new_logo.png
 
 
 

 
 

Видео материалы



Все видео










Партнеры

srub8831.jpg amin8831.jpg fondab8831.jpg

Актуальные темы



    Возврат к списку

    Иерей Валерий Буланников: «Человек должен максимально приготовиться к принятию Причастия»

    Иерей Валерий Буланников: «Человек должен максимально приготовиться к принятию Причастия»

    Известный священник о Таинстве Святой Евхаристии и о том, как часто следует причащаться мирянам …

    Сегодня, в Великий Четверг, о значении Таинства Святой Евхаристии и о практике причащения для мирян рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный священник, клирик храма Святителя Николая в Отрадном (г.Москва) иерей Валерий Буланников .

    Безусловно, центром церковной жизни является Евхаристия, то есть благодарение Бога и причащение Его святых Тела и Крови. Это, собственно говоря, и есть Церковь. Евхаристия - это рождение Церкви как общины Христовой, которая приобщилась Господу через его преображенныe Плоть и Кровь. Это основа единения человека с Богом, абсолютная и незыблемая. Там, где происходит попытка подменить это понятие единения с Богом, разрушается Церковь. Типичный пример - протестантская церковь: там Тело и Кровь Христовы не являются таковыми, а являются лишь символами.

    Символ не может слить человека с Богом - это будет условность. Заповеданное Христом на Тайной вечере причащение Его Тела и Крови - исторический факт. Через исполнение христианами этой заповеди Христа - через принятие Его Тела и Крови - мы соединяемся с Богом. Это аксиома, которую всегда отстаивали святые отцы, отстаивала Церковь. Как сказал апостол Павел: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» . Мы должны понимать, что для нас это - абсолютные ценности, абсолютное значение. Через это мы соединяемся с Богом. Без этого нет спасения.

    Спастись самостоятельно человек не может. До Христа было множество праведников, но никто из них спастись самостоятельно не мог, потому что грех имел свою силу. Тело и Кровь Христовы имеют очищающее онтологическое значение - они смывают все грехи.

    Безусловно, человек должен максимально приготовиться к принятию Причастия, то есть молиться, поститься и исповедоваться. Необходимо приложить максимальное усилие, чтобы подготовиться к принятию Бога и выполнить хотя бы минимум, иначе наше причастие будет нам в осуждение.

    Что касается практики причащения, то здесь есть два варианта. Первый вариант - это древняя практика, когда причащались все практически каждый день. Поэтом это потихоньку отодвинулось: причащение стало реже и реже. Уже Иоанн Златоуст сокрушался, что его современники даже на Пасху не причащаются. Это, конечно же, сказывалось плохо на духовной жизни каждого конкретного человека и Церкви вообще. У нас тоже был такой печальный опыт. Во времена Петра Первого была введена практика официального обязательного ежегодного причащения. И многие решили, что раз официально узаконено причастие один раз в год, то оно является достаточным. Этот вывод абсолютно неправильный.

    В году 365 дней, каждый день мы согрешаем, если не делом, то словом или мыслию. Все эти грехи, которые носит на себе человек, гнетут его, мешают ему духовно укрепляться. Грехи, особенно мелкие, забываются и накапливаются. Единственный способ от них очиститься - чаще исповедоваться и причащаться.

    Частота причастия зависит от духовной готовности самого человека. Если человек приходит и небрежно заявляет, что в чем-то там, наверное, виновен, то хочется такому сказать: «Милая (или милый), подумай о своих грехах по-настоящему и тогда приходи причащаться». Сакральная сущность от такого «причастника» ускользает.

    Надо понимать, что отношения Бога и человека - это не игра в одни ворота. Не только Господь дает нам, но и мы что-то должны отдать Ему. Мы должны мистически приготовиться к этому Таинству, как готовились апостолы, как готовилась ранняя Церковь: каясь в грехах и прося Господа Его силой изменить нашу жизнь. Тогда начинается синергия - сотрудничество Бога и человека в деле спасения человека, когда Господь ведет человека к спасению, но и человек участвует в деле собственного спасения. Это очень важный момент. Если человек прилагает усилия, но ему не хватает в одном случае моральных сил, в другом - физических, то именно исходя из этого, нужно назначать частоту причащения.

