Международное общественное движение «За веру православную!», далее Движение, действует в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 19.05.2010) «Об общественных объединениях» и иными государственными нормативными актами, регулирующими деятельность общественных организаций. [1]
В соответствии с действующим законодательством Российской федерации Международное общественное движение «За веру православную!» действует ради достижения коллективных общественно-полезных целей, направленных на духовные и общественные блага и удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей своих участников, для каждого из которых православная вера является главной основой их духовной и гражданской жизни, определяющим принципом личного поведения, приемлемого для христианина общественного устроения и государственной внутренней и внешней политики.
В своей церковно-общественной деятельности движение руководствуется «Основами социальной концепции Русской Православной Церкви», принятыми Архиерейским Собором 2000 г ., Соборными документами об « Общественной деятельности православных христиан» и о «Практике заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах», принятых Архиерейским Собором 2011 г и другими нормативными актами, исходящими от соборной полноты Церкви.
Международное общественное движение «За веру православную!» вдохновляется «Основами социальной концепции Русской Православной Церкви» и решениями Архиерейского Собора 2011 г ., считая их призывом к активизации церковно-общественных инициатив. « Церковь призывает своих верных чад к участию в общественной жизни, которое должно основываться на принципах христианской нравственности». [2] «Русская Православная Церковь считает очевидным благом свободную и добровольную общественную деятельность, направленную на праведное и достойное устроение жизни, на свидетельство о своей вере делами, на помощь и служение ближнему — во исполнение заповеди Божией: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39).(ОДПХ.1) [3] Также Движение сознает, что освященное высшим церковным авторитетом право на общественное служение сопряжено с большой ответственностью и должно осуществляться в церковном духе и согласии со священноначалием. «Православный христианин может участвовать в общественной деятельности во всем ее современном многообразии, в том числе совместно с людьми других убеждений, сообразуясь со своей христианской совестью. Такую деятельность следует осуществлять благими и законными методами, в духе Священного Писания и Священного Предания. Она не должна прямо или косвенно наносить вред обществу или личности, провоцировать насилие, приводить к деградации и распаду общественных отношений или к гибели государства. Общественная деятельность — это прямая возможность для христианина свидетельствовать перед внешним миром о Христе Спасителе». (ОДПХ.1) [4] Реализуя эту возможность, движение стремится не только к достижению общественно-значимых результатов, но и, прежде всего, к духовному возрастанию своих членов на пути к спасению.
В своей повседневной деятельности члены движения действуют в согласии со священноначалием. « Православные общественные организации и все общественно активные православные христиане призываются к тому, чтобы, бережно храня церковное единство, согласовывать свою публичную позицию со священноначалием, прежде всего правящим архиереем, а в необходимых случаях — с общецерковными структурами». (ОДПХ.2 [5]) Храня единомыслие с иерархией и клиром, Движение исходит из допущения разномыслия среди отдельных его членов, надеясь на содействие и понимание со стороны священноначалия в духе апостольской традиции. «Архиереи, равно как и клирики, призываются к тому, чтобы осуществлять ответственное попечение об общественной деятельности православных христиан с любовью и рассудительностью, уважая свободу суждений, ибо, по слову апостола, «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11, 19). (ОДПХ.1) [6]
Международное общественное движение «За веру православную!» стремится получать благословение на свое служение в соответствии с решениями Архиерейского собора 2011 г .: « В отдельных случаях крупные общественные организации, именующие себя православными, могут получить благословение Церкви на свою деятельность. Таковые несут особую ответственность за воплощение в работе христианских идеалов» (ОДПХ.2) [7]. Вместе с тем, движение не ставит в качестве непременной цели обязательное получение такого благословения на свою деятельность в целом, прибегая к духовной поддержке авторитетных священнослужителей, полагаясь на их духовную мудрость и пастырскую ответственность. «Многие общественные организации прямо заявляют себя православными. В их работе должна быть велика роль духовного наставничества. Их деятельность должна осуществляться в согласии со Священным Писанием и Преданием, с позицией священноначалия. Вместе с тем, это не означает принудительного единомыслия во всех многообразных вопросах общественной, культурной, политической жизни». (ОДПХ.2) [8]
Международное общественное движение «За веру православную!» является добровольным объединением лиц, исповедующих православную веру в ее неповрежденной полноте в соответствии со Священным Писанием и Священным Преданием и сознающих свою ответственность за ее сохранение, отстаивание и распространение среди других членов общества, независимо от их национальной принадлежности и религиозных предпочтений.
Участники Международного общественного движения «За веру православную!» объединены осознанием абсолютной и универсальной ценности православной веры, нравственного учения Церкви и традиционного образа жизни вне зависимости от современных тенденций общественной жизни. Таким образом, в религиозном плане движение стоит на позициях просвещенного фундаментализма , в ценностной сфере придерживается морально-аксиологического абсолютизма и универсализма , в социально-политической деятельности руководствуется принципами православного неоконсерватизма .
