new_logo.png
 
 
 

 
 

Видео материалы



Все видео










Партнеры

srub8831.jpg amin8831.jpg fondab8831.jpg

Актуальные темы



    Возврат к списку

    Слово Патриарха Вторая неделя Великого поста

    Слово Патриарха Вторая неделя Великого поста

    Сегодня все мои мысли там, на Украине, среди нашего верующего народа, который проходит через тяжелейшие испытания. По крайней мере 400 с лишним лет предпринимались попытки расколоть и разделить Русский мир. Когда мы говорим «Русский», то не следует трактовать это так, как это делают наши недоброжелатели, говоря о Российской империи и о Советском Союзе. Речь идет о Русском мире, речь идет о великой русской цивилизации, вышедшей из Киевской купели Крещения и распространившейся на огромные просторы Евразии. Вот эта самобытная цивилизация, в основе которой – Православие и нравственные ценности Православия, – более 400 лет не дает покоя тем, кто в этой мирной цивилизации видит некий вызов своим собственным идейным установкам. И мы знаем, что всякий раз, когда на Отечество наше нападали враги, то главное, что они хотели сделать, – это разделить наш народ и особенно оторвать южные и западные русские земли от единого мира.

        

    Сегодня на пространствах этого мира существуют независимые государства, и мы с уважением относимся к их суверенитету, к их готовности и желанию самостоятельно строить свою национальную жизнь. Но это не означает, что стремление к законному суверенитету, к реализации этого суверенитета должно сопровождаться разрушением общего, единого духовного пространства. И сегодня мы молимся о том, чтобы никогда не произошло военных столкновений между братьями, чтобы никогда единоверные, единокровные братья не приносили смерть и разрушения друг другу.

    Поэтому главная молитва, которую я сегодня совершаю, – это молитва о мире на Украине, о мире в отношениях между братьями, живущими сегодня как в Украине, так и в Российской Федерации. Всегда залогом этого мира и единства была наша единая Церковь, и дай Бог, чтобы она не была разрушена внешними политическими силами.

    Я хотел бы с особой радостью сказать, что все православные патриархи, все предстоятели Православных Церквей единодушно заявили о том, что не может быть иного решения украинской проблемы, как только мирное решение. Не должно быть никаких попыток силой, будь то сила политическая или физическая, захватывать храмы и монастыри. И нет никакого другого пути преодолеть раскол, кроме возвращения раскольников в лоно единой Святой Соборной Апостольской Церкви. Под этим подписались все главы Церквей – никто не оспаривал, никто не выступал с какими-то другими предложениями, и этот сигнал должен быть сегодня услышан везде – и в России, и на Украине, и по всему миру.

    Мы приветствуем готовность нашей Церкви вступить в переговоры с теми, кто был в разделении, на основе тех принципов, которые сформулированы Синаксисом – собранием, собором глав автокефальных Православных Церквей. И я очень надеюсь, что эта общеправославная позиция будет уважаться и никто не воспротивится голосу вселенского Православия.

    <…>

    Пусть благословит Господь миром и единством Церковь нашу. Пусть Господь благословит миром Россию и Украину. Пусть Господь благословит люди Своя и дарует им крепкую веру и благочестие, дабы Православие, являющееся духовной основой жизни наших народов, торжествовало не только в памяти, но и в реальной жизни суетного и сложного XXI века. Да хранит всех вас Господь.

    Из слова по окончании Литургии Преждеосвященных Даров
    в кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве,
    в пятницу второй седмицы Великого поста 14 марта 2014 г.

    В книгах сосредоточена мудрость человечества

    Сегодня мы так часто пользуемся книгой, что даже не обращаем внимания на то, что держим в руках уникальный памятник человеческой культуры. Ведь благодаря книге знания передаются не только горизонтально, от одного человека к другому, но и вертикально – из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее. В книгах сосредоточена мудрость человечества. Эта мудрость представлена по-разному – в виде букваря для первоклассников, самой что ни на есть простой грамматики для тех, кто начинает изучать язык, и кончая сложнейшими построениями человеческой мысли, философскими трактатами, научными исследованиями; но все это распространяется через печатное слово, через книгу.

    Сегодня появились новые средства распространения информации – электронные. Они становятся все более популярными, особенно среди молодежи, и некоторые уже говорят, что наступила эпоха, когда книга будет умаляться в своем значении и в конце концов исчезнет. Я бы хотел сказать: это будет большой бедой для человечества, если оно не изобретет еще нечто, что могло бы восполнить интеллектуальный труд того, кто читает текст.

