new_logo.png
 
 
 

 
 

Видео материалы



Все видео










Партнеры

srub8831.jpg amin8831.jpg fondab8831.jpg

Актуальные темы



    Возврат к списку

    Свято-Успенский Жировичский  ставропигиальный мужской монастырь, год основания - 1470

    Свято-Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь, год основания - 1470

    У каждой земли есть свои святыни. Жировичская обитель для Беларуси имеет то же значение, что Троице-Сергиева Лавра - для России, Киево-Печерская - для Украины.

    В одиннадцати километрах от города Слонима расположен Жировичский Свято-Успенский монастырь. В нем находится древняя чудотворная святыня, Жировичский образ (икона) Божьей Матери.

    Из икон Богородицы, Жировичская является самой маленькой и представляет собой овал размером с детскую ладонь (5,6 х 4,4 см). Святой образ нерукотворный (то есть несотворенный человеческими руками) из яшмы, светло-серого цвета. На нем изображен барельеф Пречистой Богоматери от головы до бедра, на правой руке держащей младенца Иисуса Христа. В иконографии такие изображения относятся к типу "Умиление". На списках иконы Жировичской Богоматери вокруг этих изображений иногда присутствует славянский текст: «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения (во истину) Серафим, без истления Бога Слова Рождшую сущую Богородицу Тя Величаем». От ветхости и давности чудотворный образ потемнел (до 1638 года он хранился, открыто без стекла), а от частого прикосновения и целования богомольцев поверхность его несколько сгладилась. Ясно различимые трещины на образе напоминают о пожаре, в котором побывала святыня.

    Когда образ рассматривается неверующими людьми из простого любопытства и в смертных грехах, он всегда кажется темным и как бы чем-то прикрытым, а тем, кто с верою приступает к нему, - является во всей своей красе и славе. Хотя изображение как бы схематичное, мелкие детали не прорисованы, тем не менее от первого же взгляда на икону остается впечатление необыкновенной утонченности и глубины.

    Примечательно, что Жировичская икона входит в состав 100 самых значимых православных икон мира. И потому 20 мая православные празднуют день Жировичской иконы Божьей Матери.

    История монастыря

    В 1470 году в местечке Жировичи Гродненского края явилась чудотворная икона Божией Матери. Произошло это при следующих обстоятельствах. В лесу, принадлежащему православному вельможе Александру Солтану, пастухи увидели необыкновенно яркий свет, проникавший сквозь ветви грушевого дерева, стоявшего над ручьем под горой. Когда они подошли ближе, то на дереве увидели совсем маленькую икону Божией Матери в лучезарном сиянии. Пастухи с благоговением взяли икону и отнесли ее своему боярину. Солтан не придал особого значения рассказу пастухов, но икону взял и положил в ларец. На следующий день к нему пришли гости, и хозяин решил показать им находку. Но, к своему удивлению, открыв ларец, он не нашел икону. Через несколько дней, те же пастухи снова обрели чудотворный образ на том же самом месте и опять отнесли его Александру Солтану. На этот раз он отнесся к иконе с большим благагоговением и дал обет соорудить на месте ее явления церковь в честь Пресвятой Богородицы.

    Чудесное явление иконы и чудотворения, сразу же начавшиеся от нее, сделали Жировичи местом паломничества. Чудотворный образ влек к себе людей окрестных селений и далеких краев. И, по вере своей, они получали исцеление от тяжких недугов и помощь в сложных жизненных обстоятельствах.

