В
четвертую субботу после Пасхи (в этом году – 17
мая) Русская Православная Церковь отмечает Собор
новомучеников и исповедников Бутовских. В преддверии
этого дня патриарх Кирилл совершил Божественную
Литургию под открытым небом, рядом с храмом
Новомучеников и исповедников на
Бутовском
полигоне.
В XX веке Церковь Христова столкнулась не просто с
испытанием, а с наиболее ожесточенной за всю историю
попыткой ее уничтожить – физически. Стереть с лица
земли. Да, «единственное верное научное
марксистско-ленинское учение» провозглашало, что
религия неизбежно отомрет по мере исчезновения порождающих
ее социально-экономических условий. Но марксисты не
собирались этого дожидаться: многие тысячи православных
людей – мирян и священников – приняли
мученическую кончину за свою веру. «Пальнем-ка пулей
в Святую Русь!» – как говорил один из
персонажей поэмы «Двенадцать».
Греческое слово «мученик» –
«мартирос» – буквально означает
«свидетель»: он тот, кто свидетельствует о
Воскресении
и жизни вечной среди мира, который поглощен чем-то другим
– властью, деньгами, идеологиями, политическими
интригами. Мученик умирает, чтобы утвердить свое
свидетельство: есть нечто бесконечно более важное, чем
всё, о чем люди препираются и из-за чего дерутся здесь, на
земле. То, ради чего действительно стоит жить
– и стоит умереть.
Бутовский полигон – свидетельство враждебности мира
к Церкви. Большевистский натиск до сих пор остается самым
страшным в истории. Но большевики не уникальны – они
часть того мира, который, по слову Спасителя, будет
ненавидеть и преследовать Его учеников. Большевистский
эксперимент провалился. Слова персонажа советского фильма:
«Там, за дымом да за пожарами, жизнь
светлая-светлая» – оправдались только на
половину: в части дыма и пожаров. Но мир, в котором мы
живем, не пережил какой-то радикальной трансформации
– это всё тот же падший мир, противящийся Богу и
воюющий на Его Церковь.
Икона Новомучеников Бутовских
Сегодня мы переживаем острый политический конфликт, старые
друзья вычеркивают друг друга из социальных сетей, люди
исполняются ненависти и считают ее чем-то праведным,
радуются смерти и аплодируют убийствам. Злоба обрушивается
и на Церковь – за то, что она стоит на
последовательно евангельских, миротворческих позициях,
отказываясь поддерживать людей в их деле – которое
они, конечно же, считают безоговорочно правым.
Но это – далеко не первая и очень далеко не самая
сильная волна, которая накатывается на Церковь. Русская
Православная Церковь помнит много таких волн –
начиная с княжеских усобиц в глубоком средневековье. И
среди всего этого Церковь была, есть и навсегда останется
тихим прибежищем, которое воздвиг Бог.
«Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане
святым и свои Богу» (Еф. 2: 19), – говорит
святой апостол Павел, обращая наши взоры к тому Небесному
Граду, где все святые Божии и в их числе святые Руси
– святые Киевские и святые Московские – вместе
предстоят пред Богом, единодушно молясь о наших странах и
народах.
Патриаршее служение на Бутовском полигоне. 10 мая 2014 г.
Эта небесная реальность, хотя и закрытая для глаз мира
сего, неизмеримо важнее, подлиннее и могущественнее всего
остального. Мир сей прейдет, его государства и империи
исчезнут под песками времен, а Святая Русь пребудет вечно
– как вечно пребудет Небесный Град, собирающий
святых из всех народов, частью которого она является.
Святая
Русь остается реальностью несмотря ни на что –
более того, это та духовная скала, о которую обречены
разбиться и обессилеть все волны ненависти и насилия,
воздвигаемые миром сим.
Церковь являет собой эту небесную реальность на земле,
реальность, по сравнению с которой все политики и все
политические смуты – трава, которая завтра увянет и
исчезнет.
На Бутовском полигоне. 10 мая 2014 г.
Завтра энтузиасты обнаружат, как жестоко их обманули; те,
кто впадал в ярость и гнев, – ужаснутся тому, что
они наговорили и – хуже того – наделали, и
люди – как и много раз до этого в истории –
увидят, что возложили свои надежды на что-то пустое и
ложное.
Есть одна надежда, которая не посрамит, одна твердыня,
которая не падет, одно Царство вечное, которое не
разрушится. И чтобы принадлежать этому Царству, нужно
принадлежать Церкви. Искушение, которое многие из нас
переживают сейчас, далеко не так велико, как то, что
претерпели предыдущие поколения православных – и
сохранили верность.