    А в чем заключается этот труд? Ведь мы, читая книгу, делаем какие-то пометки, замечания, особенно когда имеем дело с важными, серьезными текстами. Мы подчеркиваем нужные места, мы пишем замечания на полях, мы работаем с текстом. Думаю, не только мне приходилось держать в руках старинные книги, ценность которых не только в содержании, но и в этих комментариях, в этих заметках, которые читающие оставляли на полях. Это тоже история мысли, история постижения того текста, который дошел до нас.

    Вот и сегодня очень большое значение, в том числе для научной работы, имеет кропотливое и вдумчивое восприятие печатного текста. В электронном виде это сделать гораздо сложнее. Пусть электронные носители существуют и развиваются, но я бы очень советовал, особенно детям и молодежи, иметь дело с книгой, на которой воспитаны все предыдущие поколения и которая еще должна всем нам послужить.

    Очень важно уметь выбрать то, что полезно

    Конечно, очень важно также, особенно в детском и юношеском возрасте, уметь выбирать то, что полезно, то, что помогает читающему становиться умнее, сильнее, добрее, возвышеннее. Ведь сила человека, его значимость, его подлинное достоинство не только в том, что он человек, по природе обладающий достоинством, но и в том, что он, развивая свои природные начала, достигает совершенства. А это можно сделать только тогда, когда ты получаешь и воспринимаешь мудрые мысли, правильные слова, правильные идеи и убеждения.

    Сегодня появляется очень много печатной продукции, в том числе опасной для человека, разрушающей его духовный мир, его нравственное начало, создающей смуту в сознании, разбивающей целостность человеческой личности. Вот я и хотел бы от всего сердца пожелать, особенно детям и молодежи, читать то, что возвышает, то, что делает вас сильнее.

    Я глубоко убежден в том, что православная книга занимает в этом чтении совершенно особое место. Мы знаем, что наши предки, собственно говоря, учились по таким книгам, как Псалтирь, Евангелие, жития святых, и учились не только грамоте, не только грамматике, но и тому, что самое важное для человека, – учились тому, что есть добро, а что – зло, чему следует подражать, а чего следует избегать.

    Сегодня не только те книги, которые я перечислил, но и многие другие несут этот положительный заряд, и дай Бог, чтобы он воспринимался нашими юными читателями. И, конечно, ответственность мам и пап, бабушек и дедушек в том, чтобы помогать юным читателям, чтобы выбирать действительно необходимое и потребное для их умственного и нравственного совершенствования.

    Из приветственного слова
    на детском празднике «День православной книги»,
    посвященном 450-летию первой печатной книги в России,
    состоявшемся в Зале церковных соборов
    храма Христа Спасителя в Москве
    14 марта 2014 г.

    Особая ответственность за молодых людей

    Сегодня миссия учительства осуществляется не только Церковью. В современном мире убеждения человека формируются под влиянием различных сил, зачастую выступающих с абсолютно противоположных позиций и стремящихся представить присущую им систему ценностей как единственно верную. Устав от подобной разноглаголицы мнений и суждений, нередко навязываемых весьма агрессивно, многие наши современники перестают признавать любые авторитеты и прислушиваться к обращаемым к ним словам, от кого бы они ни исходили, и начинают жить по своему уму, поставляя самих себя в центр и полагая высшим критерием для определения правильного и неправильного свои собственные мысли и свое понимание жизни. В результате их умы и сердца остаются глухими к возвещаемым Церковью истинам, которые воспринимаются лишь как один из множества существующих в информационном пространстве взглядов на мир. Для того, чтобы убедить таких людей в непреложности заповедей Господних и научить сообразовывать поступки с этими заповедями, тебе придется приложить немало усилий и проявить сугубое пастырское усердие.

    В особенности это касается юношества, которое как никто другой склонно увлекаться всяким ветром учения (Еф. 4: 14) и подпадать под власть ложных авторитетов, пропагандирующих греховный образ жизни и образ мыслей. Мы знаем, что именно так усвояются самые отвратительные наклонности, такие как как алкоголизм и наркомания, распутство, отказ от родителей, разрыв отношений с обществом. На тебе лежит особая ответственность за молодых людей, ибо от того, насколько твердо они усвоят спасительные евангельские истины, от того, принесет ли плод семя слова Господня, посеянное в их душах, или же, не имея корня, засохнет (см.: Мф. 13: 3–8), зависит будущее нашей Церкви и нашей страны. Мы занимаемся чем-то чрезвычайно важным, имеющим отношение не только к жизни прихода, не только к жизни верующих людей, но и к жизни всего нашего Отечества. И разве все то, что сегодня происходит вокруг нас и внутри нас, не свидетельствует об этой особой миссии Церкви в современной жизни? Потому не ослабевай в усердном попечении о подрастающем поколении, утверждая его в мысли о том, что основным законом, превосходящим все земные идеалы и человеческие убеждения, является Божий закон, в соответствии с которым необходимо строить свою жизнь. А все другие законы должны быть подчинены этому закону, иначе законы превращаются в медь звенящую и в кимвал бряцающий (1 Кор. 13: 1).