    Около деревянного храма, сооруженного на месте явления иконы, в котором она находилась, стали селиться люди, затем образовался приход, а в 1493 году — монастырь. В 1520 году случился пожар, во время которого храм сгорел дотла, несмотря на попытки жителей справиться с огнем и спасти икону. Все очень скорбели и сокрушались, думая, что навсегда потеряли чудотворный образ Богородицы. Но вот однажды, крестьянские дети, возвращаясь из монастырской школы, находившейся недалеко от сгоревшего храма, увидели Деву необыкновенной красоты, Которая сидела на камне в лучезарном сиянии. Дети не осмелились подойти к Ней, но поспешили рассказать родителям о необыкновенном видении. Вскоре эта весть облетела все селение, и люди, вместе со священником, отправились к тому месту. Когда они приближались к камню, то увидели на нем горящую свечу, а когда подошли еще ближе, то нашли на камне чудотворную икону, почти не пострадавшую от пожара. Радость людей, обретших утраченную святыню, была несказанной.

    На месте сгоревшей церкви был возведен каменный собор, освященный в честь Успения Богородицы, в котором чудотворная икона хранится и поныне. Свято-Успенский собор неоднократно перестраивался и реконструировался. Современный вид он обрел во второй половине XIX века. Возле камня, на котором явилась Богородица, стоит Явленская церковь (XVII в.), а над камнем расположен Святой Престол.

    Более чем в тысячелетней ист ории Православной Беларуси, как и в пятивековой истории Жировичской обители, был приблизительно двухвековой период (XVII— XVIII в.в.), когда римская схизма (в форме греко-католичества) возобладала и в Беларуси, и в обители. Святое Православие претерпело жестокие гонения, которые обернулись многочисленными человеческими жертвами, разрушением и осквернением православных храмов, отнятием монастырей и иными формами насилия. Сегодня эти страницы истории нужно перелистывать с молитвой о неповторении исторических грехов, о преодолении Христовой Любовию неприязни.

    С конца XV до начала XVII века Православная Жировицкая обитель существовала фактически как часть, хотя и автономная, владений боярского рода Солтанов, а поэтому терпела своеволие своих хозяев. При обители была школа для крестьянских детей, которым в 1520 году явилась Богородица, вернувшая Свою Чудотворную икону, пропавшую было при пожаре.

    В начале XVII в., из-за финансовых трудностей Солтанов, обитель перешла под частичный контроль иудеев, а затем — протестантов. В таком непростом состоянии в 1613 году в ней утвердились базилиане, создав там своеобразный духовно-политический центр окатоличивания православного белорусского народа.

    Но Промыслу Божиему, попустившему это двухвековое господство католиков в Беларуси и в обители, было угодно взрастить в их среде великого архипастыря — митрополита Иосифа (Семашко), который, вместе с молодыми соратниками из Литовской Духовной Семннарии, располагавшейся в Жировичах на протяжении примерно четверти столетия, своим подвигом архипастырского служения осуществил возвращение к вере отцов, более двух миллионов белорусов.

    26-летний молодой человек, иерей Иосиф Семашко, асессор второго департамента римо-католической коллегии в Петербурге, с приходом к власти Императора Николая I, почти своего ровесника, твердого в Православии, под его могущественным покровительством сумел организовать вокруг себя молодых и ярких единомышленников. За семнадцать лет он подготовил в Жировичской Семинарии новое поколение священнослужителей и сумел вывести их с паствой, из двухвековой прелести униатства — по историческим меркам почти идеально мягко.

    Так под Покровом Божией Матери, возле Ее Чудотворного Образа, произошло воистину историческое чудотворение — восстановлена вероисповедальная, молитвенная и языковая преемственность десятков поколений православных белорусов. Тем, кто слушает и не слышит, кто глядит и не видит, это было напоминанием о том, почему Матерь Божия явилась белорусам на землях православного боярина Солтана.

    В 60—70 годы XX века Беларусь была на грани превращения ее в первую атеистическую республику. Храмы быстрыми темпами уничтожались или переоборудовались в подсобные помещения. «На волоске» держался последний из уцелевших монастырей — Жировичский.

    Но в эту новую годину испытаний Господь, по молитвам Его Пречистой Матери, укрепил нас целой плеядой Жировицких Старцев, чьими молитвами и мужеством обитель устояла, выжила и стала, как и полтора века назад, центром возрождения Православной Беларуси.

