Cемья - это средоточие всего для ребенка
Интервью с протоиереем Андреем Речицким …
Сегодняшнее состояние общества, когда среда с рекламой пива, фильмами насилия и ужасов делает детей растерянными, равнодушными и вялыми, сводит усилия родителей и педагогов практически на нет. Отец Андрей, просим Вас поучаствовать в обсуждении проблемы «Когда ребенок ничего не хочет».
Первый к Вам вопрос: как можно воспитать жизнелюбивых, добрых и активных в жизни детей. Иногда кажется, что никогда не знаешь, каким вырастет ребенок, как его не воспитывай!
Все темы, касающиеся воспитания деток, возможно обсуждать только внутри того целого, что представляет собой семья - это средоточие всего для ребенка. Самым важным является то, какие образы воспринимает душа смлада, а они выстраиваются не иначе, как в доме, в семье. Развитие ребенка, систему ценностей и духовную цель его жизни полагают родители. Следуя доброму примеру папы и мамы, дети усваивают истинные жизненные ценности и находят лучшее применение своим физическим и умственным силам.
А наши беспокойства по поводу того, как это будет реализовано в его дальнейшей жизни, связаны с тем, что мы забываем: действует и воспитывает в этом мире Господь, мы лишь Его соработники. Именно потому порой получается, что наши «наиблагочестивейшие» родительские устремления заканчиваются ничем: непременно хотели вырастить из ребенка преподобного, а он почему-то в храм перестал ходить! Видимо, родители применяли насилие, а ребенок видел разницу между образом благочестия, которое мы ему навязывали, и тем, как жили сами родители. Они должны подавать детям живой пример того, какими желают видеть детей.
Конечно, со стороны родителей требуется мудрость к тому, как поступать и как по чувствовать волю Божию о ребенке - на каждом она своя.
Каковы же истоки у этой проблемы?
Сама проблема заставляет нас, взрослых задуматься о том, что мир, который мы создаем для наших детей - не благополучный, он не дает им возможности полноценно жить и развиваться, ребенок отстраняется от него. Дети очень устают от обилия информации, теперь они знают о тех сторонах жизни, которых им не положено знать по возрасту. Мы видим огромное число образов порока, грехопадений, которые вкладываются в детские души через средства массовой информации, и никто не говорит о святости! Теперь даже в школе все реже можно слышать: «Совесть у тебя есть?» Кто сейчас говорит о чести, честности, о том, что предавать нельзя? А это помогло бы им чуть устоять, не пасть совсем! У ребенка нет необходимого духовного опыта, чтобы защититься от агрессивного мира, и поэтому он уходит в себя. Остается только семья!
Если семья не просто хранит эти понятия, но и являет в жизни нравственные образы, ребенку будет проще находить правильные ответы на смущения, возникающие по мере его взросления, когда ему приходится сталкиваться с жизненными задачами, которые так или иначе сопровождают нас в земной жизни.
Здесь очень важно и церковное воспитание - оно дает ребенку фундаментальное представление об окружающем его мире. Становление личности ребенка на житиях святых дает правильное восприятие и понимание мира. Как говорят: «По имени твоему житие твое». Он будет ориентироваться на примеры из жизни своего святого, будет знать, как его святой боролся с соблазнами мира и как в них выстоял.
Правда, иногда в сердце повзрослевшего ребенка может постучаться вопрос: «Мама, зачем ты меня так воспитала? Мне очень трудно, я не могу поступать как многие вокруг!» - но это лишь свидетельство того, что в семье было положено начало святости в человеке, которое будет сопровождать его по жизни.
Церковь, имеющая целью достижение святости, предлагает средства к этому, как жить и что делать! Чем раньше ребенок напитается благодатью Божией, тем ему проще будет дальше жить. Это не означает, что он будет избавлен от тернистого пути с искушениями и обретением своего духовного опыта, мы за него этот путь пройти не можем, но благодатное начало ребенок все равно никогда не потеряет. Оно будет основанием для него, что бы не происходило в его жизни дальше: он будет знать, что есть такое место в мире, где можно найти утешение, поддержку и совет. Его будет вести Господь, он всегда может вернуться в отчий дом - притча о блудном сыне актуальна во все времена!
