new_logo.png
 
 
 

 
 

Видео материалы



Все видео










Партнеры

srub8831.jpg amin8831.jpg fondab8831.jpg

Актуальные темы



    Возврат к списку

    Свобода на баррикадах

    Свобода на баррикадах

    Владимир Мамонтов об одном педагогическом эксперименте

    В ходе лекций перед студентами, первокурсниками и второкурсниками одного вполне крупного, успешного и благополучного университета, я предпринял такой передовой педагогический маневр: попросил их внимательно порассматривать картину Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах». А назавтра рассказать: а что, собственно, происходит? Каков сюжет, а так же внутренняя пружина картины? И, наконец, что они замечают в картине необычного? Требующего объянения – по крайней мере, версий?

     Нельзя сказать, что я руководствовался каким-то тайным воспитательным замыслом. Просто я твердо знал, что картина сия детям знакома. А темой у нас была любознательность журналиста, умение видеть детали. Почему нет? Пусть будет Делакруа.

    Ну что сказать? Первое. Пикантная топлесс-деталь картины вообще не попала в сферу обсуждения – а ведь в наши годы она сильно капитализировала эту иллюстрацию в учебнике или в Детской энциклопедии. Деталь стала обыденной. Ее никто специально не отметил. Кроме одной девушки, которая вообще проявила недюжинные таланты и воображение. Но об этом после. Второе —зоркие у нас дети, я вам скажу. Надо нам это иметь ввиду.

    Приведу некоторые понравившиеся мне версии.

    — Вот я что заметил, —начал бойкий паренек. — Тут, значит, на баррикаде бой идет, люди митингуют, за свободу борются, а в отдалении другие люди стоят, смотрят, не пошевелятся. Зеваки. Вот и у нас...

    Тут спешно слово взял представитель университета:

    — Так, спокойно: университет вне политики.

    Но мысль уже была ясна.

    — А я вот что заметила, — взяла слово другая студентка. – За девушкой-свободой следом в бой идут люди небогатые. Какие-то оборванные. Богатым это не надо.

    —А у нас наоборот, — сказал кто-то, но даже зоркий глаз наставника не выявил автора реплики.

    —А мне кажется совсем не так, — вмешалась ее товарка. — Там разные. И мне кажется, Делакруа хотел сказать своей картиной, что свобода всем нужна. Смотрите, тут один вообще в цилиндре, в галстуке. Который с ружьем. Ничё не бомж.

    Тут девушка, которая давно руку тянула, аж заподскакивала.

    — Который в цилиндре и с бакенбардами вообще очень на Пушкина похож! Художник Делакруа вполне мог приехать в Россию, его друг Дюма ведь был? Картина написана до смерти Пушкина, я проверяла. Это вполне может быть Пушкин!

    Честно скажу: я пока версии этой подтверждений не нашел. Но что-то очень постмодернистское, даже пелевинское в ней есть. Мне понравилось.

    Тем временем слово взял следующий трактовщик:

    — Что мы видим? Во Франции явно идет переустройство, —сказал он, — идут реформы.

    Я еще раз посмотрел на сполохи грозного пожара за баррикадой, на вывернутые камни, обломки и мертвые тела на переднем плане. И не смог не согласиться: да, реформы идут. Я такие даже помню. В другой стране.

    — И художник хочет нам показать, что несмотря на жертвы, цель будет достигнута. Только я не понял: что это за женщина, которая на коленях у Свободы что-то просит?

    — Может, мать чья-то, чтоб сына не убили, —тонко заметил кто-то с верхних рядов.

    — Ну, да, может. Но всё же загадкой осталось.

    Я согласился.

    Две студентки решили отвечать вдвоем.

    — Странно: у мертвого тела, что справа,  одна рука совсем иссохла. А другая не иссохла, — сказала первая.

    — Вот именно, —добавила вторая.

    Я честно зафиксировал и эту загадку.

    — Мне показалось странным, что дома на заднем плане такие высокие. Тогда уже разве строили такие дома? — задалась вопросом еще одна студентка.

