Неодолимое желание бросить камень
Убийства в московской школе, которые совершил ее ученик Сергей Гордеев, вызвали немалые разговоры. В наше время у любого преступления есть дополнительный поражающий фактор — медийный. Иногда его используют совершенно сознательно — теракты и устраиваются, главным образом, ради медиа-эффекта. Иногда такой эффект возникает без воли самого преступника. Некоторые преступления — в том числе тяжкие — проходят почти незамеченными, о них говорят только те, кому по службе положено, некоторые становятся предметом бурного обсуждения.
Желание уразуметь, что толкнуло тихого подростка на такое злодеяние, понятно. Но у ряда комментаторов появляется еще одно желание — пнуть по этому поводу своих врагов. Оказывается, в доме у юного злодея были иконы. По словам одного из одноклассников, «он говорил, что его заставляли читать религиозные книги и заучивать молитвы». Кроме того оказалось, что в сего семье есть сотрудники ФСБ.
Социальные сети, как известно, полные опытнейших психологов-криминалистов, взорвались комментариями на тему «православного убийцы», а некоторые порталы тут же запестрели заголовками вроде: «СМИ: школьного стрелка Сергея Гордеева довела семья православных чекистов».
Люди, давно желающие сказать нечто про государство Российское и Русскую Православную Церковь, получили возможность высказаться и использовали ее полностью. Мол, в этом подростке, убившем своего учителя и полицейских, отразилось все, что накопилось в «путинской России»: чекисты, нарочитое Православие, «духовные скрепы» и так далее и тому подобное.
Скажем и мы некое слово.
Ужасные происшествия вроде этого располагают к эмоциям, но попробуем все же обратиться к здравому смыслу. Уникально ли такое преступление? Для нас — в России — оно в новинку. Но увы, в развитых демократических странах такое происходит регулярно. Чаще всего в США — с 2000 года там произошло более 100 (!) инцидентов со стрельбой в школах, в Канаде — 6 случаев, в Европе (Германия, Норвегия, Финляндия, Греция) — 13.
Америка заметно впереди планеты всей по таким преступлениям. В чем же дело? Там много сотрудников ФСБ или такую силу взяла Русская Православная Церковь? Есть более простое предположение: в США на руках у населения гораздо больше оружия. Люди, как и везде, впадают в безумие — но в США у безумца больше возможностей добраться до ствола. Сами американцы бурно обсуждают, не следует ли им ужесточить контроль над оружием, и, как правило, видят проблему именно в нем.
В соседней Канаде контроль над оружием гораздо строже, и число таких происшествий (и жертв) гораздо меньше.
Безумцы есть везде, но возможность добраться до автоматической винтовки и убить десятки человек (как сделали это в недавнем прошлом норвежец Брейвик или американец Холмс) есть не у всех.
С такими преступлениями дела обстоят гораздо хуже там, где ФСБ нет, а Православие присутствует очень слабо
Так что, пожалуй, говорить тут о Православии, ФСБ или какой-то Российской специфике вообще невозможно — с такими преступлениями дела обстоят гораздо хуже там, где ФСБ нет, а Православие присутствует очень слабо.
Так что когда мы слышим о том, что «школьного стрелка Сергея Гордеева довела семья православных чекистов», нам стоит совершить некоторое очевидное рассуждение.
Если мы пытаемся определить, приводит ли фактор X, к явлению Y, то нам надо, прежде всего, выяснить, имеет ли место это явление там, где фактор X не действует. Например, чтобы понять, приводит ли потребление свинины к раку желудка, надо сравнить показатели по раку там, где свинину едят, и там, где нет, отсеять возможные дополнительные факторы, которые могут сбивать картину.
Аналогично, чтобы понять, приводит ли Православие (или другие факторы) к убийствам с применением огнестрельного оружия, надо посмотреть, есть ли корреляция, были ли другие убийцы такого рода русскими / православными / детьми сотрудников ФСБ.
Это простейшая интеллектуальная процедура. Ее требуют не политические симпатии или антипатии, а здравый смысл. Но, увы, здравого смысла часто не хватает, вернее, сильнейшее желание бросить камень совершенно его отключает.
Что же, тогда стоит подумать, откуда это столь неодолимое желание, и стоит ли его в себе культивировать.