new_logo.png
 
 
 

 
 

Видео материалы



Все видео










Партнеры

srub8831.jpg amin8831.jpg fondab8831.jpg

Актуальные темы



    Возврат к списку

    Имя Тихон. Святитель, который кормил крестьянских детей

    Имя Тихон. Святитель, который кормил крестьянских детей

    Значение имени Тихон

    В греческой мифологии среди прочих почиталась Тюхэ (Тихэ, Тихе) — богиня удачи, случая и судьбы, которую можно сравнить с Фортуной у римлян. Тихэ изображали с рогом изобилия и вращающимся колесом, символизирующим переменчивость настоящего: что было внизу, вскоре может оказаться наверху. В почитании греками Тихэ однозначности не было. В письменных памятниках к кому только ее не относили: одни называли Тихэ дочерью Зевса, другие — Океана, кто-то ассоциировал ее с Мойрой, а кто-то с Артемидой. Да и культ Тихэ был распространен в Греции очень непродолжительное время, в период эллинизма (с середины IV века до н.э. до I века н.э.).

    Известное в России имя Тихон — это мужской вариант греческого имени Тихэ. Существительное «Τύχη» обозначает «жребий», «удача», «судьба», а происходящее от него «Τύχων» Тюхон (Тихон) можно перевести как «удачливый».

    Кстати, древние греки применительно к богу торговли и прибыли Гермесу изредка употребляли эпитет «тихон», подчеркивая тем самым, что он «удачливый», «попадающий в цель».

    В Европе имя Тихон не известно вообще. А в нашу страну оно пришло с принятием христианства. В России широко почитался святитель Тихон, епископ Амафунтский, в его честь возводились храмы в Москве, в Казани, в Нижнем Новгороде, но несмотря на это долгое время имя Тихон было непопулярным и оставалось сугубо монашеским. Только с середины XVIII века ситуация несколько изменилась. Прежде всего это было связано с фигурой святителя Тихона Задонского, епископа Воронежского, день памяти которого Церковь совершает 26 августа (13 августа по ст.стилю). Смиренный монах, блестящий богослов, философ, он был причислен к лику святых лишь столетие спустя после кончины. Но его влияние на жизнь Воронежа было так велико, что еще при его жизни имя Тихон вошло в употребление среди низших сословий. Надо отметить, что интерес к имени Тихон уже не только в Воронежской епархии, но и в прочих регионах, сохранялся вплоть до начало XX века.

    За последнее столетие пик популярности имени Тихон пришелся на 1999 год, когда на каждые десять тысяч новорожденных как минимум пятеро получили имя Тихон.

    СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН ЗАДОНСКИЙ

    В бедной семье сельского дьячка Савелия Кириллова в 1724 году родился мальчик, крещеный при рождении Тимофеем. Вскоре случилось горе и многодетная семья лишилась кормильца, жила в страшной нужде. Чуть повзрослев, Тимофей, как и братья, начал работать. Нанимался к богатым крестьянам копать огороды и ходил по пашне за бороной. Однажды вдова не выдержала, больно ей было смотреть на родных детей, страдающих от голода. Она решилась на отчаянный шаг: собрала Тимофея и пошла отдавать его богатому и бездетному соседу ямщику на воспитание. Если бы не старший сын, Евфимий, быть бы Тимофею ямщиком. Старший просил за младшего на коленях. Говорил, что с сумой пойдет, но найдет возможность дать Тимофею образование.

    Уже в тринадцать лет Тимофей был отдан в духовное училище при Новгородском архиерейском доме. Принят он был туда стараниями другого своего брата и записан под фамилией Соколовский. Учился Тимофей блестяще и среди двухсот избранных был принят на казенный счет в только открытую Новгородскую семинарию. Любознательный и скромный юноша часто отказывал себе в удовольствии досыта поесть. Он продавал часть своего хлеба, чтобы купить свечи и иметь возможность читать даже ночью. А с 1750 года начал еще и преподавать. После окончания семинарии в 1754 году, Тимофей был оставлен в ней преподавателем древних языков и философии.
    В 1758 году, в возрасте 34 лет он был пострижении в монашество с именем Тихон. О его уме, таланте и добродетелях много слышал Тверской епископ Афанасий. Несмотря на молодость и недавнее пострижение, Тихон был переведен в Тверскую епархию и назначен в январе 1759 года архимандритом Тверского Желтикова Успенского монастыря. Не прошло и года как он был переведен в Отроч монастырь с назначением на должность ректора Тверской духовной семинарии и преподавателя богословия. Его труд «Об истинном христианстве», завершенный чуть позже, был написан именно на основании преподавания богословия.

    Святитель Тихон мечтал об уединенной жизни в одном из пустынных монастырей, но предначертано ему было другое. Уже в мае 1761 года он стал епископом Кексгольским и Ладожским, викарием Новгородской епархии. Получив высокое назначение он с большим рвением начал решать в епархии многочисленные проблемы, прежде всего касавшееся духовенства.