    В исторической литературе описаны чудотворения, иногда трагические, возле камня, на котором явилась Богородица. В настоящее время на этом месте стоит Явленская церковь, а над камнем – Святой Престол (престол - это высокий стол, стоящий посредине церковного алтаря).

    В 1618 году, некто Христофор Галяндэр-Рамптун, приехав из Слонима в Жировичи со своей женой и обходя кругом камень, на котором явилась Божья Матерь, в шутливом тоне сказал жене: «Возможно ли, чтобы на этом камне сидела Пречистая Дева, как об этом рассказывают люди?» Затем Христофор облокотился руками в перчатках о то место камня, на котором хорошо был виден отпечаток ладони и пальцев Богоматери. И тут он немедленно почувствовал в своих руках сильную боль и, сняв перчатки, увидел свои руки пожелтевшими и как бы иссохшими. Шли дни, болезнь усиливалась и не поддавалась лечению, и Христофор Галяндэр-Рамптун, осознав свой тяжкий грех, отправился пешком в Жировичи, где долго со слезами молился у камня, отслушал заказную литургию (христианское богослужение), с раскаянием приложился к камню, раздал много милостыни и в тот же день получил полное исцеление.

    Незадолго перед тем более трагическая участь постигла христианку Езерскую из Волковысского уезда. Будучи в Жировичах, женщина, проходя мимо камня, не только насмехалась, но и оскорбляла святые иконы. Наконец она села на камень и, положив на него свои руки, сказала: «Вот тут ваша Мария сидела». И немедленно рука ее покрылась струпьями, опухла, и еретичка, не сознавши вины своей, отошла на тот свет.

    Есть много свидетельствований о чудодейственной помощи иконы. Вот лишь некоторые чудеса, которые совершились перед святым образом Жировичской Богоматери.

    У Мартина Домуцевича из деревни Рожанки восьмилетняя дочь Катя была больна параличом и от этого дошла до сумасшествия. Никакие лекарства не помогали. Наконец отец девочки отправился в Жировичи на поклонение (3 мая 1637 года), после чего последовало выздоровление.

    28 августа 1637 года помещик Ошмянского уезда Владислав Мерла, имея полуторагодовалую дочь Софию, лежавшую на смертном одре - для нее был уже заказан и гробик, - дал обет, что, если Господь смилуется над дочерью его, он отвезет ее в Жировичи на поклонение. В эту самую минуту, к всеобщему удивлению домашних, девочка выздоровела.

    В том же 1637 году у Варвары Александровны Керсновской-Яцинич из Слонимского уезда заболела оспой и полностью потеряла зрение пятилетняя дочь Анна. Как только Варвара отправилась на богомолье в Жировичи, дочь ее прозрела (это случилось 5 октября).

    Того же, 1637, года помещик Иван Терпиловский, имея дочку, которая страдала заболеванием ног и уже не ходила, дал обет побывать в Жировичах. После этого больная выздоровела.

    В годы Великой Отечественной войны территорию монастыря облюбовали немцы. Они не трогали монахов, но в стенах церкви святителя Николая Чудотворца расположили склад боеприпасов. Однажды средь бела дня запертые двери храма распахнулись, и на крыльцо вышла женщина, которая на немецком языке указала фашистам, чтобы они убирались вон из стен монастыря. Немцы пробовали прогнать ее, но она не отходила. Тогда начали стрелять, думая, что это партизанка, но выстрелы не причиняли ей никакого вреда. После чего женщина повернулась и исчезла в здании собора. Немедленно немцами были организованы поиски. Но, к удивлению оккупантов, после крайне тщательных осмотров в соборе никого не обнаружили. И тут внезапно один из офицеров узнал в изображении Богородицы на иконе незнакомку. Немцы, осознав, что монастырь находится под покровительством Божьей Матери, оставили его территорию и больше не предпринимали подобных попыток.

