывать на прочность" детей с лишним весом, будут дразнить за что-нибудь другое. Да и то, что запрещено в школе, можно легко делать за ее пределами».

    «Я согласен: уроки толерантности - дело хорошее. Но почему бы нам не говорить "терпимость"? – предложил отец Михаил. - Это хорошее русское слово. Так вот, терпимость, конечно, дело нужное - и не только по отношению к толстякам, но и вообще к людям, которые отличаются друг от друга. Но дети в школе все-таки, как правило, проходят через те или иные испытания, и если лишить их этого, впоследствии-то все равно никто не оградит от таких трудностей. Так что какая–то «прививка» все же необходима, хотя я согласен: в некоторых случаях ребенок попросту задразнивают».

    «Если же вводить такие уроки, даже те, кто раньше не обращал внимания на избыточный вес сверстников, в результате такого навязчивого отношения к ним, наоборот, начнут обращать на это внимание, и, так или иначе, найдут способ уязвить толстяка или кого-то другого, кто от них отличается», - заключил пастырь.

    Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, сказал: «Создавать для таких детей отдельные школы – по сути, дискриминация. У нас уже был период, когда детей с особыми нуждами и проблемами помещали в спецшколы. Сейчас мы постепенно преодолеваем это, возвращая их в обычные».

    «А что касается уроков толерантности – они должны быть, но не только для формирования правильного отношения к людям с излишним весом. Не нужно специально проводить уроки толерантности к имеющим избыточный вес, незрячим, не слышащим, к людям с нарушением опорно-двигательного аппарата, к старикам, представителям других народностей. Нужно просто объяснять, что все люди - особенные, и ко всем нужно относиться без пренебрежения и высокомерия, побеждая в себе чувство превосходства. Нужно, чтобы дети в каждом видели человека», - пояснил отец Петр.

    «К сожалению, - посетовал он, - в кино, литературе сейчас преобладает положительное отношение к внешне привлекательным персонажам. Главный герой может быть злодеем, но красивым, и это становится основным критерием, что неправильно. В нашей в христианской, православной культуре было другое отношение к людям: в ней находилось место блаженным, юродивым, которых народ любил. И в наших сказках главным героем не всегда был самый умный и сильный, а часто наоборот: Иванушка-дурачок. Думаю, нужно возвращаться к нашим традициям, понимая: человека встречают по одежке, а провожают по качествам души. Главное - научиться ценить их».

    Иерей Андрей Михалев, астоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, полагает, что «кому-то толстый ученик не угодит, а кому- то тот, у которого большие уши. Получается, нужно открывать отдельные школы для лопоухих? Что ж мы, тучных спасем, а с остальными как быть?»

    «Вообще меня такие предложения удивляют, - признался он. - Взрослые вроде люди, а занимаются глупостями. Дело же не в этом. В наших школах отсутствует воспитательная составляющая, и это сказывается на всем. Детьми никто не занимается. Нужно возвращать хорошо зарекомендовавшую себя советскую систему воспитания. Я помню, как в школе моих провинившихся одноклассников вызвали на линейку. Это был такой позор! У виновника горели уши, когда его "отчитывали" директор и завуч. А сейчас никому до этого дела нет. Кстати, в нашем классе учились несколько детей с лишним весом, но над ними никто не издевался».

    «Сейчас в школах обсуждают не только детей с лишним весом, но и тех, у кого модель телефона старая, одежда немодная – такие дети тоже подвергаются нападкам. Но для всех них отдельные школы не создашь, иначе мы превратим страну в концлагерь. Нужно учить детей добру, рассказывать, что есть Господь, и не в этой жизни, так в вечности придется отвечать за безнравственные поступки. Подключать к воспитательной работе средства массовой информации», - призвал отец Андрей.

    «И еще хотелось бы, чтобы чиновники от образования понимали суть своей работы – создается впечатление, что некоторые из них видят жизнь только из окна автомобиля», - заключил пастырь.

    Священник Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное, считает предложение Назарова абсурдным. «Рассказывать детям о лишнем весе и связанном с этим проблемах не следует вот по какой причине: любой такой разговор при наличии самой проблемы приведет к тому, что школьник, который склонен к полноте, будет этого стыдиться, - пояснил он. - Представим: в класс, где есть полная девочка, приходит психолог и начинает говорить об избыточном весе. Эта милая девочка чувствует, что говорят о ней, и переживает. Она ощущает себя не в своей тарелке».

