new_logo.png
 
 
 

 
 

Видео материалы

Загрузка плеера


Все видео










Партнеры

srub8831.jpg amin8831.jpg fondab8831.jpg

Актуальные темы



    Возврат к списку

    «Духовный мир глазами детей»

    «Духовный мир глазами детей»

    Выставка воспитанников иконописной школы Ростислава Гирвеля ждет посетителей …

    До ноября продлена выставка работ учеников детской иконописной школы «Святогорье» – эту радостную новость сообщили организаторы экспозиции на встрече с основателем школы Ростиславом Мартиновичем Гирвелем, состоявшейся 20 сентября в Музее богемной жизни Петербурга. Собрание иконописных образов, созданных детьми от 4 до 16 лет, привлекло внимание арт-холдинга «Рахманинов», благодаря чему петербуржцы могут увидеть эти удивительные работы сразу в двух выставочных пространствах: экспозиция «Духовный мир глазами детей» (иконопись) располагается в Музее богемной жизни Петербурга, на Большой Конюшенной, 11Б; экспозиция «Сказки и история России в творчестве детей» размещена в арт-отеле «Рахманинов», на улице Казанской, дом 5.

    Более сорока лет Ростислав Мартинович руководит детской иконописной студией «Святогорье», располагающейся в Казанском соборе. Обучая детей иконописному мастерству, Гирвель разработал собственную методику, которая обращается к образному мышлению детей, их творческой свободе и увлеченности. В его студии дети начинают заниматься с 4-5 лет. «Ребенок рождается с творческим даром, который нужно определить и помочь ему развиться, - рассказал мастер. - Моя задача увидеть талант в ребенке и развивать его, потому что иконы пишут только даром Божьим».

    Будущих учеников Ростислав Мартинович отбирает, устраивая им экзамен, на котором определяет главное - есть ли у ребенка дар творчества, или нет. На первой ступени дети делают карандашные рисунки зверей, птиц - символов Евангелистов. Во второй год рисуют красками сказочные сюжеты или подвиги Георгия Победоносца. На третий год начинается работа над образами и житиями святых. К третьей ступени студийцы подходят в разном возрасте, поэтому иконы и жития, представленные на выставке, написаны детьми от шести лет и старше. После пятого года обучения юные «святогорцы» могут писать иконы самостоятельно.

    Ростислав Мартинович бережно направляет природную свободу детского воображения к познанию духовности иконописного мира изнутри. Мастер объединяет процессы творчества и воцерковления воспитанников: они изучают жития святых, беседуют со священником, молитва становится необходимым началом творчества. Приходит понимание: икона – это зримое Слово, обитающее в вечности; икона – это живопись светом, природа которого берет начало в вечности. Сначала – слово, а потом – изображение, но в иконном пространстве они равноценны.

    «Выставка долго ждала приглашения, - признался Ростислав Гирвель, - последняя была в Нидерландах в 2007 году. Родители моих детей не один год ходили по Санкт-Петербургу, просили нас где-нибудь принять на экспозицию, но тщетно». Художник выразил сердечную благодарность Ксении Александровне Куренбиной, главе арт-холдинга «Рахманинов», предоставившей помещения для выставки и на свои средства издавшей полноцветный Каталог работ учеников Ростислава Гирвеля.

    Работы воспитанников Ростислава Маритиновича, кроме выставки, можно увидеть в нескольких храмах Ленинградской области. В церкви великомученика Пантелеимона в Ганино Выборгского района детьми написаны иконы 12 праздников. В Константино-Еленинском монастыре «святогорцы» расписали плафон и в Пушкине одну из церквей также украшают иконы воспитанников Гирвеля. «Дети могут писать, в храмах их работы есть, прогрессивные священнослужители их работы принимают, но их немного», - уточнил мастер.

    Педагогический опыт Ростислава Мартиновича получил признание международной научной общественности. В 2003 году он защитил докторскую диссертацию по педагогике иконописи в Международной академии «Информация, связь, управление в технике, природе и обществе» (МАИСУ), после чего был создан Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт православной иконологии, который является научным исследовательским центром. Задача Р.М. Гирвеля как директора института - собирать исследования по истории, теории и практике иконописания и проводить конференции. Таких международных конференций проведено три.

    Бывшая ученица Ростислава Мартиновича, а ныне студентка Академии имени Штиглица, присутствовавшая на встрече, рассказала, что с восьми лет занималась в «Святогорье», и то, чему она научилась у мастера, не сравнится с тем, что получает сейчас, обучаясь в вузе. «У Ростислава Мартиновича я постигла краеугольные понятия, знания, без которых я просто не нашла бы себя», - призналась девушка.

    Галина Викторовна, мать одного из учеников Ростислава Гирвеля, поведала о поездке в Сербию с иконой Богородицы «Благодатное Небо», в появление которой внесли вклад студийцы «Светлояра». «Когда в 2008 году была трагедия отсоединения Косова, то икону "Благодатное Небо", которую сопровождали воспитанники Ростислава Мартиновича, встречала вся Сербия. 700 тысяч сербов съехались со всего мира, и все говорили: "Русская Матерь Божия приехала к нам в Сербию", - вспоминает Галина Викторовна. - Еще одна икона "Благодатное Небо", написанная Ростиславом Мартиновичем в честь присоединения Крыма к России, передана в 2015 году в Инкерманский монастырь под Севастополем. Ее провезли на военном корабле, на самолете вокруг всего Крыма. Это был настоящий праздник зримого посещения Матерью Божией древней православной земли».

    Вспоминая, как писались два образа Богородицы «Благодатное Небо», Ростислав Мартинович уточнил, что у них одинаковый размер, извод, но немного различаются краски и лики. «Я не знал, как написать поле для сербской иконы, - поведал мастер. - Увидел цветовое решение во сне, проснувшись, взял краски, стоявшие рядом на столе, нанес три пятна на икону, а потом утром дописывал. А когда писал образ для Крыма, основой цветового решения стал российский флаг, триколор. Лик Богоматери сербского образа навеян сербскими иконами, а у крымского образа он более строгий».

    Заканчивая рассказ о встрече с уникальным мастером и педагогом, хочется низко поклониться Ростиславу Мартиновичу за его труд и привести слова родителей, вместе с детьми постигавших азы иконописной школы Гирвеля: «Работая с детьми, нужно иметь необыкновенное сердце, любовь и доброту - то, что есть у Ростислава Мартировича. Детей невозможно заставить писать иконы - только влюбить их в иконопись, раскрыть красоту Слова и Его Образа».


    Возврат к списку



     


    a_b.jpg

    За веру православную

    Перейти к разделу

     

    Образование и воспитание

    Перейти к разделу

     

    Святая русь

    Перейти к разделу

    Современные проблемы

    Перейти к разделу

     

    Православный образ жизни

    Перейти к разделу

     

    Новости за рубежом

    Перейти к разделу

    Проповеди

    Перейти к разделу

     

    История церкви

    Перейти к разделу

     

    Русская история

    Перейти к разделу

     
      Карта сайта / Обратная связь
    Официальный сайт Международного общественного движения "ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ"
    Разработка и поддержка сайта ИТ-компания "Зебрус"
    Яндекс.Метрика
    Рейтинг@Mail.ru