    Тут надо заметить, что детки про прошлое, выходящее за рамки школьной программы, и даже не такое далекое, мало знают, я это уже понял. Ни один из них не ведал, кто такой Борис Кустодиев. Федор Шаляпин. Даже Василий Песков! Так что про дома и прочие башни – это было простительно: они ж не на архитектурный поступили. А остальному здешние педагоги научат, уверен. У них не забалуешь – в лучшем  смысле этого слова.

    Поток версий полегоньку иссякал, и тут подняла руку девушка с первого ряда, которая и пометки делала в ходе моих вещаний, и реагировала живо.

    — На этой картине много загадочного, — сказала она. – Но, если честно, у меня ответа нет ясного на один вопрос: почему молодой человек, убитый, на переднем плане без штанов лежит?

    Понятно, все загомонили. Смешки. Предположения. А я вспомнил, что Эдгар По клал письмо на передний план, чтобы его никто не нашел.

    — Конечно, в классической традиции было рисовать людей обнаженными. И, хотя Делакруа – романтик, но он многое перенял, — вставил я из прочитанного накануне. – Но, чувствую, дело не в этом?

    — Думаю, не в этом, —сказала девушка.

    Всё стихло.

    — ЕСЛИ ПРЕДСТАВИТЬ, ЧТО ПРОИСХОДИЛО ДО МОМЕНТА, ИЗОБРАЖЕННОГО ХУДОЖНИКОМ, ТО... МОЖЕТ, ОНИ ЛЮБИЛИ ДРУГ ДРУГА? ЭТОТ ЮНОША – И ОНА.

    — КТО? – СПРОСИЛИ ИЗ ЗАЛА САМЫЕ НЕПОНЯТЛИВЫЕ.

    — СВОБОДА, —СКАЗАЛА ДЕВУШКА. – А ОН, ДОПУСТИМ, БЫЛ ЗНАМЕНОСЕЦ. ОНА ЕГО ПРОВЕДАТЬ ПРИШЛА НА МЕСТО УЛИЧНЫХ БОЕВ, МОЖЕТ ДАЖЕ ПОЕСТЬ ПРИНЕСЛА. А ТУТ ЕГО УБИЛО. ОНА ВЗЯЛА ЕГО ЗНАМЯ. И ВПЕРЕД. А ЧТО, ТАКИЕ БЫЛИ – ВОН, ЗА ДЕКАБРИСТАМИ ЖЕНЫ В СИБИРЬ ШЛИ.

    ОНА СТОЯЛА ВОТ ТАК ВОТ, СО СВОИМ МНЕНИЕМ, КАК НА БАРРИКАДЕ – А ПОЗАДИ НЕЕ МОЛЧАЛ, РАЗМЫШЛЯЯ, ЗАЛ.

    И даже какие-то сполохи отсветами бегали по задней стене: наверное, закат просочился через огромные окна, день-то к вечеру шел.

    Короче, отдали мы этой девушке первый нехитрый приз нашего ипровизированного конкурса, хотя, понимаю, что не все педагоги нас одобрят: без штанов всё ж-таки нехорошо. А потом долго и искренне ей аплодировали.

    Да нормальные у нас дети! И кого-то мне напоминают.

    P.S. Поскольку стенограммы той лекции у меня пока нет, то вполне возможно, я кого-то поменял местами, что-то совместил и даже домыслил. Совсем чуть-чуть. Когда стенограмма появится, можно будет провести еще одно полезное и поучительное занятие – сравнить правду факта и текста. Но это совсем другая история. 

    Иллюстрация: Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ. 1830 г.

    http://www.foma.ru/svoboda-na-barrikadax.html


    Возврат к списку



     


    a_b.jpg

    За веру православную

    Перейти к разделу

     

    Образование и воспитание

    Перейти к разделу

     

    Святая русь

    Перейти к разделу

    Современные проблемы

    Перейти к разделу

     

    Православный образ жизни

    Перейти к разделу

     

    Новости за рубежом

    Перейти к разделу

    Проповеди

    Перейти к разделу

     

    История церкви

    Перейти к разделу

     

    Русская история

    Перейти к разделу

     
      Карта сайта / Обратная связь
    Официальный сайт Международного общественного движения "ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ"
    Разработка и поддержка сайта ИТ-компания "Зебрус"
    Яндекс.Метрика
    Рейтинг@Mail.ru