    Вообще за время второй мировой войны на территории монастыря не взорвалась ни одна бомба, ни один снаряд. Они падали с неба, словно деревянные чушки, не принося вреда. Когда же советское командование отдало распоряжение разбомбить с воздуха монастырь, то произошло следующее. Летчик-пилот глазам своим не поверил, когда с неба посмотрел на «объект». Там, где на всех картах был указан монастырь, зияла пустота: обители не было. Подобный приказ получали и другие советские летчики, однако ни у одного из самолетов не срабатывал рычаг бомбометания.

    Сам факт сохранности обители, всех ее храмов, когда против Православной Церкви Христовой велась война на полное ее уничтожение, является одним из величайших чудес, происшедших от Жировичской иконы Божьей Матери.

    Современный этап

    В настоящее время Свято-Успенский Жировичский монастырь - ставропигиальная обитель, настоятелем которой является Патриарший Экзарх всея Беларуси, Митрополит Минский и Слуцкий Филарет . Наместником его является Преосвященнейший Гурий, епископ Новогрудский и Лидский, который уже более 15 лет (из них 9 в архиерейском сане) несет вверенное ему попечение о братии, и заботу о благоустроении удела Божией Матери.

    Обитель включает в себя 5 действующих церквей, 4 жилых здания,

    хозяйственные постройки, а также монастырский пруд, сад, огород и пасеку.

    Монастырь интересен и как памятник архитектуры XVII – XVIII веков. Он размещен на восточной окраине деревни Жировичи (Слонимский район), на возвышенном берегу реки Викня (левый приток Щары).

    Монастырь включает Свято-Успенский собор с колокольней, Явленскую и Крестовоздвиженскую церкви, здание семинарии, жилой монастырский корпус, хозяйственные постройки, плодовый сад, огород, пруд. Территория монастырского комплекса частично обнесена каменной стеной с воротами.

    Монастырь был основан как православный, с 27 апреля 1613 года – униатский (в нем утвердились базилиане (католики греческого обряда), создав своеобразный духовно-политический центр окатоличивания православного белорусского народа), с 1839 года стал центром православной Литовской епархии.

    Архитектурный ансамбль монастыря имеет нерегулярную планировку, живописную объемно-пространственную композицию и выраженный силуэт, который создают купальные и башенные церкви. В архитектуре сочетаются черты стилей барокко, рококо и классицизма.

    Ядро композиции – наиболее монументальное и крупное сооружение - Свято-Успенский собор, соединенный крытыми переходами на севере - со зданием семинарии, на юге – с жилым корпусом, на первом этаже которого сделан арочный проезд на территорию монастыря. Перед собором расположена колокольня.

    Здание семинарии формирует двор перед апсидой собора (апсида - алтарный выступ храма, ориентированный обычно на восток). Около восточного крыла семинарии – большой прямоугольный хозяйственный двор, окруженный одноэтажными корпусами. На юго-востоке от собора расположена Явленская церковь. В восточной части монастыря на самом высоком месте построена Крестовоздвиженская церковь – высотная доминанта ансамбля. Н а северо-западной окраине деревни Жировичи расположена Георгиевская церковь, входящая в состав монастырского комплекса, но планировочно с ним не связанная.

    Свято-Успенский собор основан в 1613 году как главный храм монастыря базилиан (строительство закончено в 1650 году). Массивный однокупольный собор удивляет своим величием и размерами: высота около 40 метров и длина более 55 метров. Главный престол собора (Свято-Успенский престол) освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы.

    В соборе имеются два боковых придела (дополнительных алтаря для богослужений): правый - Свято-Покровский придел (в честь Покрова Пресвятой Богородицы), левый - Иоанновский придел (в честь Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна). С правой стороны Свято-Успенского собора пристроена церковь в честь Святителя Николая Чудотворца. Каменная, с оригинальным мозаичным полом, она создает впечатление пещерного храма.