    Я считаю, что если человек причащается раз в месяц, то это уже неплохо. Серафим Саровский считал, что нужно обязательно причащаться каждый двунадесятый праздник и каждый пост - что и получается примерно раз в три недели. То есть для современного христианина, стремящегося жить с Господом, причастие раз в две-три недели - это вполне подходящая норма. Чаще - это уже вопрос другой, зависящий от того, насколько человек духовно готов. Потому что это может привести к небрежению Таинством, привыканию к нему. Очень много тут зависит от духовника, от того, как он следит за духовной жизнью человека. От того, насколько сам человек стремится быть с Господом.

    Часто прихожане говорят, что у них «душа требует» причаститься. Но так нельзя, душа неизвестно чего может потребовать. Все-таки есть определенные правила, которые нужно исполнять. Если человек стремится к по-настоящему глубокой церковной жизни, хотя он согрешает и падает, но все же стремится, то можно причащаться почаще. По моему мнению, частое причащение вполне допустимо, но меру эту должен определить духовник.

    Повторюсь, что причастие - это вещь мистическая. Сама Тайная Вечеря - это таинственное, мистическое соединение с Богом. Человек, причащаясь Крови и Тела Господа, должен относиться к этому с трепетом, и тогда принятие Святых Христовых Таин будет шагом вперед в духовном развитии. Нельзя спастись механически. Каждый шаг к спасению должен быть прочувствован, осознан.

    Попытка разработать единое для всех правило к причастию нивелирует мистическую сторону участия в Крови и Теле Христовых. Жестких правил здесь нет, но все святые стремились причащаться чаще.

    Тут еще один важный момент. Мир напитан грехом - это факт. Если мы это понимаем, то понимаем свою немощь и стараемся от этого греха всячески освободится. Безусловно, частое причастие в этом очень помогает. Я знаю много случаев, когда люди впадали в тяжкие грехи, но потом приходили, каялись, и я требовал, чтобы они вели более глубокую, духовную жизнь, и это помогало. Человек освобождался от пагубной привязанности, тяжкого греха. Это случается, но для этого нужны усилия.

    В Церкви нужно искать не только помощи Божией, в Церкви нужно искать единения с Богом. Это смысл Христианства - единение с Богом. Этот путь непростой и долгий, но его нужно пройти, и роль духовника в этом очень важна. Мы так погрязли в грехах, что без помощи Божией их не замечаем.

    Мы живем не в ранние христианские века и даже не во времена Святой Руси, и даже не в XIX веке, хотя и тогда многое из духовности было утеряно, но оставалась внешняя форма. Но тогда не было такого разгула греха, который творится сейчас. Например, в фильме «Жила-была одна баба» рассказывается о страшных сценах дореволюционной жизни - я уверен что это, мягко сказать, - преувеличение и во многом ложь. Подобные сцены могли быть редчайшим исключением, а когда это преподносится как факты ежедневного быта - это клевета на русскую жизнь.

    Возврат к списку



     


    a_b.jpg

    За веру православную

    Перейти к разделу

     

    Образование и воспитание

    Перейти к разделу

     

    Святая русь

    Перейти к разделу

    Современные проблемы

    Перейти к разделу

     

    Православный образ жизни

    Перейти к разделу

     

    Новости за рубежом

    Перейти к разделу

    Проповеди

    Перейти к разделу

     

    История церкви

    Перейти к разделу

     

    Русская история

    Перейти к разделу

     
      Карта сайта / Обратная связь
    Официальный сайт Международного общественного движения "ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ"
    Разработка и поддержка сайта ИТ-компания "Зебрус"
    Яндекс.Метрика
    Рейтинг@Mail.ru