    При нем открывались духовные школы и училища, было введено строгое уставное богослужение. Своим распоряжением он предписал священникам не только ежедневно самим читать Новый завет, но и за каждой литургией проповедовать слово Божие, прибегая к помощи святоотеческой литературы. Заботясь о просвещения священнослужителей, желая чтобы у них было истинное понимание совершаемых в Церкви таинствах и своих обязанностей, святитель Тихон создал ряд сочинений: «О Семи Таинствах», «Прибавление к должности священнической о тайне святаго покаяния», «Инструкция о совершении браков», «Наставление о собственных всякого христианина должностях». Многие из этих сочинений были переизданы в Москве и Санкт-Петербурге еще в XVIII веке.

    При святителе Тихоне в епархии возводились храмы и монастыри. Но еще больше сил было положено епископом на борьбу с идолопоклонством и раскольниками. Для этого он регулярно рассылал по церквями свои проповеди, которые зачитывались перед народом. В них он увещевал паству избегать поклонения Яриле, чрезмерно веселиться на масленицу, главное же снова и снова взывал учиться любви к ближнему.

    Однако уже в 1767 году епископ, который заботился о пастве не жалея сил, заболел.

    Его организм был истощен бессонными ночами, проводимыми за написанием богословских трактатов, а сердце надорвано переживаниями о судьбе русской Церкви.

    Понимая, что не сможет со всей отдачей исполнять своей епископский долг, он подал прошение церковному начальству удалиться на покой. Оно было удовлетворено и святитель Тихон поселился в одном из монастырей под Воронежем, а оттуда переехал в Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, где и жил до своей кончины.

    Строгий пост, молитва, тяжелый физический труд, редкий сон и непрестанная проповедь — такой с 1769 года стала жизнь святителя Тихона. К его келье ежедневно стекались сотни верующих, нуждавшиеся в духовной помощи и благословении. И для каждого он находил слово ободрения и утешения. Вся его пенсия и то, что он получал в дар, шло на благотворительность. Он раздавал деньги нуждавшимся, кормил деревенскую детвору, исподволь приучая детей к молитве и церкви. Но одновременно с этим пастырским подвигом святитель Тихон не оставлял трудов богословских. В семидесятые годы были созданы лучшие его сочинения: «Сокровище духовное, от мира собираемое» и «Об истинном христианстве».

    В воскресенье, 13 августа 1783 года, святитель Тихон скончался. Он был похоронен в Задонском Рождество-Богородицком монастыре.

    Люди продолжали идти теперь уже к месту его упокоения, где стали совершаться многочисленные чудеса. Прославление святителя Тихона Задонского, епископа Воронежского совершалось спустя почти сто лет, в воскресенье, 13 августа 1861 года. Он был канонизирован в лике святителей и стал почитаться как чудотворец. Память святителя Тихона совершается дважды в году. В день его кончины и обретения мощей, 26 августа (13 августа по ст.стилю), а также 1 августа (19 июля по ст.стилю).

    Советская власть не пощадила Задонский монастырь. Приказом чрезвычайно комиссии в 1919 году мощи святителя Тихона были вскрыты. Отправлены в музей в Елец, затем в город Орел. Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, мощи оказались в открытом тогда Богоявленском соборе города Орла. Здесь они хранились вплоть до закрытия собора в 1960 года, когда их вновь передали в музей.

    Возвращение мощей святителя Тихона Задонского Русской Православной Церкви произошло еще тридцать лет спустя, во врем празднования Тысячелетия Крещения Руси. В Задонский Рождество-Богородицкий монастырь мощи вернулись 26 августа 1991 года, где пребывают и сейчас.

    На анонсе -  Задонский Рождество-Богородицкий монастырь

    Тропарь святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца глас 8

    От юности возлюбил еси Христа, блаженне,/ образ всем был еси словом, житием, любовию,/ духом, верою, чистотою и смирением,/ темже и вселился еси в Небесныя обители,/ идеже предстоя Престолу Пресвятыя Троицы,/ моли, святителю Тихоне,/ спастися душам нашим.

    Кондак святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца глас 8

    Апостолов преемниче,/ святителей украшение,/ Православный Церкве учителю,/ Владьще всех молися/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

    Возврат к списку



     


    a_b.jpg

    За веру православную

    Перейти к разделу

     

    Образование и воспитание

    Перейти к разделу

     

    Святая русь

    Перейти к разделу

    Современные проблемы

    Перейти к разделу

     

    Православный образ жизни

    Перейти к разделу

     

    Новости за рубежом

    Перейти к разделу

    Проповеди

    Перейти к разделу

     

    История церкви

    Перейти к разделу

     

    Русская история

    Перейти к разделу

     
      Карта сайта / Обратная связь
    Официальный сайт Международного общественного движения "ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ"
    Разработка и поддержка сайта ИТ-компания "Зебрус"
    Яндекс.Метрика
    Рейтинг@Mail.ru