Только ли духовные корни у этой проблемы?
В жизни много сторон - не все переносится на духовное. Мы не можем многого требовать от детей, которые живут в больших городах, и особенно в Москве: во многом детская вялость связана с атмосферой, в которой они живут, не только информационной - им просто нечем дышать, нет физических сил! Порой та апатия, которую мы в них видим, может быть связана элементарно с физическим состоянием: их детское сердце вынуждено переносить испытания и переживания, которые трудно вместить в этом возрасте. На психику ребенка давят постоянный поток информации, невозможность уединиться, раздраженные вокруг люди. Нетрудно заметить, как в них просыпается энергия, силы и интерес ко всему на природе!
Когда-то годам к двадцати, а то и раньше, человек успевал выполнить все необходимые биологические и социальные функции: и добытчиком стать, и потомство оставить. А в наше время к 16-20 ти годам человек все еще находится в положении ребенка-потребителя, так сказать, жизнь только начинается. Хотелось бы услышать Ваше мнение об инфантилизме, о котором обычно говорят лишь начиная со школьного и подросткового возраста.
Это одна из современных болезней, которая свойственна не только детям, но и взрослым - сколько семей, в которых взрослые мужчины не хотят работать! Речь идет о духовном иждивенчестве: кто-то за нас все должен сделать! По сути своей, эта болезнь поразила все общество - никто не знает куда идти, нет цели, а если нет цели, - зачем что-либо делать! Дети не нужны обществу и миру - мы это понимаем, а они ясно чувствуют.
Эта болезнь, более свойственная взрослым, поражает теперь и детей, их волю, весь состав их детского устроения. К сожалению, от нее никто не застрахован: нередко это касается и детей из вполне благочестивых семей. Нам тут следует крепко задуматься, поскольку сам ребенок не может сформулировать, что с ним происходит! Ему конечно можно давать психологические обманки, для того, чтобы заставить куда-то двинуться, но все дело чаще всего в том, родители должны повзрослеть сами, перестать быть инфантильными и держаться за свою безынициативность. Инфантильность может быть результатом не совсем правильного воспитания в отрочестве, когда ребенку особенно необходимо передоверять ответственность за себя самого, за свои поступки.
Почему ребенок не хочет брать на себя ответственность?
Раньше всех воспитывали весьма определенно: девочек - в понимании того, что они должны стать женами и матерями и что от них потребуется определенный подвиг. Теперь никто не воспитывает девочек быть матерью! Точно также мальчиков с детства воспитывали как будущих мужей, кормильцев, защитников - и это было в любом сословии.
У писателя Василия Белого есть произведение «Лад», в котором он удивительно ярко описывает мир крестьянской общины, семьи, хозяйства. Этот мир предстает в "ладном" состоянии, в каком помнит его история и в каком видит его писатель. Лад порождался правильной ритмичностью всего кругооборота земной жизни. Что важно, тогда у детей игрушки были связаны с трудом, не было абстрактных игр и игрушек. Дети сами их делали и это было детским вхождением в строй и порядок взрослой жизни, и это делало жизнь понятной для них!
А сейчас ребенок погружается в мир виртуальный. Играя, он вполне может причинять боль кому-то - в том несуществующем мире от этого ничего страшного не происходит. Но когда ребенок выходит в реальный мир, часто даже в отроческом возрасте, он начинает обижать других, совсем не понимая, что причиняет другому боль! А если ему сделают больно, обижается, удивляется и опять ничего не понимает, потому что привык жить нереальным миром! Конечно, это разрушает психику ребенка и последствия таких игр не заставляют себя долго ждать - происходит поражение личности, которую потом трудно восстановить. Такие дети уже старички: еще не потрудились, а уже хочется отдыхать, поиск отдыха идет впереди всего!
