Мы
продолжаем славить
Христа,
Воскресшего из мертвых. Раздаются победные
возгласы: «Христос воскресе! Воистину
воскресе!» Но рядом с ними временами тихо
звучит коварный вопрос: Христос воскрес, а мы? Что
Его воскресение дало человечеству? Если Он воскрес,
то почему умирают и не воскресают люди, в том числе
— глубоко верующие христиане?
Знатоки церковной истории немедленно ринутся в атаку. Они
напомнят о телесном вознесении Матери Божией, о
воскресении Иоанна Богослова. Они вспомнят и о воскресении
дочери святого Спиридона Тримифунтского и о семи спящих
отроках Эфесских. Но совопросникам века сего этого мало.
Они скажут: «Это было давным-давно, если было. А
почему сейчас не воскресают люди?»
Воскресают.
Чудо воскресения не уходит из жизни Церкви. В связи с этим
хотелось бы поделиться с читателями двумя известными мне
случаями.
О первом рассказала мне моя мама, Галина Георгиевна
Василик, заслуженный врач, ветеран труда. В детстве, в
далекие сороковые годы, она слышала этот рассказ от своей
соседки по коммунальной квартире Нины Ивановны
Гнездиловой. В свою очередь Нине Ивановне его поведала ее
тетушка Анна.
Дело было еще до революции. У тетушки Анны был дед, звали
его, кажется, Николай. Жил он в деревне, был добрым
работником, домовитым хозяином, человеком благочестивым.
Пришло время отправляться деду Николаю путем всея земли
— по болезни и старости. Он поболел немного и
скончался. Его омыли, переодели, сняли с чердака гроб,
лично им сделанный и положили покойника во гробу в чулан.
Закрывать гроб не стали.
Вдруг родственники слышат голос из чулана:
«Выпустите меня. Я живой». Заходят они в
чулан, а дед в гробу сидит. Обомлела родня от ужаса и
удивления, а дед и говорит им: «Живее зовите
батюшку. Есть у меня один грех неисповеданный. Для
исповеди меня с того света и отпустили». Позвали
местного священника, а он был человек скептический и
несколько вольнодумный. Время было такое — первая
русская революция 1905 года, когда даже зажиточные
хозяева временами на чердаках «Искру» прятали,
а семинаристы в своих ректоров стреляли.
Итак, приходит священник, а дед Николай ему и говорит:
«Батюшка, исповедай меня. Я на том свете был. Мне
там об одном забытом грехе напомнили». А священник
ему: «Брось сказки рассказывать». А тот ему:
«Поверь мне. Я там взаправду был». А священник
ему и говорит: «Да брось ты, сочиняешь». А дед
Николай ему в ответ: «Хочешь, докажу? Давай я тебе
все твои тайные молитвы перескажу, которые ты в алтаре
втайне от нас читаешь». И начал ему по порядку
излагать все, начиная от молитв проскомидии:
«Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею
кровию». Батюшка обомлел. Дед Николай был
неграмотным. В алтарь допущен не был. Молитвы священник
всегда читал про себя так, что даже пономарь ничего не
знал и не слышал. А если бы дед и знал грамоту, то никто
бы ему служебник не продал. Неоткуда ему было это все
знать.
Батюшкин скептицизм рухнул в одночасье. Он внимательно
исповедал деда Николая, отпустил ему все грехи, а тот
после этого почти сразу преставился. С чистою душою к Богу
пошел.
И второй случай, еще более удивительный. Я слышал о нем в
1987 году от иеромонаха Феофилакта, в миру Константина
Ивановича Белянина, насельника Псково-Печерского монастыря
в 1986–1991 гг. Он рано потерял сына, которого звали
Константин. Константин был человеком чистым, верующим. По
сыну о. Феофилакт тосковал. И вот произошло чудо. В
Псково-Печерском монастыре ему явился... воскресший сын.
Причем не призрак, а во плоти. О. Феофилакт показывал мне
фотографию, на которой был запечатлен Константин
Константинович недалеко от иконы Божией Матери во время
крестного хода 28 августа 1986 года. Более того, его
воскресший сын участвовал в трапезе. С отцом он беседовал
и говорил с ним о том, как важно хранить заповеди Христовы
для того, чтобы войти в Царствие Божие.
В Псково-Печерском монастыре могут остаться письменные
свидетельства об этом чуде.
Но остается вопрос: а почему тогда все не воскресают
немедленно по смерти? Ответ
прост: требование этого всеобщего чуда означало бы
немедленное общее воскресение
из мертвых и Страшный Суд. А готовы ли мы к нему? Все
человечество вообще и каждый из нас конкретно? Еще не
кончилась мировая история, не достроена великая башня
Церкви (или колокольня, если хотите). Еще открыты для
многих и многих врата покаяния. Парадоксально, но Господь
попускает пока всем умирать телесно для того, чтобы многие
и многие ожили духовно. Всеобщее воскресение наступит лишь
тогда, когда определятся все, когда не останется ни одного
нечестивца среди праведников, ни одного праведника среди
нечестивцев. А пока отдельные воскресения усопших подобны
Преображению Христа на горе Фавор: они лишь знаки и
предвестия будущей славы Царствия Божия. Будем же к ним
внимательны, братия и сестры, чтобы войти в эту славу.