new_logo.png
 
 
 

 
 

Видео материалы

Загрузка плеера


Все видео










Партнеры

srub8831.jpg amin8831.jpg fondab8831.jpg

Актуальные темы



    Возврат к списку

    Чин внимания себе для живущего посреди міра

    Чин внимания себе для живущего посреди міра

    Ниже мы публикуем одно из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова) (1807-1867).

    Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Том первый. Аскетические опыты. Изд-е второе, исправленное и дополненное. СПб.: Изд-е И.Л. Тузова, 1886.- С.296-298 (Репринт.)) подготовил профессор А. Д. Каплин.

    Постраничные ссылки по техническим причинам заменены на концевые. Первая ссылка вынесена в подзаголовок. Курсив - авторский.

    + + +

    Написано вследствие желания проводить среди міра внимательную жизнь для некоторого благочестивого мирского лица.

    Святитель Игнатий (Брянчанинов)Душа всех упражнений о Господе - внимание. Без внимания все эти упражнения безплодны, мертвы. Желающий спастись должен так устроить себя, чтоб он мог сохранять внимание к себе не только в уединении, но и при самой разсеянности, в которую иногда против воли он вовлекается обстоятельствами. Страх Божий пусть превозможет на весах сердца все прочие ощущения: тогда удобно будет сохранять внимание к себе, и в безмолвии келейном, и среди окружающаго со всех сторон шума.

    Благоразумная умеренность в пище, уменьшая жар в крови, очень содействует вниманию к себе; а разгорячение крови - как-то от излишнего употребления пищи, от усиленного телодвижения, от воспаления гневом, от упоения тщеславием и от других причин - рождает множество помыслов и мечтаний, иначе, разсеянность. Святые Отцы предписывают желающему внимать себе во-первых умеренное, равномерное, постоянное воздержание в пище[1].

    Проснувшись - в образ ожидающаго всех человеков пробуждения от мертвых - направь мысли к Богу, принеси в жертву Богу начатки помышлений ума, еще не принявшаго на себя никаких суетных впечатлений. С тишиною, очень осторожно, исполни все нужное по телу для вставшаго от сна, прочитай обычное молитвенное правило, заботясь не столько о количестве молитвословия, сколько о качестве его, то есть о том, чтоб оно было совершено со вниманием, и, по причине внимания, чтоб освятилось и оживилось сердце молитвенным умилением и утешением. После молитвеннаго правила, опять всеми силами заботясь о внимании, читай Новый Завет, преимущественно же Евангелие. При этом чтении тщательно замечай все завещания и заповеди Христа, чтоб по ним можно было направлять свою деятельность, видимую и невидимую. Количество чтения определяется силами человека и обстоятельствами. Не должно обременять ум излишним чтением молитв и Писания, также не должно упускать обязанностей своих для неумереннаго упражнения молитвою и чтением. Как излишнее употребление пищи разстроивает и ослабляет желудок: так и неумеренное употребление духовной пищи ослабляет ум, производит в нем отвращение от благочестивых упражнений, наводит на него уныние[2]. Для новоначального святые Отцы предлагают частые молитвы, но непродолжительные. Когда же ум возрастет духовным возрастом, окрепнет и возмужает: тогда он будет в состоянии непрестанно молиться. К христианам, достигшим совершенного о Господе возраста, относятся слова святого апостола Павла: Хощу убо, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления[3], то есть безстрастно и без всякого развлечения или парения. Свойственное мужу еще не свойственно младенцу. Озарившись при посредстве молитвы и чтения Солнцем Правды, Господом нашим Иисусом Христом, да исходит человеком на дела дневного поприща, внимая, чтоб во всех делах и словах его, во всем существе его царствовала и действовала всесвятая воля Божия, открытая и объясненная человекам в евангельских заповедях.

    Если выпадут свободные минуты в течении дня, употреби их на чтение со вниманием некоторых избранных молитв, или некоторых избранных мест из Писания, и ими снова подкрепи душевные силы, истощаемые деятельностью посреди суетнаго мира. Если ж этих золотых минут не выпадает: то должно пожалеть о них, как о потере сокровища. Что утрачено сегодня, не надо потерять на следующий день: потому что сердце наше удобно предается нерадению и забывчивости, от которых рождается мрачное неведение, столько гибельное в деле Божием, в деле спасения человеческого.

    Если случится сказать или сделать что-нибудь противное заповедям Божиим: то немедленно врачуй погрешность покаянием, и посредством искреннего покаяния возвращайся на путь Божий, с которого уклонился нарушением воли Божией. Не косни вне пути Божия! - Приходящим духовным помышлениям, мечтаниям и ощущениям противопоставляй с верою и смирением евангельские заповеди, говоря со святым патриархом Иосифом: Како сотворю глагол злый сей, и согрешу пред Богом[4]. Внимающий себе должен отказаться от всякой мечтательности вообще, как бы она не казалась приманчивою и благовидною: всякая мечтательность есть скитание ума, вне истины, в стране призраков несуществующих и немогущих осуществиться, льстящих уму и его обманывающих. Последствия мечтательности: утрата внимания к себе, разсеянность ума и жестокость сердца при молитве; отсюда - душевное разстройство.

    Вечером отходя ко сну, который по отношению к жизни того дня есть смерть, разсмотри действия свои в течении мимошедшего дня. Для того, кто проводит внимательную жизнь, такое разсматривание незатруднительно: потому что по причине внимания к себе уничтожается забывчивость, столько свойственная человеку развлеченному. И так: припомнив все согрешения свои делом, словом, помышлением, ощущением, принеси в них покаяние Богу и расположением и сердечным залогом исправления. Потом, прочитав молитвенное правило, заключи Богомыслием день, начатый Богомыслием.

    Куда уходят все помышления и чувствования спящего человека? Что это за таинственное состояние - сон, при котором душа и тело живы, и вместе не живут, чужды сознания своей жизни, как бы мертвые? Сон также непонятен, как и смерть. Во время его покоится душа, забывая самые лютые горести и бедствия земные, в образе своего вечного покоя; а тело!... если оно восстает от сна, то непременно воскреснет и из мертвых. Сказал великий Агафон: «Невозможно без усиленного внимания себе преуспеть в добродетели»[5]. Аминь.


    [1] Добротолюбие, ч. 2, главы преподобного Филофея Синайского.

    [2] Исаак Сирский. Слово 71.

    [5] Патерик Скитский.


    Возврат к списку



     


    a_b.jpg

    За веру православную

    Перейти к разделу

     

    Образование и воспитание

    Перейти к разделу

     

    Святая русь

    Перейти к разделу

    Современные проблемы

    Перейти к разделу

     

    Православный образ жизни

    Перейти к разделу

     

    Новости за рубежом

    Перейти к разделу

    Проповеди

    Перейти к разделу

     

    История церкви

    Перейти к разделу

     

    Русская история

    Перейти к разделу

     
      Карта сайта / Обратная связь
    Официальный сайт Международного общественного движения "ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ"
    Разработка и поддержка сайта ИТ-компания "Зебрус"
    Яндекс.Метрика
    Рейтинг@Mail.ru