new_logo.png
 
 
 

 
 

Видео материалы



Все видео










Партнеры

srub8831.jpg amin8831.jpg fondab8831.jpg

Актуальные темы



    Возврат к списку

    Если мы ставим границу между собой и людьми с ограничениями, - значит, мы ставим границу между собой и Богом - протоиерей Алексий Климов

    Если мы ставим границу между собой и людьми с ограничениями, - значит, мы ставим границу между собой и Богом - протоиерей Алексий Климов

    Центре духовного просвещения и социального служения «Всех скорбящих Радость» с сентября этого года проходят катехизические беседы для сотрудников социальных мастерских. Их слушатели – люди с тяжёлыми и множественными ограничениями здоровья. Таких обычно называют «больные», «ненормальные», иногда боятся. Но только не здесь. Проводят беседы клирик прихода протоиерей Алексей Климов и матушка Ирина Климова. В прошлом году отец Алексей уже проводил ряд образовательных занятий для сотрудников мастерских. В этом году они с матушкой разработали новый цикл. Отец Алексей долгие годы окормляет общину в честь святых мучеников младенцев Вифлеемских, богослужения в которой посещают слабослышащие – потому что Литургия сопровождается языком жестов. Кроме того, отец Алексей является руководителем межвузовского волонтёрского отряда «Элейсон», молодые активисты которого организуют образовательные мероприятия по профилактике абортов и укреплению семьи. А ещё отец Алексей, биолог по образованию, пишет книги, в которых просто рассказывает юным читателям, о сложных явлениях. Почему священник с таким плотным графиком так прикипел к особенным людям, и каждый четверг один, или с супругой, говорит с ними о самом важном, в беседе с отцом Алексеем.

    - Отец Алексей, как на Ваш взгляд, можно охарактеризовать отношение в к людям с ограниченными возможностями, существующее в нашем обществе?

    - В нашем обществе бытует не совсем чёткое представление о норме. Часто ненормальными называют тех людей, которые внешне отличаются от остальных: страдают какими-либо недугами с видимыми признаками. И этих людей так называемые нормальные сразу ставят на ступеньку ниже себя, вероятно, руководствуясь при этом принципом: унижая других, возвышаешься сам. Такое отношение, к сожалению, есть и в Церкви. Но, хочу сказать, что люди, имеющие физические или психические ограничения, могут превосходить так называемых нормальных в духовном плане, а духовную сторону жизни Церковь всё-таки считает наиболее важной. У нас в приходе есть люди, которые не могут реализовать себя в обществе, получить право занимать те или иные должности ввиду своей нетрудоспособности. Но, участвуя в жизни Церкви, общаясь друг с другом, со священниками, с преподавателями, они растут духовно, что является мощным развивающим фактором. Мы верим, что в приходе, помимо того, что работают психологи, работает Бог и, участвуя в Таинстве Евхаристии, инвалиды получают реальную Божью помощь. И мы являемся свидетелями этому.

    - Вам известны примеры людей с ограниченными возможностями, которые смогли реализовать себя в светской жизни, в Церкви?

    - Например, в социальных мастерских прихода Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» уже много лет работает сотрудник Александр, которому поставлен диагноз «Синдром Дауна», что, в общем-то, накладывает ограничения на реализацию его возможностей в светской жизни. Но с недавнего времени он стал прислуживать в алтаре . Он осознано и полноценно выполняет свои обязанности. Это говорит о том, что наше представление о нормальном и ненормальном не всегда правомерно. Понятно, что можно, например, и трёхлетнего ребёнка поставить в алтаре, и он тоже будет стоять, пока ему интересно. Но он будет там просто присутствовать, а не выполнять послушание.

    - В Евангелии мы видим примеры того, как Христос относился к инвалидам и недужным людям. На Ваш взгляд, что такое «милосердие» в христианском понимании этого слова?