Идеи просвещенного фундаментализма основаны на признании абсолютной и универсальной ценности православной веры, суверенной автономии Церкви в вопросах ее исповедания, сохранения и распространения. Данная доктрина развивается в соответствии с положениями, заложенными в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви»: « Церковь непогрешимо проповедует Христову Истину и преподает людям нравственные заповеди, исходящие от Самого Бога, а потому не властна изменить что-либо в своем учении. Не властна она и умолкнуть, прекратить проповедование истины, какие бы иные учения ни предписывались или ни распространялись государственными инстанциями. В данном отношении Церковь совершенно свободна от государства». (ОСК, III .5) [9] Особенную актуальность идеи просвещенного фундаментализма приобретают в современном мире, где «религия из «общего дела» превращается в «частное дело» человека. Сам по себе этот процесс свидетельствует о распаде системы духовных ценностей, потере устремленности к спасению в большей части общества, утверждающего принцип свободы совести». (ОСК, III .6) [10]
Противостоя негативным тенденциям, получившим развитие в современном обществе, Международное общественное движение «За веру православную!» твердо стоит на позициях морально-аксиологического абсолютизма и универсализма , придерживается традиционных ценностей, которые готово воплощать в своей деятельности, отстаивать и распространять. Члены Движения сознают пагубность морального и аксиологического релятивизма и проникнутых его духом социальных явлений и практик. Зачастую, принудительное внедрение подобных практик обосновывается превратно истолкованным принципом свободы совести. « Утверждение юридического принципа свободы совести свидетельствует об утрате обществом религиозных целей и ценностей, о массовой апостасии и фактической индифферентности к делу Церкви и к победе над грехом». (ОСК, III .6) [11]Поэтому общественные инициативы движения «За веру православную!» являются православной ценностной альтернативой релятивизму и имморализму.
Тотальная модернизация современного российского общества осуществляется без учета исторически обусловленных, религиозных, национальных и культурных традиций, что ведет к разрушению социума и представляет угрозу национальной безопасности, ставя под вопрос выживание народа и государства. Ответом на данные тенденции является доктрина православного неоконсерватизма , исходящая из признания традиционного православного уклада и исторически сложившихся способов организации политической, экономической, социальной и культурной жизни, не только обладающими абсолютной ценностью, но, также, и универсальной эффективностью в условиях современной России и мира в целом.
Международное общественное движение «За веру православную!» сознает пагубность процессов глобализации в том виде, в каком они осуществляются в современном мире. Современная глобализация базируется на идейных и моральных принципах, несовместимых с православной верой и, зачастую, имеющих прямую антихристианскую направленность. В процессе глобализации происходит не только нарушение прав верующих, но и последовательный поэтапный отказ от фундаментальных прав личности, семьи и общества, проистекающих из богоданного достоинства человека. Целью антихристианской глобализации является изменение онтологического, морального и аксиологического статуса человеческой личности, существенное ограничение человеческой свободы, персональных и корпоративных прав, включая право на жизнь. Данные цели достигаются путем установления тотального контроля за общественной и частной жизнью человека, создания механизмов дискриминации средствами новейших информационных технологий.
Основой христианского ответа перед лицом вызовов глобализации для участников Движения являются прежде всего твердость в православной вере, упование на милосердный Промысел Божий. Исходя из этого, приемлемыми формами противодействия негативным тенденциям глобализации для членов движения признаются гражданская и политическая активность, обращение к обществу, мирные формы воздействия на государственные институты в соответствии с принципами социальной деятельности Русской Православной Церкви: «Однако Церковь должна указывать государству на недопустимость распространения убеждений или действий, ведущих к установлению всецелого контроля за жизнью личности, ее убеждениями и отношениями с другими людьми, а также к разрушению личной, семейной или общественной нравственности, оскорблению религиозных чувств, нанесению ущерба культурно-духовной самобытности народа или возникновению угрозы священному дару жизни». (ОСК, III .6) [12]
Оказывая содействие Церкви в сфере социально-политического действия, Международное общественное движение «За веру православную!» следует решениям Архиерейского Собора 2011, который в Положении о « Практике заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах» свидетельствует : « Отказ Церкви от участия в политической борьбе не следует воспринимать как ее самоустранение от происходящего в стране и мире. Церковь оставляет за собой право давать нравственную оценку политическим программам и заявлениям, особенно тогда, когда речь идет об открытой или скрытой пропаганде безбожия, нравственного релятивизма, пересмотра традиционных нравственных норм в личной, семейной или общественной жизни, о пропаганде греха, о нанесении ущерба историческим или культурным памятникам, о деградации или разрушении окружающей среды, о духовном или физическом здоровье людей, о воспитании подрастающего поколения, заботе о бедных, больных, престарелых, одиноких и страждущих людях. Это свое право Церковь сохраняет и во время избирательных кампаний»(п.1). Сознавая значимость и обоснованность того самоограничения, которое Церковь накладывает на свое участие в политической жизни, Международное общественное движение «За веру православную!» стремится посильно восполнить усилия Церкви, пребывая в послушании и согласии с ее соборной полнотой. « Существование христианских (православных) политических организаций, а также христианских (православных) составных частей более широких политических объединений воспринимается Церковью как положительное явление, помогающее мирянам сообща осуществлять политическую и государственную деятельность на основе христианских духовно-нравственных принципов. Упомянутые организации, будучи свободны в своей деятельности, одновременно призываются к советованию с церковным Священноначалием, к координации действий в области осуществления позиции Церкви по общественным вопросам». (ОСК, V .4) [13]
[1]Особенностью общественного движения как формы общественной организации является возможность вхождения в него лиц без оформления индивидуальных заявлений или иных документов.
[2]«Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», 2000 г . , ч. I, раздел 3
[3]Соборный документ РПЦ «Общественная деятельность православных христиан», 2011 г ., п.1
[4]Там же
[5]Соборный документ РПЦ «Общественная деятельность православных христиан», 2011 г ., п.2
[6]Т ам же, п.1
[7]Там же, п.2
[8]Соборный документ РПЦ «Общественная деятельность православных христиан», 2011 г ., п.2
[9]«Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», 2000 г ., ч. III, раздел 5
[10]Там же, ч. III, раздел 6
[11]Там же.
[12]«Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», 2000 г ., ч. III, раздел 6
[13]«Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», 2000 г ., ч. V , раздел 4