А для нас взрослых - это свидетельство того, какой мир мы строим! В таком мире нет места полноте детской жизни, которая способствует становлению личности его. Мир детства можно сохранить только в семье - теплый, защищенный, радостный, с особой атмосферой, с запахом родного дома, с мамиными руками ! Жаль, что мы часто не предаем значения тому, как легко отдаем наших детей в этот безумный, безумный, безумный мир! А мир над ними не устает трудиться!
Потому и обрушились нападки на институт семьи, что это передовая в войне за ребенка, это единственная преграда тому, чтобы окончательно не развалилась личность ребенка.
Вот что удивительно, раньше ребенок начинал исповедоваться лет в семь, когда у него пробуждалось самосознание - теперь это происходит нередко и пять лет! Он все понимает, и как сознательный человек может назвать грех. В том, что малые дети приходят на исповедь, тоже наверное есть знак нашего времени: они все раньше начинают понимать, и это для них трагедия!
С одной стороны его детское сердце не может принять грех, но с другой стороны, мир через уродливые формы и образы производит насилие над его детской душой - страсти человеческие молодеют! Бесконечно работающий телевизор в квартирах закладывает образы падшие, образы гнилые, которые начинают разрушать его личность - плоды не заставят себя долго ждать! Родителям нечего удивляться! Где-то мы просмотрели, пропустили момент, и вместо того, чтобы напитаться детской чистотой - той, что была в сердце маленького ребенка - сами ничего не получили, и ему не дали развиваться в естественном для него детском чистом устроении.
Или как может быть активным ребенок, или если родители без конца обсуждаются вселенские события или патриотические темы, а своих детей не замечают. Как говорил преподобный: «Любить все человечество легко, попробуй полюбить того, кто рядом с тобой, дома»! В воспитании детей это важно, и конечно, не должна уходить родительская молитва! Не случайно сказано, что молитва матери поднимает со дна океана - это же изведано, веками!
Но, батюшка, у ребенка наступает буйство молодости, и иногда проблемы подросткового возраста становятся порой нестерпимо тяжелыми!
К сожалению нет, так сказать, корреляции между тем, какие ценности, идеалы и устремления ребенок выносит из Церкви и тем, что происходит в обществе, в котором все сводится к денежному эквиваленту. Для ребенка это трагедия - отсюда пессимизм, лучшие движения его души оказываются не востребованными.
К человеку приходит время осознания себя в этом мире - здесь от взрослых требуется много терпения. Апостол говорит: «Родители, не раздражайте детей». Все сказано, что еще можно добавить! Но чаще всего принципом нашей родительской воспитательной линии становится именно раздражение, мы пытаемся уколоть, надавить на гордость, на тщеславие, и в итоге сами начинаем вызывать в ребенке стороны жизни, которые раньше не считали хорошими!
Один батюшка, который вел много лет гимназию, на встрече с родителями сказал: «Любите их такими, какие они есть Они почувствуют вашу любовь - их сердце обязательно откликнется!» Отталкивать нельзя, даже если ребенок не оправдал ваших чаяний и надежд - это для него опять станет трагедией: «Родителям я не нужен!» А мир найдет ему применение быстро и начнется разрушительная жизнь!
Но как бы мир не катился ко злу унывать нельзя! Что поделаешь, есть времена, более способствующие утверждению человека, а есть и такие, по выражению Анны Ахматовой, когда даже самые простые поступки для человека становятся подвигом!
Что бы Вы, отец Андрей, пожелали нашим читателям в связи с обсуждаемой темой?
Опять же, все уже сказано: «Да любите друг друга!» Это самое главное. Сейчас многие рассуждают о конце времен, но мы не должны забывать, что сроки сокрыты даже от Ангелов божиих! У нас есть только один признак конца времен, о котором говорил Господь: «Когда оскудеет любовь». Только бы она не оскудела в нашем сердце! Мы должны бороться за любовь, должны детям передавать это состояние любви к Богу и к ближнему. Из любви исходит все: и ответственность, и интерес к жизни, и активность, все отсюда. А любовь начинается с семьи: там, где научили детей любить, жизнь у них будет строиться полно
http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/44556.php