    Из напутственного слова при вручении архиерейского жезла
    епископу Троицкому и Южноуральскому Григорию (Петрову)
    в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском,
    г. Москва, 16 марта 2014 г.

    Великий пост мы посвящаем тому, чтобы взять под контроль свои мысли

    Даже у человека, не способного к анализу собственных мыслей, собственных деяний, и то всегда есть некое самооправдание, когда он впадает в грех распутства или пьянства, когда он делает что-то, что лишает его образа человеческого, только чтобы усладить свою похоть. Ведь он же не бездумно это делает – какие-то мысли всегда предшествуют. Вот с этой мыслительной части души, как говорит Григорий Палама, все начинается. Мысли подталкивают человека к формированию образов, мысли создают некое притяжение ко греху, мысли направляют человеческую волю.

        

    А как же формируются мысли? А они не сами по себе возникают. Они возникают от соприкосновения человеческого ума с окружающей реальностью. Мир, реальность влияют на формирование мыслей, и сегодня в нашем греховном мире на человека обрушивается информационное пространство, которое так или иначе формирует греховный образ мыслей, – это и фильмы, книги, телевидение, Интернет, реклама… И когда человек видит эти внешние раздражители, когда он впускает их в свое собственное внутреннее «святилище», в свое «святая святых», в свой разум, в свое сердце, то эти мысли начинают работать. И сопротивляться врагу, который уже ворвался вовнутрь крепости, очень трудно – обычно города, через крепостные ворота которых проникал враг, сдавались практически без боя.

    Вот так происходит и в нашей жизни. Когда мы впускаем греховные помыслы, возникающие от соприкосновения с греховной стороной человеческой жизни, эта мыслительная часть души, по слову Григория Паламы, начинает формировать наше отношение ко многому, в том числе ко греху. Мы становимся расслабленными, мы говорим: «А что особенного? Другие поступают еще хуже. Почему я должен не делать то, что мне хочется? Я один раз живу! Почему я не должен удовлетворять свои потребности – есть, пить, блудить, прелюбодействовать, клеветать, обманывать, прокладывать нечестными средствами свое продвижение по службе, достигать каких-то политических или экономических целей или просто господствовать в семье, порабощать окружающих людей?» Духовное расслабление ведь не означает отсутствия активности. Человек может быть очень активным, а духовно, внутренне – парализованным.

    Как же воздействовать на эту мыслительную часть нашей души? Святитель Григорий Палама учит нас необходимости сосредоточения, внутреннего контроля над самим собой, а применительно к внешним обстоятельствам нашей жизни – контроля над всем тем, что входит в нас, особенно контроля над тем, что входит в неокрепшие детские души, в души юных людей, совсем еще неустойчивых, слабых, – полных энергии, но неспособных критически воспринимать то, что их окружает, и в особенности неспособных отделять правду от лжи и добро от зла.

    Таков анализ, который предлагает нам святитель Григорий Палама, – анализ того, как мы должны жить, чтобы уметь разбросать кровлю мыслительной части нашей души и открыть ее навстречу Божественной благодати. Эти мысли удивительно современны и удивительно актуальны.

    Великий пост мы посвящаем именно тому, чтобы взять под контроль свои мысли, сосредоточить свои чувства и свою волю и, что очень важно, – и об этом говорит святитель Григорий, – это не должно оставаться на уровне размышлений наедине с самим собой. Это должно выплеснуться в некоторый волевой акт, и таким волевым актом является покаяние, сознание своей греховности, ошибочности своих мыслей и своих действий, искреннее раскаяние пред Богом, которое должно сопровождаться и разрешением от грехов в Таинстве исповеди.

    Из проповеди по окончании Божественной литургии
    в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москвы
    в неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, 16 марта 2014 г


    Возврат к списку



     


    a_b.jpg

    За веру православную

    Перейти к разделу

     

    Образование и воспитание

    Перейти к разделу

     

    Святая русь

    Перейти к разделу

    Современные проблемы

    Перейти к разделу

     

    Православный образ жизни

    Перейти к разделу

     

    Новости за рубежом

    Перейти к разделу

    Проповеди

    Перейти к разделу

     

    История церкви

    Перейти к разделу

     

    Русская история

    Перейти к разделу

     
      Карта сайта / Обратная связь
    Официальный сайт Международного общественного движения "ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ"
    Разработка и поддержка сайта ИТ-компания "Зебрус"
    Яндекс.Метрика
    Рейтинг@Mail.ru