    - Милосердие в христианском понимании - это качество божественное. Как неисчерпаем Бог, так неисчерпаемы и Его духовные дары. Но, я думаю, что настоящее милосердие - это не то, что делается напоказ, для услаждения себя и «для галочки». Милосердие - это взаимопомощь, взаимодействие, содействие другому человеку в его духовной жизни. Например, что касается болящих людей, с нашей «здоровой» позиции милосерднее было бы не указывать прямо или косвенно но то, что они не такие, как мы.

    - В западных странах отношение к инвалидам несколько иное, чем у нас. На Ваш взгляд, с чем это связано?

    - Во многих странах люди с ограниченными возможностями являются полноценными членами общества, которое им стараются показать, что они такие же граждане и могут выполнять различные работы. Каждый человек осознаёт, что далеко не все должности или посты ему подойдут. Например, я знаю, что не могу быть лётчиком, но зато могу быть водителем, не могу быть водителем - могу стать писателем. Каждому человеку надо искать свой путь и не останавливаться. Важно, чтобы человек чувствовал, что к нему относятся как к равному, что с ним готовы полноценно взаимодействовать, не ограничивая его. Он и так имеет какие-то физические ограничения, но если и мы со своей стороны будем его ограничивать - это не будет милосердием с нашей стороны.

    - Какое место в Церкви отводится людям с ограниченными возможностями?

    - Тот факт, что в нашей стране в советские годы инвалидов убирали с глаз долой - это позиция советская, она не была присуща нашим людям в старину. Инвалидов называли всегда людьми Божьими. Если человека Бог лишил чего-то, Он ему компенсирует это какими-то другими дарами. Люди с ограниченными возможностями всегда являлись центрами, вокруг которых собирались здоровые люди, пытающиеся исполнять заповеди Божии. Наверное, негативное отношение к инвалидам возникло тогда, когда мы пытались строить счастливое будущее без Бога, а такие люди эту неомрачённую действительность несколько омрачали, поэтому действовал принцип, согласно которому в передовой стране не могло быть людей с какими-то изъянами.

    - В чём, по вашему мнению, причина нежелания сострадать чужой беде?

    - Наверное, в нежелании жить по-христиански. Необходимо помнить, как поступал Христос в отношении к болящим. Он говорил, что нуждаются во враче болящие, а не здоровые. Господь ориентирован на наиболее немощных, обделённых. И если мы пытаемся поставить между ними и собой границу, - это значит, мы ставим границу между собой и Богом. Поэтому можно сказать, что это их Церковь, инвалиды являются частью Церкви. Вспомните прокажённых: их изгоняли из городов, с ними не общались; оказывая помощь, к ним не прикасались. Христос к ним прикасался. Он не бежал от них, а шёл навстречу. Поэтому, если мы хотим быть христианами, мы должны преодолевать разделяющие нас барьеры.

    И ещё. Когда мы говорим о некоторых людях, что они ненормальные, а себя считаем нормальными, то стоит посмотреть, как живут они, а как живём мы. Мы – нормальные - делаем аборты, бросаем своих жён, детей сдаём в приюты, родителей - в дома престарелых, обманываем, совершаем другие беззакония и считаемся при этом нормальными… И они - «больные», которые живут спокойно, скромно, незаметно и искренне. И мы ещё считаем , что они хуже нас. Это очень большой вопрос.

    http://www.pravoslavie.by/news/esli-my-stavim-granicu-mezhdu-soboj-i-ljudmi-s-ogranichenijami-znachit-my-stavim-granicu-mezhdu-soboj-i-bogom-protoierej-aleksij-klimov


    Возврат к списку



     


    a_b.jpg

    За веру православную

    Перейти к разделу

     

    Образование и воспитание

    Перейти к разделу

     

    Святая русь

    Перейти к разделу

    Современные проблемы

    Перейти к разделу

     

    Православный образ жизни

    Перейти к разделу

     

    Новости за рубежом

    Перейти к разделу

    Проповеди

    Перейти к разделу

     

    История церкви

    Перейти к разделу

     

    Русская история

    Перейти к разделу

     
      Карта сайта / Обратная связь
    Официальный сайт Международного общественного движения "ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ"
    Разработка и поддержка сайта ИТ-компания "Зебрус"
    Яндекс.Метрика
    Рейтинг@Mail.ru