    Чудотворный образ Жировичской Богоматери хранится в особом киоте в иконостасе Свято-Успенского собора слева от царских врат (в зимний период - в Никольской церкви). До середины XIX века здесь также хранилось «Жировичское евангелие» - белорусский рукописный памятник XV века. Евангелие написано уставом на 404 листах. В нем на 376-377-м листах по-белорусски была сделана запись канцлера Великого княжества Литовского Льва Сапеги (отсюда другое название рукописи – «Евангелие Сапеги»). Теперь «Жировичское евангелие» хранится в Научной библиотеке Академии наук Литвы.

    В Свято-Успенском соборе на солее, справа от цар­ских врат, находится Крест, в который помещены частицы мощей святых угодников Божьих. Среди них частицы мощей святого праведного Иоанна Кормянского, праведной Софии Слуцкой, преподоб­ных Феодора Санаксарского и Варлаама Чикойского. Также в Свято-Успенском соборе имеются иконы с частицами мощей святителя Николая Мирликийского Чудотворца, преподобной Евфросинии Полоц­кой, преподобных Старцев Оптинских, блаженной Матроны Московской. В алтаре собора находят­ся иконы с частицами мощей святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и новомученика святителя Иоанна Рижского, которые износятся на поклонение в дни их памяти.

    Явленская церковь. Камень и место, на котором Пресвятая Богородица в 1520 году во второй раз явила Свою икону, сразу же стал благоговейно почитаться в народе. С течением времени (примерно в 1672 г.) здесь была построена церковь в честь Рождества Божией Матери, более известная под названием Явленской. Это самое старое здание монастыря. Сам священный камень был помещен в алтаре под престолом.

    В 1769 г. храм был полностью перестроен - разобран фасад, достроен притвор и хоры. Представляет собой памятник архитектуры позднего барокко. В плане храм образует из себя прямоугольник размером 8 х 20 метров. Внутренний объем церкви небольшой, иконостас конца XIX века. Церковь относится к типу безбашенных однозальных храмов.

    В алтаре храма установлен священный камень, на котором явилась Божья Матерь и была найдена чудотворная икона. Под полом церкви находится небольшая усыпальница, где в 1881 году был похоронен проживавший в Жировичах на покое архиепископ Минский Михаил (Голубович), ближайший соратник митрополита Иосифа (Семашко) в деле воссоединения униатов.

    В настоящее время в летний период в храме совершаются ранние Божественные Литургии и молебны с акафистом Божией Матери.

    Крестовоздвиженская церковь (церковь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня) возведена в 1769 году как униатский храм-кальвария в стиле рококо (по другим данным позднего бакрокко с элементами классицизма). Храм посвящен распространенному в XVII веке обряду, который имитировал паломничество в Иерусалим. Вертикальная направленность храма подчеркнута его расположением на самом высоком пригорке в восточной части монастырской территории (символизирует гору страданий Иисуса Христа - Голгофу).

    Церковь представляет собой тип однозального храма с колокольней над входом. При всей зрительной воздушности храм имеет массивное конструктивное решение (толщина стен составляет 1,5 метра). В своем внутреннем устройстве он имеет только один аналог во всем мире. Это так называемая Санта Скала - Святая Лестница. По преданию одно из зданий в Латеране, в Риме, включает в себя ту самую лестницу, которая находилась в преторианском дворце Пилата и по которой взошел Спаситель, чтобы предстать перед судом римского прокуратора. Во времена крестовых походов лестница была перевезена из Иерусалима в Рим. Раньше в Крестовоздвиженском храме в каждую из ступеней был помещен ковчежец с мощами различных святых, и паломники поднимались по двадцати восьми ступеням Святой лестницы на коленях, сопровождая путь особыми молитвами. Впоследствии святые мощи были изъяты из ступеней и помещены в крест, находящийся в Успенском соборе монастыря слева от царских врат.