    «Другое дело, - отметил отец Михаил, - если собрать склонных к полноте школьников, желательно близких по возрасту, и организовать для них психологическую помощь - чтобы помочь избавиться от комплексов. Это дорогого стоит. Либо организовать встречи со школьниками, в классе которых нет склонных к полноте детей - чтобы не накалять атмосферу».

    «Идея с созданием спецшкол для полных детей мне тоже кажется неудачной: эти дети такие же, как все остальные, просто с другой массой тела. Кто-то переживает (особенно мальчики) из-за худобы. Давайте тогда организуем школы для полных, школы для худых и для обыкновенных... Разделение людей по весу само по себе ненормально. Мне кажется, делать ничего не нужно. Следует решать проблемы по мере их поступления. Есть в классе есть конфликтная ситуация между детьми, ее нужно разрешать. Нет - зачем высасывать проблему из пальца?» - вопрошает пастырь.

    Священник Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова, уверен, что отдельная школа в таких ситуациях не поможет. «Дети должны учиться жить в обществе - для меня это очевидно, - подчеркнул он. - И специальные уроки тоже не нужны. У нас пытаются какими-то внешними мерами исправить то, что должно строиться по-другому с самого начала - воспитание. Если общество сегодня жестокое, никакой воспитательной работы не ведется (даже о христианстве в школе рассказать толком нельзя), одним уроком толерантности ситуацию не исправить. Вслед за главой Российского клуба толстяков может выступить глава Союза рыжих или очень высоких, или напротив, маленького роста. И мы должны будем в связи с каждым человеком, который внешне не так выглядит, проводить урок толерантности? Мне кажется, это очень странно».

    «Дело в том, что в обществе нет доброго отношения друг к другу, оно жестокое. И никакими полумерами здесь не обойтись. Начинать менять ситуацию нужно с воспитания родителей, общества в целом, с информационной политики. Мы знаем: сегодня у телевидения огромные возможности влияния. В общем, необходим комплекс мер, тогда и дети будут другими», - заключил отец Стефан.

    Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, считает инициативу Назарова весьма странной. «Давайте тогда все общество разделим на худых и толстых, высоких и низких, блондинов и брюнетов, кареглазых и сероглазых, и прочих - и для каждой группы будем проводить урок толерантности, - иронично предложил он. - И главное, каждый раз будут возникать новые поводы, чтобы выделить очередную группу детей и проводить в отношении них эти уроки…»

    «Понятно, что среди нас всегда были, есть и будут люди, которые чем-то отличаются и не вписываются в усредненный образ. Но как раз когда мы начинаем говорить о них отдельно, это и выделяет их в особую группу, закрепляет их отличие. Может быть, не стоит вообще акцентировать на отличиях внимание?» - предложил отец Иоанн.

    «А все остальное - это вопрос общего воспитания, семейного, - полагает он. - Например, в семье, где есть ребенок-инвалид, родители же воспитывают остальных братьев и сестер в правильном отношении к этому ребенку. И потом мне очень не нравится слово "толерантность". Пропаганда добра и отношения к окружающим должна быть, но выделять как-то специально отдельные группы? Мне кажется, будет противоположный эффект. В школе должно быть воспитание со стороны учителей, они должны объяснять детям, как правильно относиться к необычным одноклассникам, если их дома не научили».

    «А проблема травли существует, но ее надо решать для каждого конкретного случая и коллектива. Не думаю, что специальные программы или уроки помогут этого избежать. Решим одну проблему, наткнемся на другую. Это слишком широкая задача, которую не стоит сводить только к толстым и тонким», - заключил священник.


    Возврат к списку



     


    a_b.jpg

    За веру православную

    Перейти к разделу

     

    Образование и воспитание

    Перейти к разделу

     

    Святая русь

    Перейти к разделу

    Современные проблемы

    Перейти к разделу

     

    Православный образ жизни

    Перейти к разделу

     

    Новости за рубежом

    Перейти к разделу

    Проповеди

    Перейти к разделу

     

    История церкви

    Перейти к разделу

     

    Русская история

    Перейти к разделу

     
      Карта сайта / Обратная связь
    Официальный сайт Международного общественного движения "ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ"
    Разработка и поддержка сайта ИТ-компания "Зебрус"
    Яндекс.Метрика
    Рейтинг@Mail.ru