    С 1919 года, после включения Жировичей в состав Польши, Крестовоздвиженский храм был превращен в приходской костел, действовавший вплоть до 1945 года, когда снова был возвращен монастырю.

    В 2004 году был произведен ремонт интерьера храма, реставрирован и установлен одноярусный иконостас. В летний период в храме совершаются ранняя Божественная литургия и молебны с акафистом Иисусу Сладчайшему.

    Георгиевская церковь (церковь Георгия Победоносца) – памятник деревянного зодчества в честь святого Великомученика и Победоносца Георгия. Построена в стиле барокко в конце XVIII века на северо-западной окраине деревни Жировичи, на местном кладбище, на так называемой «Юрьевой Горке». Местность здесь очень живописна, с горы открывается прекрасный вид на монастырь. Церковь построена более 300 лет тому назад усердием тогдашнего настоятеля отца Георгия Шаталловича. В этой церкви под полом покоится прах известного писателя протоиерея Планида Янковского (1810-1872).

    Входит в состав монастырского комплекса, но планировочно с ним не связана. Церковь представляет собой односрубный прямоугольный храм с пятигранной алтарной пристройкой, ориентированной на запад.

    Богослужения в Свято-Георгиевском храме совершаются каждую субботу, на­чиная с Радуницы и заканчивая Дмитриевской родительской субботой. В 8.30 начинается Божественная литургия, после которой совершается панихида. В день святого великомученика Георгия, 6 мая (по н.ст.), после ранней Божественной Ли­тургии, совершаемой в Успенском соборе, братия монастыря, учащиеся духовных школ и многочисленные паломники крестным ходом направляются в Георгиевский храм, в котором совершается Божествен­ная Литургия и водосвятный молебен.

    Колокольня. На одной планировочной оси со Свято-Успенским собором перед ним расположена двухъярусная колокольня – памятник классицизма первой половины XIX века. Она формирует перед собором небольшую площадь.

    Здание семинарии построено с юго-восточной стороны собора в XVII - XVIII веках в стиле раннего барокко. Представляет собой П-образное мощное трехэтажное каменное сооружение, покрытое мансардной крышей. Толщина стен составляет 1,2 метра. Под зданием семинарии проходят коридорные подвалы. Под парадным залом находится полуподвальный зал, стены которого достигают двух метров толщины. Новое здание семинарии возведено в 1956 году.

    С 1963 года здание использовалось как учебный корпус Жировичского совхоза-техникума, а с сентября 1989 года, после многолетнего перерыва, в нем возобновила работу Минская духовная семинария.

    Жилой корпус примыкает к Свято-Успенскому собору с юго-западной стороны при помощи перехода над воротами. В корпусе размещаются кельи монахов. Здание построено из кирпича в середине XVIII века.

    Хозяйственный корпус – одноэтажное П-образное сооружение, с северо-западной стороны фасада семинарии образовывающее большой хозяйственный двор. Обнесен по периметру одноэтажными каменными корпусами хозяйственных и служебных строений, возведенных в XVIII - XIX веках. В архитектурном решении просачиваются мотивы барокко и классицизма.

    И сейчас, спустя 530 лет, Жировичский монастырь остается одним из важнейших религиозных центров православия на Беларуси


    Возврат к списку



     


    a_b.jpg

    За веру православную

    Перейти к разделу

     

    Образование и воспитание

    Перейти к разделу

     

    Святая русь

    Перейти к разделу

    Современные проблемы

    Перейти к разделу

     

    Православный образ жизни

    Перейти к разделу

     

    Новости за рубежом

    Перейти к разделу

    Проповеди

    Перейти к разделу

     

    История церкви

    Перейти к разделу

     

    Русская история

    Перейти к разделу

     
      Карта сайта / Обратная связь
    Официальный сайт Международного общественного движения "ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ"
    Разработка и поддержка сайта ИТ-компания "Зебрус"
    Яндекс.Метрика
    Рейтинг@Mail.ru